18+
Выходит с 1995 года
27 ноября 2024
Как «делается деятель». Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся

Николай Николаевич Нечаев, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 28 января 2021 года отпраздновал свое 75-летие. В честь юбилея Николая Николаевича вышла программа «Как “делается деятель”. Николай Николаевич Нечаев — ученый, учитель, учащийся» из цикла передач «Психолог-и-Я. Живые истории». Юбиляр рассказал о своем детстве, студенчестве и профессиональном пути, интервью проводил Владимир Товиевич Кудрявцев.

— Есть ли какая-то книга, прочитав которую, ты понял, что не можешь быть таким, каким был раньше?

— Я отвечу на это очень хитро. Дело в том, что в студенческие годы я жил в общежитии на Ломоносовском проспекте, поэтому книги мы читали только в библиотеке и по необходимости. Я читал изредка и ничего запоминающегося у меня не было, хотя одна работа Фридриха Энгельса на меня произвела впечатление — это «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Но собственной библиотеки у меня тогда не было. Библиофилом я стал на третьем курсе. Сейчас в моем собрании сочинений очень много редких книг. Первым сильным впечатлением для меня стали конспекты лекций Петра Яковлевича Гальперина, которые очень тщательно, почти стенографически, делал мой одногруппник. Мы все очень готовились к экзамену у Петра Яковлевича, многие ребята с трудом воспринимали целый ряд вещей, а я им их разъяснял при подготовке. И когда у нас начался экзамен, Петр Яковлевич открыл его следующей фразой: «Поднимите руки те, кто считает, что знает на “пять”», — и несколько рук поднялось — в том числе и моя. Он говорит: «Давайте зачетки», — и расписался в них. А всем остальным — четверки. Забегая вперед, скажу, что курс общей психологии, который читал Петр Яковлевич, я прослушал семь или восемь раз: уже будучи студентом старших курсов, аспирантом, я ходил на его лекции…

— Насколько я знаю, ты был организатором первой, уже легендарной, Летней психологической школы МГУ. Расскажи, кто был инициатором, как ты занимался этой организацией, где проходила школа?

— На факультете психологии МГУ я очень быстро прижился. В 1966 году меня избрали секретарем комитета комсомола факультета, я «комсомолил» практически полтора года. Я активно участвовал в научном студенческом обществе, которое курировала Любовь Семеновна Цветкова. И на одном из заседаний Алексей Николаевич Леонтьев предложил идею Летней психологической школы. Мы — я как комсомольский лидер и члены моего бюро, в том числе Андрей Подольский, который отвечал за учебный сектор, — организовали отбор: ребята писали сочинения, получали рекомендацию преподавателей. И в конце августа мы все поехали на берег Черного моря в селение Джемете с двумя приглашенными специалистами — с Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Петром Яковлевичем Гальпериным.

— Николай Николаевич, а какие отличия в лекторском стиле трех профессоров — Леонтьева, Лурии и Гальперина?

— Леонтьева как лектора я слышал только будучи четверокурсником, на курсе «Методология психологии», ассистентом у него был Вячеслав Андреевич Иванников. Специфическая манера Алексея Николаевича заключалась в том, что надо было прислушиваться к тому, что он говорил. Как лектор он всегда ставил проблемы, хитро улыбался, завораживал своими руками. В аудитории должна была стоять тишина, потому что нужно было догадываться, чем заканчиваются некоторые фразы. Петр Яковлевич совершенно другой — спокойный, с юмором. Я его слышал на первом и на четвертом курсе. Александр Романович Лурия бегал по аудитории, мог сесть на стол. Самая большая трагедия Александра Романовича была, когда он свои лекции издал, но менять их не хотел и читал по своим конспектам, и на его лекции студенты иногда не ходили. Я ходил, потому что он был моим руководителем по курсовой работе. У Александра Романовича была манера — я даже одно время ее попытался реализовывать, но мне запретили — он закрывал аудиторию на стул: все, кто опоздал, уже на лекцию попасть не могли. Мне повезло с преподавателями: детскую психологию нам читали напополам Запорожец и Эльконин. Александр Владимирович Запорожец читал какому-то воображаемому человеку, он на нас вообще не смотрел, рассказывал спокойно, неторопливо. А Даниил Борисович Эльконин — это огонь! Я помню, что у него был сорван голос, потому что он командовал батареей во время войны.

— Какой главный урок ты извлек из школы Гальперина?

