16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Все публикации

Страница из 321
из 321
  • О родительском страхе и эгоизме
    29.05.2017
    О родительском страхе и эгоизме
    При, казалось бы, более высоком интеллектуальном развитии, психологически современные дети развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется в школе или в специально созданных условиях. Школа принимает ребёнка с уже имеющимся уровнем, который, так или иначе, будет с ребёнком всю жизнь. Психологическая незрелость объясняется и тем, что наши дети не прошли те детские, естественные возрастные кризисы, которые должны были пройти ещё в раннем детстве...
  • «Можно я побуду пупом земли?»
    26.05.2017
    «Можно я побуду пупом земли?»
    У травматика внутри стоят характерные фильтры: всё теплое и принимающее он отбрасывает, а всё критическое, обесценивающее – принимает. Хоть и ранится при этом. Это поразительное явление существует потому, что у травматика в детстве не было опыта принятия. Как ни стараешься, что ни делаешь, все не так, все плохо. Или недостаточно хорошо. Основное родительское послание: «Ты не такой, как мне надо. Будь другим, удобным мне». Для того чтобы понять себя, хорошо бы ответить на вопрос: как я отношусь к комплиментам, похвале?…
  • Третья волна когнитивно-поведенческой психотерапии
    25.05.2017
    Третья волна когнитивно-поведенческой психотерапии
    Доклад «Третья волна когнитивно-поведенческой психотерапии» состоялся в рамках VII Международного Санкт-Петербургского конгресса «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого», Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Ковпак Дмитрий Викторович - к.м.н., доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии...
  • Условия для успешной деятельности психолога в школе
    24.05.2017
    Условия для успешной деятельности психолога в школе
    Хочу поделиться успешным опытом работы психологом и предлагаю вашему вниманию итоги 30-летней практической работы в школе, детском доме, ППМС центре, интернате, детском саду, педагогическом колледже.Как создать такую атмосферу в школе, систему, чтобы работа психологов была максимально эффективной? Психолог в любой ситуации может ускорить поиск решения, выработки стратегии и тактики разрешения проблемы. Необходима программа работы психологической службы, объединяющая всех участников образовательного процесса...
  • О границах компетентности и возможностей педагога-психолога
    23.05.2017
    О границах компетентности и возможностей педагога-психолога
    Последний случай из собственной практики снизил профессиональную мотивацию, заставил задуматься о правовой защищённости педагога-психолога. Учащийся в возрасте 11 лет, состоявший на учёте у психиатра с серьёзным психическим заболеванием, находившийся на надомной форме обучения, покончил жизнь самоубийством. Ответственность легла на плечи школы, которая оказывает образовательные услуги, которые ребёнку были предоставлены с учётом особенностей развития. Как быть в такой ситуации? Где искать защиту?...
  • «Кажется, что я никому не нужен…»
    22.05.2017
    «Кажется, что я никому не нужен…»
    Такие слова хоть раз в жизни говорил себе или другому каждый из нас. Вспоминаю клиентские случаи: оказалось, что, в той или иной степени, многие люди испытывают подобные состояния. Лукавят те, которые говорят, что самодостаточны, что могут обходиться без целого мира. Примечательно, что взрослые говорят о себе как о ребенке, в то время как дети, в большинстве своем, о своих состояниях, ситуации умалчивают. Всё, о чем пойдет речь дальше, основано на многочисленных примерах из практики...
  • Исследование или диагностика? Пристальный взгляд дилетанта
    19.05.2017
    Исследование или диагностика? Пристальный взгляд дилетанта
    Кто такой психолог-исследователь? Исследователь берет какой-то один инструмент (порой - два или три инструмента, что особой роли не играет), запускает на случайную или конкретную выборку, получает данные, обрабатывает их статистически и пишет по результатам статью или отчет заказчику. Даже если запущенный им инструмент и относится к разряду «психодиагностических» - это не психологическая диагностика, а исследование и объем выборки хоть в одного человека, хоть в 100, хоть в 4000, хоть в десять тысяч испытуемых не имеет значения...
  • Экзистенциальный символический подход в профессиональной психологической помощи
    18.05.2017
    Экзистенциальный символический подход в профессиональной психологической помощи
    Доклад состоялся в рамках VII Международного Санкт-Петербургского конгресса «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого». Кораблина Елена Павловна - доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, член президиума Координационного Совета Санкт-Петербургского общества психологов...
  • «Тысячеликий герой» Д. Кэмпбелла: истории, в которых мы узнаём самих себя
    17.05.2017
    «Тысячеликий герой» Д. Кэмпбелла: истории, в которых мы узнаём самих себя
    В этой книге автор описывает путешествие героя, рассматривает универсальный мотив приключения и трансформации, которые отражены в мировой мифологической традиции. Мы привыкли считать, что герой, победивший абсолютное зло, преодолевший тысячи препятствий, всегда должен быть счастлив по окончании своего волшебного странствия и, вернувшись в мир обычных людей, вправе рассчитывать на заслуженное признание. Но так не бывает ни в нашей привычной жизни, ни, как оказалось, в мифе...
  • Детское творчество и центральное телевидение
    17.05.2017
    Детское творчество и центральное телевидение
    Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть. Детское творчество, в принципе, безусловно, заслуживает, даже требует того, чтобы все о нём знали, чтобы его понимали и ценили, чтобы его показывали в атмосфере праздника. Чтобы умные, опытные взрослые, ответственные за будущее детей, что-то им советовали, от чего-то предостерегали...
