Кто есть кто
Борис Михайлович Теплов
Доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Действительный член (академик) АПН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Руководитель лаборатории психофизиологии индивидуальных различий НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.
В 1914 году поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, где стал специализироваться по психологии. На втором курсе начал посещать «психологический практикум» Психологического института при Московском университете, которым руководил Г.И. Челпанов.
В 1916 году был призван в армию. После окончания школы прапорщиков получил назначение в один из пехотных полков на Западном фронте, где и пробыл до окончания войны, участвовал в боевых действиях. После октября 1917 года был избран на одну из командных должностей своего полка. К концу года демобилизован.
С января 1918 года служил в Москве помощником секретаря народного суда Тверского участка, возобновив одновременно занятия в университете.
В феврале 1919 года был призван в Красную Армию, где его направили в Высшую школу военной маскировки, которую он окончил в 1921 году (и в том же 1921 г. окончил университет). Был назначен начальником Отдела опытных станций, занимавшихся вопросами военной маскировки.
В 1921-1933 годах работал в различных научных учреждениях Красной армии. В 1933 году был уволен в резерв РККА.
С 1929 года работал в Психологическом институте при Московском университете (затем Институт общей и педагогической психологии АПН СССР и Психологический институт РАО). Руководил исследованиями по заданиям Высшего технического управления РККА. В 1933-1935 и 1945-1952 годах - заместитель директора. С 1952 года возглавлял лабораторию психофизиологии индивидуальных различий.
В 1935-1941 годах заведовал кафедрой психологии Института повышения квалификации музыкантов-педагогов.
В 1940 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психология музыкальных способностей».
В начале Великой Отечественной войны Б.М. Теплов вступил в народное ополчение, но вскоре его откомандировали обратно в институт.
С 1941 года работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: профессор, в 1949-1951 годах - заведующий кафедрой психологии философского факультета. Разработал и читал курс лекций «История психологии».
С 1941 года также заведовал кафедрой логики и психологии Академии общественных наук при ЦК КПСС.
В 1958-1965 годах - главный редактор журнала «Вопросы психологии».
Основатель школы дифференциальной психологии. Изучал врождённые задатки и развиваемые способности, характер, темперамент, разрабатывал методы их объективной диагностики и измерения. Занимался проблемой индивидуально-психологических различий, особое внимание он уделял вопросам способностей и одаренности, их развития, структуры, природных предпосылок, разнообразия проявлений, понимая под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
В 1920-х годах занимался вопросами военной маскировки, стал одним из создателей маскировочного дела в Красной Армии. Считал необходимым поиск научных решений проблем маскировки, в связи с чем начал заниматься исследованием некоторых экспериментальных законов восприятия и ощущений. Поскольку между раздражителями и вызываемыми ими ощущениями существует сложная связь, Б.М. Теплов предлагал использовать при решении задач военной маскировки не только свойства раздражителей, но и психофизиологические закономерности отражения их органами чувств.Выявил некоторые закономерности трансформации цвета на расстоянии, как, например, неотличаемость красного цвета от оранжевого, посветление желтого цвета, потемнение синего и фиолетового, относительная устойчивость зеленого цвета.
Основные направления работы Б.М. Теплова в Психологическом институте при МГУ включали проблему взаимодействия ощущений, а также изучение пространственного смешения цветов, порогов насыщенности, действия различных световых раздражителей.
После 1933 г. занимался психологическими аспектами музыкальности. Изучал слуховые ощущения и восприятия, анализировал музыкальный слух и музыкальные переживания. В течение ряда лет читал курс лекций по психологии для преподавателей музыки.
Исследуя музыкальные способности, пришел к выводу, что музыкальность свойственна всем людям, но у разных людей музыкальные способности неодинаковы, а для успешной реализации музыкальной деятельности важны не только собственно музыкальные данные, но и многие другие, одинаково важные и для других видов деятельности. Предложил новую структуру музыкальных способностей, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ритмическое и ладовое чувство, способность к произвольному оперированию музыкальными слуховыми представлениями. Описал феномен музыкальности как единство эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности взаимосвязанных между собой отдельных музыкальных способностей.
Сформулировал гипотезу о наличии общих и частных способностей. Общие способности существуют внутри частных и неразрывно связаны с ними, их можно найти как неизменную величину в разных видах деятельности, именно наличие у одного человека общих компонентов одаренности, важных для успешного выполнения разных видов деятельности, и дает разносторонне одаренных людей. Большое внимание уделял вопросу о природе способностей и о роли врожденных особенностей. Отмечал сложную, опосредованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок и подвергал критике идеи о предопределенности индивидуальных способностей. Считал, что биологические задатки — это только предпосылки развития, они могут повлиять на развитие той или иной способности только во взаимодействии с определенными условиями. По мнению Б.М. Теплова, способности всегда являются результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития.
Разрабатывая целостную концепцию индивидуальности, Б.М. Теплов собрал обширнейший материал о жизни великих русских композиторов. Их биографии, воспоминания и творчество были проанализированы с разных точек зрения: 1) характера самих музыкальных способностей; 2) их органической связи с общей одаренностью; 3) взаимообусловленности способностей и личностных качеств; 4) соотношения общих и специальных способностей с задатками.
