16+
Выходит с 1995 года
18сентября2024

Кто есть кто

Владимир Товиевич Кудрявцев

Владимир Товиевич Кудрявцев

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор Дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского МГПУ. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.

Член Совета Московского психологического общества. Член правления философского общества «Диалектика и культура».

Научный консультант журнала «Обруч». Член редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», «Детский сад: теория и практика», «Организационная психолингвистика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).

В 1983 г. окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института, в 1986 г. — аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики: по материалам психологии детей дошкольного возраста», в 1997 г. — докторскую диссертацию на тему «Идея историзма в психологии развития: теоретико-методологическое исследование».

С 1995 г. преподает в Московском городском педагогическом университете, с 2021 г. — ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования.

В 2001 г. в Москве организовал «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», целью которого является разработка, апробация, внедрение и распространение перспективных технологий развития и поддержки человеческих способностей в сфере образования, культуры, экономики, политики и др.

Заведовал лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО. Заведовал кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

В 2015 г. учредил Центр «РОКС», обеспечивающий научно-методическую и издательскую поддержку разработки вариативных моделей развивающего дошкольного образования.

С 2017 г. работает в МГППУ.

Возглавлял Международную ассоциацию развивающего дошкольного образования.

Директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».

Сфера исследовательских и практических интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного-развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства.

Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней (1996–1999), концепции культуросообразного образования (2002), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997–2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка (БТКК — Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др.

Построенные на этой основе образовательные модели апробируются и внедряются в ДОУ и школах 50 регионов России.

Выступал научным руководителем ряда российских экспериментальных дошкольных учреждений и школ (в частности, школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368» г. Москвы, на базе которой в 1990-e – 2000-e гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования — с дошкольного уровня до старших классов). Совместно с проф. Э. Камиа (Университет Букио, Киото, Япония) ведет работу в рамках российско-японского образовательного проекта KKDD — Kudriavtsev’s & Kamia’s Dai Do (проект Кудрявцева и Камиа «Большой Путь»). Руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».

Сочетая исследовательскую, организационную и общественную деятельность с преподавательской, подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997). Приглашался для чтения лекций по проблемам теории развивающего образования в ряд университетов Западной Европы и Японии. Через свой сайт проводит просветительскую и консультационную работу с многочисленными посетителями.

Читает курсы:

  • Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
  • Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
  • Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере
  • Философия и методология современной науки
  • Детство как культурно-исторический феномен
  • Обучение и развитие дошкольников

Автор свыше 500 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Дошкольное воспитание» и др.). Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах «Russian Education and Society», «Journal of Russian and East European Psychology»). Основные работы:

  • Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (М., 1991)
  • Развивающее образование в системе дошкольного воспитания: сборник научно-методических статей (соред., Дубна, 1995)
  • Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования (М., 1996)
  • Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход (М., 1997)
  • Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: учебное пособие (М., 1997)
  • Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (М., 1997-2000)
  • Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода (М., 1999)
  • Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению (М., 1999)
  • Развивающая педагогика оздоровления (М., 2000)
  • Творческий потенциал дошкольника: природа и структура (М., 2002)
  • Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие (2003)
  • Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров (2003)
  • Личностный рост ребенка в дошкольном образовании (соавт., М., 2005)
  • Тропинки: концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования (М., 2007)
  • Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 13-17 ноября 2012 г.: В 2 т. (ред., М., 2012)
  • Психология сознания: истоки и перспективы изучения: материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013 г.: В 2 т. (ред., М., 2013)
  • Психология раннего студенческого возраста (2014)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (ред., М., 2016, 2021)

Награды:

  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»