— Какой ты трудный вопрос задаешь! Главный урок — простота сообщения того, что ты знаешь. Рассмотрение этого сообщения как сообщения, адресованного другому, но позволяющего тебе понять, что тебя мучает…

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • А. Асмолов: «Кризис как тест на психологическую совместимость»
    20.06.2024
    А. Асмолов: «Кризис как тест на психологическую совместимость»
    В ходе доклада на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов проф. А.Г.Асмолов подчеркнул: «Триада ценностей, которые я предлагаю как код культуры психолога: ценность другого, ценность общего дела и ценность выбора. Без этих трёх ценностей нет развития»...
  • Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    03.06.2024
    Слово российским психологам — что обсуждали в первый день 18-го Санкт-Петербургского саммита
    «Кризис мировой цивилизации» — так звучала тема панельной дискуссии 2 июня, в которой приняли участие А.Г.Асмолов, Т.В.Черниговская, Д.А.Леонтьев, К.В.Павлов, Т.Ю.Базаров, М.М.Решетников, А.Г.Караяни, Е.В.Сидоренко…
  • «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
    19.08.2019
    «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа»
    Когда я услышал, что на Саммите психологов будут обсуждаться тренды, сексуальность, духовность и цифра, я подумал, что мне там делать, о какой духовности говорить? Я внутренне готовился к тому, что в течение уже многих лет при слове «духовность» у моих собеседников-психологов лицо становится постным, как на официальных похоронах. Либо кислым: «Ну что об этом говорить, это все — устаревшие вещи». Все время речь идет не о предмете духовности как таковой, а о многочисленных тенях этого предмета, интерпретациях, ассоциациях...
  • Александр Асмолов о вечном вопросе психологии
    17.07.2019
    Александр Асмолов о вечном вопросе психологии
    «Я сегодня впервые говорю: развитие психологии – это решение задач на смысл. Это решение задач – ради чего мы с вами здесь сегодня собрались...» «Смысл в том, что мы с вами создаем концепции не просто так, а для того, чтобы мы решали проблемы антропологии, проблемы человека – наши с вами проблемы… Психология делает все, чтобы мир перешел от адаптивной культуры, гомеостатической культуры, прагматичной культуры полезности к культуре достоинства. Услышьте это!» Опубликована видеозапись выступления профессора А.Г. Асмолова на XIII Санкт-Петербургском саммите психологов...
  • Выпускникам о миссии психологии в современном мире
    11.07.2019
    Выпускникам о миссии психологии в современном мире
    В эти дни в разных городах нашей страны выпускникам вручают дипломы. Мы поздравляем всех выпускников факультетов психологии, которые в этом году начинают свой профессиональный путь. Желаем, чтобы он был долгим, интересным и счастливым! 9 июля в главном здании Санкт-Петербургского государственного университета психологи получили дипломы из рук декана факультета психологии СПбГУ Аллы Вадимовны Шаболтас. Тёплые слова выпускникам сказал председатель государственной экзаменационной комиссии, основатель Компании «Иматон» Аркадий Борисович Балунов...
  • Революция как психологический феномен
    07.11.2017
    Революция как психологический феномен
    В рамках Международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2017. Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов» в Санкт-Петербургском государственном университете состоялся круглый стол «Революция как психологический феномен - к 100-летию Октябрьской революции 1917 года». Профессор кафедры политической психологии, доктор исторических наук Нинэль Яковлевна Олесич в своем докладе о событиях 1917 года упоминает каталонские события 2017 года, украинский Майдан 2014 года - и тогда, и сейчас студенчество играет в них свою заметную роль. Почему партии вообще работали со студентами? Во-первых, студенты - залог будущего. Ленин говорил, что все студенческие выступления - это политический симптом, это признак того, что общество нездорово, в нем что-то происходит. И вслед за этим политическим симптомом зреют важные события - общественные, революционные события. Студенчество - барометр общественных настроений.
  • Психотерапия и психосоциальная работа в российской психиатрии
    27.10.2017
    Психотерапия и психосоциальная работа в российской психиатрии
    На IV международной конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (12-14 октября, Санкт-Петербург) выступил с докладом «Психотерапия и психосоциальная работа в российской психиатрии - вверх по лестнице, ведущей вниз» выступил Бабин Сергей Михайлович - доктор мед. наук, профессор, президент РПА...
  • Настроения и задаваемые ориентиры российской психологии в современных условиях
    23.08.2024
    Настроения и задаваемые ориентиры российской психологии в современных условиях
    «Работа Саммита позволила очертить круг актуальных проблем: отсутствие или размытость смыслов, отсутствие личностной саморегуляции, проблема ценностных ориентаций, слабоволие или отсутствие воли, непонимание самого себя и дефицит понимания в социуме…»
  • Т.В. Черниговская: Мозг и мiръ. Зачем психологу нейронаука в эпоху перемен?
    22.07.2024
    Т.В. Черниговская: Мозг и мiръ. Зачем психологу нейронаука в эпоху перемен?
    «Нам нужно изучать мозг как носитель и создатель смыслов, а не только как что-то, что состоит из 100 миллиардов нейронов…»
  • Будущее российской психологии — в развитии нейронаук
    15.07.2024
    Будущее российской психологии — в развитии нейронаук
    «Новые знания о языке мозга, принципах целостной работы мозговых структур, их прикладных аспектах позволят разработать новые тренинги и другие пути реабилитации людей с психическими недомоганиями и болезнями».
  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • Судьба научной психологии в XXI столетии: время и бремя выбора
    21.06.2024
    Судьба научной психологии в XXI столетии: время и бремя выбора
    «До тех пор, пока психология не будет готова приступить к объяснению природы психического, надо исходить из предмета в целом, то есть охватывающего всю психику человека в совокупности».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»