Этот способ многостороннего анализа был распространен затем на описание ума и воли выдающихся полководцев (по военно-историческим материалам). Анализ материалов о выдающихся полководцах позволил обнаружить своеобразную диалектику умственных способностей, а именно необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, осторожности и смелости, гибкости и устойчивости. Теплов подробно раскрывает такие умственные черты, как «схватывание» целого при одновременном внимании к деталям, способность находить быстрое решение, умение предвидеть и др. Было выявлено также значение знаний, образованности для роста способностей.Умственные свойства были раскрытыв тесной связи с другими сторонами личности, прежде всего с волей. Теплов показал, что одаренность полководца не может быть понята только как проявление интеллекта, она заключается в единстве интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов.
В начале 1950-х годов (после «павловской сессии» 1950 года) занимался изучением свойств нервной системы человека как физиологической основы индивидуальных психологических различий, став основоположником нового научного направления в отечественной науке - дифференциальной психофизиологии, или психофизиологии индивидуальных различий. Одно из важнейших положений этой теории - единство природного и социального в индивидуальности.
Теплов провел глубокий теоретический анализ проблемы метода в изучении основных свойств нервной системы человека. Одним из важнейших вопросов считал вопрос об относительной роли в изучении свойств нервной системы экспериментальных и «жизненных» показателей. Вторым моментом был вопрос о роли в изучении свойств нервной системы «произвольных» и «непроизвольных» методик, в отличие от сложившегося мнения, он считал, что именно использование «непроизвольных» методик позволит получить наиболее точные данные о свойствах нервной системы человека.
Сформулировал гипотезу об обратной связи, существующей между силой нервной системы как пределом ее работоспособности и ее чувствительностью. Согласно этой гипотезе, низкая работоспособность нервной системы сочетается с высокой чувствительностью, что может компенсировать сниженные функциональные возможности. В этой гипотезе проявилась основная идея всех теорий Теплова: различия в способностях не означают различия в степени совершенства нервной системы, а лишь говорят о различии ее возможностей.
Вместе с В.Д. Небылицыным внедрил в дифференциальную психофизиологию математические методы.
Основные публикации:
- Психология: Учебник для сред. школы / Б.М. Теплов. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1946.; 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1948. - 192 с.; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Учпедгиз, 1949. - 216 с.; 4-е изд. - М.: Учпедгиз, 1950. - 216 с.; 5-е изд., испр. и доп. - М.: Учпедгиз, 1951. - 264 с.; 6-е изд., испр. - М.: Учпедгиз, 1952. - 253 с.; 7-е изд. - М.: Учпедгиз, 1953. - 256 с.; 8-е изд. - М.: Учпедгиз, 1954. - 256 с.; Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. - М.: Концептуал, 2019, 2020. - 255 с.
- Проблемы индивидуальных различий: Избранные работы / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
- Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б.М. Теплов. - М., 1962. - 40 с.
- Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2004. - 440 с.
- Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927 г.): К 100-летию Психологического ин-та имени Л.Г. Щукиной (1914-2014) / Б.М. Теплов. - М.: Твердислов, 2006. - 166 с.
- Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения: Доклады VII Междунар. конгресс антропол. и этногр. наук. (Москва, авг. 1964 г.) / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 1964. - 10 с.
- Избранные труды: в 2-х т. / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985.
- Психологические тесты для взрослых по Эдварду Торндайку в обработке Б.М. Теплова, П.А. Шеварева и А.А. Смирнова. Часть I.
- Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. - Воронеж, 1998, 2003, 2009. - 638 с.
- Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.; М.: Наука, 2003. - 377 с.
- Маскировка на Западе: сборник инструкций и документов за период 1915-1920 гг. / под ред. и с предисл. Б. Теплова. - М.: Высший военный редакционный совет, 1924. - 179 с.
- Ум полководца / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1990. - 203 с.
- Об объективном методе в психологии / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 47 с.
- Советская психологическая наука за 30 лет: Стенограмма публичной лекции, прочит. 13-го окт. 1947 г. в Доме союзов в Москве / Б.М. Теплов. - М.: Правда, 1947. - 32 с.
- Вопросы психологии труда и искусства: Труды Института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов, Н.Н. Волков. - М., 1950. - 236 с.
- Вопросы психологии речи и мышления: Труды Института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов, А.Н. Соколов. - М., 1954. - 192 с.
- Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем: Сборник статей / Под ред. Б.М. Теплова, К.М. Гуревича. - М.: Просвещение, 1966. - 219 с.
- Философские вопросы учения о высшей нервной деятельности: Сборник статей / Под ред. Б.М. Теплова. - М., 1954. - 276 с.
- Вопросы психологии восприятия и мышления: Труды Института психологии / Отв. ред. Б.М. Теплов. - М. - Л., 1948. - 203 с.
Награды:
- орден Трудового Красного Знамени
- медаль имени К.Д. Ушинского
- медаль «За оборону Москвы»