Кто есть кто
Мария Владимировна Осорина
Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Заведующая кафедрой детской практической психологии, руководитель, научный консультант программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Института практической психологии «Иматон».
Член редакционного совета журнала «Консультативная психология и психотерапия».
Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, член Координационного совета СПбПО.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2021-2025) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2003, 2019-2023).
В 1973 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова и поступила в аспирантуру при факультете психологии ЛГУ.
В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности».
С 1976 г. работала на кафедре общей психологии факультета психологии ЛГУ - СПбГУ.
Научные интересы:
- процессы понимания;
- роль образов в мышлении;
- развитие когнитивных и метакогнитивных навыков;
- когнитивные привычки;
- психологические функции повседневного фантазирования у детей и взрослых;
- психология детской субкультуры;
- психология детского изобразительного творчества;
- онтогенез детского изобразительного языка.
С самого начала профессиональной деятельности научные интересы Марии Владимировны находились на пересечении общей психологии и психологии развития. Со времени защиты диссертации она продолжает заниматься проблематикой, связанной с исследованием роли «языка образов» в мышлении, анализом структуры и функций ментальных образов разных типов, изучением процессов создания и понимания иконических текстов взрослыми и детьми, в частности онтогенезом детского рисования как истории формирования изобразительного языка ребенка.
М.В. Осорина стала первой среди российских психологов, кто обратил внимание на существование психологических традиций детской субкультуры: именно она сделала их предметом научного исследования. Многолетняя работа по сбору и анализу текстов детского фольклора, а также ситуаций их бытования, начавшаяся еще в 1960-е годы, позволила Марии Владимировне рассмотреть считалки и дразнилки, игровые припевки и «страшные истории» как специфические детские тексты, в которых кристаллизуется и передается от поколения к поколению детей социально-психологический опыт разрешения «трудных», но типичных коммуникативных ситуаций, регулярно воспроизводящихся в любом детском сообществе. Именно М.В. Осорина ввела в научный обиход термин «страшилка».
Пионерское значение имели и ее исследования территориального поведения детей, в частности символических способов освоения ими пространства окружающего мира в действиях и фантазиях (создание "секретиков" и «тайников», строительство «штабов», посещение страшных мест и т.д.). Эта работа вылилась в создание уникального университетского курса для студентов-психологов «Психология детской субкультуры» и написание новаторской по духу и содержанию книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»/
М.В. Осорину как любознательного человека с широким кругом интересов привлекала не только исследовательская, но и практическая работа психолога. В 1983 г. она стала одним из первых российских психологов, получивших в Германии лицензию тренера СПТ.
В течение многих лет она вела на факультете психологии СПбГУ программы по развитию коммуникативных и когнитивных навыков. Эти программы сыграли значимую роль как в повышении профессиональной компетентности молодых психологов, так и в признании права на существование подобной формы психологической практики в те времена, когда это было еще совсем необычно и принималось неоднозначно.
Читаемые курсы:
- Общая психология. Часть I. Психические процессы
- Развитие интеллектуальных навыков
- Развитие когнитивных и метакогнитивных навыков
- Психологический анализ ситуаций
- Психология детской субкультуры
- Психология детского изобразительного творчества
Основные публикации:
- Ментальные пространства как психическая реальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2017. Том 7, №1. С. 6–24
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб: Питер, 1999; 2-е изд. СПб: Питер, 2000; 3-е изд., СПб: Речь, 2004, 2007; 4-е изд. СПб: Питер, 2008, 2009, 2010, 2011; 5-е изд. 2013; 2015; 2021.
- Исследование повседневного фантазирования взрослых / Осорина М.В., Чечик А.А. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16. 2013. Часть I. Вып. 3; Часть II. Вып. 4.
- Рисованные истории в изобразительном творчестве детей и их зрительском опыте // Русский комикс. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 107–170
- Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2010. С. 247–257
- Значение исследований осязания в научном творчестве Л.М. Веккера // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №5. С. 44–53.
- Идеологическое лицо книги: психологический анализ обложек советского «Букваря» и «Азбуки» А. Бенуа // Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства. М.: ОГИ, 2003. С. 155–168
- Развитие личности ребенка от рождения до года. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 298 с. (в соавт.)
- Психологические проблемы восприятия картины зрителем-ребенком в музее // Художественный музей в образовательном процессе / Под ред. Б.А. Столярова. СПб: Спецлит, 1998. С. 127–169
- О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. С. 47-64.
- Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства) // Советская этнография. 1983. №3. С. 34–45.
- Психодиагностические возможности метода пиктограмм при исследовании мышления // Диагностика психических состояний в норме и патологии / Под ред. проф. Случевского. Л.: Медицина, Ленинградское отд., 1980. С. 69–86.
- «Контакт-соприсутствие: изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона», практическое занятие в онлайн-формате (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2020 г.), победитель
- «Развитие личности ребенка», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2010 г.), победитель
- Виктор Ефимович Каган, 06.12.2021
- Наталья Борисовна Ковалева, 06.12.2020