16+
Выходит с 1995 года
18 июля 2024

Кто есть кто

Олеся Валентиновна Вихристюк

Олеся Валентиновна Вихристюк

Москва

Кандидат психологических наук. Почетный работник образования города Москвы.

Проректор по воспитательной и социально-психологической работе Московского государственного психолого-педагогического университета.

В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологические свойства избирателей как фактор предпочтения ими политических лидеров». В 2023 г. окончила магистратуру «Управление в высшем образовании» НИУ ВШЭ.

В 2009-2020 гг. возглавляла Центр экстренной психологической помощи МГППУ.

Основные научные публикации:

  • Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт / Вихристюк О.В., Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А., Логинова Е.А. // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. №S1. С. 87-98.
  • Психотерапия суицидального кризисного состояния у несовершеннолетних: анализ современных подходов и методов / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязова // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. №2. С. 89-93.
  • Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: методические рекомендации : методические рекомендации / Б.М. Абушкин, С.В. Алехина, Г.С. Банников [и др.]. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. 120 с.
  • Банников, Г. С. Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников / Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, И. Галынкер // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. №1(107). С. 8-24. DOI: 10.17759/cpp.2020280102.
  • Психотерапия суицидального кризисного состояния у несовершеннолетних: анализ современных подходов и методов / Банников Г.С., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. Т. 31. №2. С. 89-93.
  • Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. 2020
  • К вопросу о современных программах профилактики суицидального поведения подростков и молодежи (обзор некоторых зарубежных программ) // Социальные науки и детство. 2020. Т. 1. №1. С. 47–57
  • Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. №2. С. 118–129
  • О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. №2. С. 8–34
  • Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. №1. С. 8–24
  • Модель подготовки и сопровождения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования // Психология и право. 2019. Т. 9. №3. С. 84–97
  • Проблемы подготовки педагогов-психологов образовательных организаций в области превенции суицидального поведения подростков и молодежи // Психология и право. 2019. Т. 9. №3. С. 18–34
  • Применение технологии выявления факторов риска развития суицидального поведения среди подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. №4. С. 91–101
  • Особенности этических норм кризисного психолога // Вестник практической психологии образования. 2018. Т. 15. №1. С. 40–46
  • Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суицидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. №2. С. 33–52
  • Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. №3. С. 42–68
  • Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. №2. С. 63–68
  • Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. №1. С. 126–145
  • Оказание кризисной психологической помощи по Телефону доверия подросткам с суицидальными намерениями // Психолого-педагогические исследования. 2013. Т. 5. №4
  • Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2013. Т. 5. №1
  • Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. №1. С. 100–108
  • Психологическая помощь людям, пережившим психотравмирующее событие // Психолого-педагогические исследования. 2010. Т. 2. №5
  • Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. 2020. С. 403–419
  • Телефон доверия как средство помощи детям и подросткам с алкогольной и наркотической зависимостями // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». 2012
  • Организационные и содержательные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии МГППУ // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 2011
  • Об актуальных проблемах детского и подросткового возраста (по материалам работы «Детского телефона доверия» МГППУ) // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам. 2010

Автор статей в СМИ.

Награждена медалью Л.С. Выготского Министерства просвещения РФ (2023).

Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
  • Навигатор профилактики девиантного поведения — 2022, методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся (в номинации «Психологический инструмент года», 2022 г.)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»