Кто есть кто
Николай Николаевич Нечаев
Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.
Исполнительный директор Российского психологического общества, вице-президент РПО, член Президиума РПО. Вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве (1990–1992).
Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
Член редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Российский психологический журнал», «Культурно-историческая психология», «Образование и наука», «Язык и культура», «Прикладная юридическая психология».
В 1969 г. окончил психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1972 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ.
В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний». В 1987 г. — докторскую диссертацию на тему «Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)».
Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970–1972). Преподавал психологию в Московском автомобильно-дорожном институте (1973–1974), Московском архитектурном институте (1974–1982, с 1976 г. – доцент) и МГУ имени М.В.Ломоносова (1982–1988). В 1987 г. перешёл на должность заместителя директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987–1989). С 1989 по 1992 г. – начальник Главного управления общего среднего образования, член Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию.
После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования (РАО) работал в должности Главного учёного секретаря РАО (1992–1997).
Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (1989–1992), заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Московского государственного лингвистического университета (1992–1994), заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ (1994–2016). Проректор по учебно-методической работе МГЛУ (2000–2016).
В 2016–2017 гг. — заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков, заместитель декана факультета психологии по учебно-методической работе МГУ имени М. В. Ломоносова.
С 2017 г. работает в МГППУ.
Научные интересы Николая Николаевича Нечаева сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.
Согласно этой теории, высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии – его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции, высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. «Психическое» развитие, психологическое «оформление» каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его «вхождения», «врастания» в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения её содержания, её форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной «социализации» студента в процессе высшего образования, его «превращения» и «обращения» в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. – те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и её отдельные виды и формы – являются, с этой точки зрения, тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований – выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Нечаева были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых.
Основные публикации: более 200 работ, в том числе
- Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании: Учебное пособие / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1980. – 107 с.
- Введение в проектирование: Учебное пособие / А.В.Степанов, С.А.Малахов, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1982. – 134 с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 112 с.
- Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 1987. – 37 с.
- Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии // Новые методы и средства обучения. – 1988. – № 1(5). – С. 3–37.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1988. – 165 с.
- Методы архитектурного творчества: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1988. – 105 с.
- Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. – М.: НИИВШ, 1989. – С. 7–19.
- Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИВО, 1989. – 156 с.
- Компьютерные технологии и архитектурное творчество: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, А.И.Рудь, А.В.Скопинцев. – Ростов-на-Дону, РАИ, 1990.
- Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: Из истории российских университетов // Народное образование. – 1991. – № 37. – С. 156–162.
- Теория и методика пространственного анализа в архитектуре: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, В.К.Моор. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
- Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.Н.Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.
- Нечаев Н.Н. Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования // Материалы международной конференции, посвящённой 100-летию Л.С.Выготского. – М.: Изд-во РГГУ, 1996. – С. 37–44.
- Нечаев Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник УРАО. – 1999. – № 1. – С. 3–13.
- Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. – 2001. – № 1 (11). – С. 78–96.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы). – М., 2002. – С. 3–24. – (Вестн. МГЛУ; вып. 467).
- Нечаев Н.Н. А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С. 50–69.
- Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. – М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. – 92 с.
- Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 3–22.
- Архитектура: пространство, время, культура: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, А.В.Степанов, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 296 с.
- Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное образование как объект педагогической теории // Психолого-педагогические аспекты развития образования. – М., 2009. – С. 96–113. – (Вестн. МГЛУ; вып. 539).
- Нечаев Н.Н. Моделирование как творчество: методологические аспекты психологического исследования проектной деятельности / Математическая психология: школа В.Ю.Крылова / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Н.Савченко и др. – М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – С. 79-97.
- Нечаев Н.Н. Избранное. Работы разных лет. — М.: «Логос-Принт», 2013. — 226 с.
- Нечаев Н.Н. Психология: избранные психологические труды. — Воронеж: МОДЕК, 2014. — 400 с.
- Nechaev N.N. A Psychological mechanism for the development of activity: the crosscultural context // Procedia – Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). – 2015. – Т. 200. – С. 33–39.
- Нечаев Н.Н. и др. Педагогическое мышление: направления, проблемы, риски: коллективная монография. М., 2015.
- Нечаев Н.Н. Психологические аспекты становления вторичной языковой личности в процессе профессиональной подготовки лингвистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 14 (725). – С. 9–27.
- Нечаев Н.Н. Развитие и «развивающее» обучение: новый взгляд на проблему их взаимосвязи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 8 (719). – С. 9–31.
- Нечаев Н.Н., Идобаева О.А., Подольский А.И. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образоваиельного процесса // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 3–13.
- Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Речевое действие и коммуникативные нормы: освоение межкультурной коммуникации с позиций деятельностного подхода // Язык и культура. – 2016. – № 34 (2).
- Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость // Вопросы психологии. – 2016. – №6.
- Нечаев Н.Н., Рабесон М.Д. Категория «предмет» как основа фундаментализации психологического образования // Вопросы психологии. – 2016. – №2.
- Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №4.
- Nechaev N.N. Psychological Aspects of the Formation of an Individual's Secondary Linguistic Identity in the Professional Training of Linguists // Russian Education and Society. – 2016. – Vol. 58 (2). – pp. 89 -110. http://dx.doi.org/10.1080/10609393.2016.1214487
- Nechaev N.N. On the Psychological Mechanism of Ontogenetic Development in the Context of Developmental and Educational Psychology // Procedia – Social and Behavioral Sciences». – 2016. – Vol. 233 (2016) – pp. 407–412. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.173
- Нечаев Н.Н. Социально-психологические аспекты онтогенеза дискурса // Язык и культура. – 2017. – №37.
- Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. – 2017. – №3. http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-120-141
- Nechaev N.N. Development and Instruction Relationship: Reconsidering the Issue // Journal of Psychological Abnormalities. – 2017. – Vol. 6, No. 1.
- Нечаев Н.Н. О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. – 2018. – №2.
- Нечаев Н.Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследования образования // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, №3. https://doi.org/10.17759/chp.2018140305
- Нечаев Н.Н., Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж. В. и др. Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова и Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, №4. 10.17759/chp.2018140406
- Нечаев Н.Н. О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С. 19–35.
- Nechaev N.N. The “Ambivalence” of Joint Activity as the Basis of the Emergence of Psychological Neoformations: Ways of Developing the Activity Approach // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16, №3. – С. 27–37. https://doi.org/10.17759/chp.2020160304
- Нечаев Н.Н., Марцинковская Т.Д., Балашова Е.Ю., Бурлакова Н.С., Соколова Е.Т. и др. