16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024

Кто есть кто

Анна Алексеевна Матюшкина

Анна Алексеевна Матюшкина

Москва

Кандидат психологических наук.

Доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1994 году.

В 2001 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Сравнительный анализ смыслообразования в индивидуальном и групповом мышлении».

Работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова с 1998 года; доцент кафедры общей психологии.

Область научных интересов:

  • психология творческого мышления.

Преподавательская деятельность:

  • Лекционный курс «Психология»
  • Спецкурсы «Смысловая теория мышления», «Мышление как разрешение проблемных ситуаций»
  • Семинарские занятия в рамках разделов курса общей психологии: «Введение в общую психологию», «Психология мышления и речи»
  • Спецпрактикум «Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления».

Основные публикации:

  • Матюшкина А.А. Психология разрешения уникальных проблем в творческом мышлении. М.: Наука, 2022. 374 с.
  • Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. 2-е издание, испр. и доп.. М.: ИД «Международные отношения», 2017. 226 с.
  • Матюшкина А.А. Диагностическое исследование индивидуальных особенностей мышления: руководство к практическим занятиям. Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2014. 74 с.
  • Матюшкина А.А. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: Материалы к занятиям спецкурса «Мышление как разрешение проблемных ситуаций»: учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга, 2013. 80 с.
  • Зинченко Ю.П., Володарская И.А., Матюшкина А.А., Шилко Р.С. Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии: методические рекомендации. М.: КДУ, 2013, 112 с.
  • Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие/ А.М. Матюшкин; под ред. А.А. Матюшкиной. М.: КДУ, 2009. 190 с.
  • Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. М.: ЧеРо, «Омега-Л», МПСИ, 2008, 368 с.
  • Матюшкина А.А. Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления: учебно-методическое пособие. М.: Издательский центр ГОУВПО ГУУ, 2004. 22 с.
  • Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов: Монография. М.: издат. центр ГУУ, 2003, 92 с.
  • Матюшкина А.А., Грудинин В.А. Переживание познавательной потребности в решении проблемных задач // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 4. С. 110-125
  • Матюшкина А.А., Кунашенко М.И. Условия эффективности подсказок в решении проблемных задач научного и художественного содержания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Том 10. № 1. С. 62-72.
  • Матюшкина А.А., Кунашенко М.И. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. № 1. С. 61-73
  • Матюшкина А.А. Мышление. Обучение. Творчество: итоги симпозиума, посвященного 90-летию академика А.М. Матюшкина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Том 7. № 1. С. 92-94
  • Матюшкина А.А. Понимание проблемной ситуации и успешность ее решения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Том 7. № 1. С. 62-68
  • Матюшкина А.А. Проблема продуктивности мышления и обучение // Наука и школа. 2018. № 4. С. 15-23
  • Матюшкина А.А., Пичугина А.О. Глубина понимания проблемных заданий и особенности их решения (с использованием методики регистрации движения глаз // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2017. № 2. С. 63-90
  • Матюшкина А.А. Особенности смыслообразования в совместном решении творческих задач // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. № 2. С. 27-39
  • Матюшкина А.А. Сложность задачи и трудность ее решения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 43-58
  • Матюшкина А.А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 3. С. 93-108
  • Матюшкина А.А. Открытость новому опыту как личностная предпосылка творческого мышления // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 32-43
  • Матюшкина А.А., Чечельницкая М.Б. Типы продуктивных решений в творческом мышлении (на материале анализа творческого мышления режиссера) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 4. С. 110-124
  • Матюшкина А.А., Жуковская Е.К. Условия актуализации интуиции в творческом решении // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 2. С. 31-46
  • Матюшкина А.А. Феноменология решения творческой проблемы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 3. С. 46-58
  • Матюшкина А.А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе А.М. Матюшкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 3. с. 70-81
  • Матюшкина А.А. Метод эксперимента в диагностическом исследовании мышления взрослого субъекта // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 2
  • Матюшкина А.А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О.К. Тихомирова, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 2. С. 102-113
  • Матюшкина А.А. О психологическом механизме развития смысла в решении творческой задачи // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2002. № 2. С. 94-97
  • Семенова О.А., Матюшкина А.А. Метакогнитивные факторы слухоречевой памяти // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 67-71

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»