  • К. Карпенко «Ребёнок адаптируется к новой семье и всё у него будет хорошо»
    16.05.2017
    К. Карпенко «Ребёнок адаптируется к новой семье и всё у него будет хорошо»
    Инициативная группа граждан обратилась к психологам с вопросом о том, соответствуют ли действия сотрудников опеки интересам ребёнка - Сергея Спахова. Напомним, что ребёнок был похищен Еленой Спаховой три года назад из больницы и воспитывался в её семье. Я исхожу из того, что текст обращения и реальная ситуация могут не иметь между собой ничего общего. Поэтому я отношусь к этому тексту как к некоторой условной ситуации, которая заставляет задуматься над важными вопросами...
  • О чем трубят «Синие киты»
    16.05.2017
    О чем трубят «Синие киты»
    В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют, в среднем, до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребёнка (на время нахождения в стационаре), но может приводить к формированию у него экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребёнком приводит к формированию у них обученной беспомощности...
  • Гендерная проблематика в исследованиях семейных отношений
    15.05.2017
    Гендерная проблематика в исследованиях семейных отношений
    Гендерный аспект семейных отношений является объектом пристального внимания учёных, которые исследуют проблематику взаимодействия в семье, семейных ролей... Доклад состоялся в рамках Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13 - 15 апреля, Санкт-Петербург). Ирина Сергеевна Клёцина – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека института психологии РГПУ им. А.И. Герцена...
  • К юбилею Ирины Сергеевны Клёциной
    15.05.2017
    К юбилею Ирины Сергеевны Клёциной
    15 мая 2017 года отмечает свой юбилей Ирина Сергеевна Клёцина – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека института психологии РГПУ им. А.И. Герцена. Профессор Клецина является основателем и активным разработчиком нового направления в психологической науке в России – «гендерная психология». В 2006 году Ирина Сергеевна стала первым доктором психологических наук, защитившим диссертацию по гендерной проблематике...
  • Стресс перед новизной
    15.05.2017
    Стресс перед новизной
    В жизни каждого человека бывают моменты, когда один этап жизни или событие подходит к завершению и за ним должно последовать что-то новое. Это новое бывает предсказуемым – человек знает, где будет учиться, работать, с кем жить. Но в то же время не знает, как все будет, что останется от прошлой, знакомой жизни и что будет совсем новым.
    Ситуация перехода является стрессовой. Появляется тревога, зачастую беспричинная. Возникает сопротивление себе, обстоятельствам, миру. Что же делать?
  • Я человек неконфликтный…
    12.05.2017
    Я человек неконфликтный…
    Как часто мы с гордостью заявляем «Я человек неконфликтный», пишем об этом в резюме, а потом… не выдерживаем. Кто-то срывается на детях, кто-то прячет недовольство в болезнь тела, кто-то испытывает хронический стресс, вплоть до депрессии. А мы копим, копим: обиду, злость, раздражение, разочарование, боль и продолжаем оставаться для всех очень удобными. На тех, кто не стесняется высказывать свое мнение, смотрим искоса и с осуждением, мол: «Какая невоспитанность!» или «Какой эгоизм!». Давайте разбираться...
  • Роль малых групп в решении проблем консолидации и синергетики совместной активности
    12.05.2017
    Роль малых групп в решении проблем консолидации и синергетики совместной активности
    Доклад был прочитан в рамках Всероссийской конференции с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Чернышев Алексей Сергеевич - профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии Курского государственного университета, соавтор (совместно с Сарычевым Сергеем Васильевичем) аппаратурной методики «Арка», разработанной для диагностики малой группы в совместной деятельности...
  • Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
    11.05.2017
    Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
    Трагическая история псковских подростков, нашумевшие «группы смерти» в социальных сетях, опасная виртуальная игра «Синие киты», провоцирующая детские самоубийства, новые законодательные инициативы Госдумы об ответственности за пропаганду суицидов, призыв министра образования Ольги Васильевой «вернуть психологов в школы»...Цель данной встречи – поддержать школьных психологов, помочь им определиться с эффективной стратегией действий и границами своей компетентности...
  • Психология терроризма. Видеозапись выступления в Доме учёных РАН
    10.05.2017
    Психология терроризма. Видеозапись выступления в Доме учёных РАН
    Решетников Михаил Михайлович - заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа. В докладе рассмотрены следующие вопросы: что является основными социально-психологическими предпосылками формирования современного терроризма. Кто становится террористом? Кто такие вербовщики и как они действуют? Что такое фанатизм и каковы его механизмы? Как противодействовать терроризму?...
  • Криминал как показатель состояния общества в современной России
    09.05.2017
    Криминал как показатель состояния общества в современной России
    Рассмотрим особенности сложившихся отношений между социумом и людьми в современной России. Власть, закон, свобода, система здесь веками существовали в иной зависимости друг к другу, нежели в других странах. Одной из таких существенных особенностей культуры России, в отличие от западноевропейских стран, является отсутствие правового сознания у российских жителей, складывающееся веками. Поэтому взаимоотношения власти с народом строились всегда на основании учета лишь временных мер и правил, которым слишком далеко до «закона»...
Страница из 321
из 321

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»