Кто есть кто
Татьяна Васильевна Корнилова
Доктор психологических наук, профессор.
Заведующая кафедрой общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподаватель факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук. Член докторских диссертационных советов при факультете психологии МГУ и Институте психологии РАН.
Член редколлегии «Психологического журнала» РАН.
Член Российского психологического общества.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2024-2028).
В 1976 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1980 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ.
В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Целеобразование при решении задач в “диалоге”с ЭВМ и в условиях общения», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений».
С 1980 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: на кафедре общей психологии (1980-1990 и 2004-н.в.), на кафедре педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе (1990-2004), с 2023 г. заведует кафедрой общей психологии.
Руководитель одного из основных направлений научной работы кафедры общей психологии МГУ — «Когнитивные процессы и функциональные состояния: общепсихологический, нейропсихологический и психофизиологический анализ».
Область научных интересов:
- психология мышления и принятия решений,
- психология личности,
- психологические последствия компьютеризации,
- методология психологии.
Т.В. Корнилова впервые соединила проблематику смысловой регуляции мышления и исследований принятия решений и стала развивать в отечественной психологии общепсихологический подход к пониманию регуляции принятия решений.
Т.В. Корниловой разработано новое научное направление – множественной и уровневой психологической регуляции выбора человека в условиях неопределенности. Она предложила целостную психологическую концепцию функционально-уровневой регуляции принятия интеллектуальных решений, обосновав принципы неопределенности, многоуровневости и открытости в понимании регулятивных систем принятия решений и критерий обратимости в качестве новых характеристик психологической реальности выбора.
Создала ряд методик диагностики интеллектуально-личностного потенциала человека.
Читает курсы:
- Диагностика интеллектуального и личностного развития субъектов инновационной образовательной среды
- Методологические дискуссии в современной психологии
- Методологические основы психологии
- Методологические проблемы современной психологии
- Методология планирования и организации психологических исследований
- Педагогика и психология
- Планирование исследования выпускной квалификационной работы
- Принятие решений в социальной сфере
- Психология неопределенности, риска и принятия решений
- Психология развивающего инновационного образования
- Тренды и парадигмы современных психологических исследований
- Фундаментальная психология перед вызовом современности
- Экспериментальная психология
- Экспериментальный метод в психологии
Основные публикации: более 300 работ, в том числе
- Т.В. Корнилова и др. Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2023.
- Т.В. Корнилова и др. Психологическое знание: стадии исследовательского процесса. М. Институт психологии РАН, 2023.
- Т.В. Корнилова и др. Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. М.: Издательский до Московского университета, 2021.
- Т.В. Корнилова. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска: монография. СПб: Нестор-История, 2016.
- Т.В. Корнилова и др. Принцип развития в современной психологии: коллективная монография. М., 2016.
- Т.В. Корнилова. Принятие решений и риск: психология неопределенности. 2014.
- Корнилова Т.В. и др. Современная экспериментальная психология. М.: Институт психологии РАН, 2011.
- Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова, С.А. Корнилов, М.А. Новикова. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека. М.: Смысл, 2010.
- Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов. Методологические основы психологии: учебное пособие. СПб: Питер, 2006, 2007, 2008, 2009; М.: Юрайт, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2021, 2024.
- Эксперимент и квазиэксперимент: учебное пособие / под ред. Т.В. Корниловой. М.-СПб: Питер, 2004.
- Т.В. Корнилова. Психология риска и принятия решений: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Т.В. Корнилова. Экспериментальная психология. Теория и методы: учебник. М., 2002, 2005, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016, 2017, 2018, 2019, 2021, 2023, 2024.
- Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов, Е.Л. Григоренко. Подростки групп риска: монография. М.-СПб.: Питер, 2004; М.: Юрайт, 2017, 2019, 2023, 2024.
- Т.В. Корнилова. Введение в психологический эксперимент: учебник. М.: МГУ-ЧеРо, 1997, 2001.
- Т.В. Корнилова. Диагностика мотивации и готовности к риску: монография. М.: Институт психологии РАН, 1997.
- Т.В. Корнилова, О.К. Тихомиров. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером: монография. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Награды:
- Вторая премия победителя конкурса на лучшую научную книгу 2005 года среди преподавателей высших учебных заведений в номинации «Психология и педагогика» Фонда развития отечественного образования (2005)
- Лауреат конкурса «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга» (2004)
- 1-я премия за лучшую программу вузовской дисциплины РПО и Фонда Сороса (1998)
- «Школа А.Н. Леонтьева как интеллектуальная "грибница" XXI века: к 120-летию основоположника», юбилейный интеллектуальный марафон, 1 января - 30 июня 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.), победитель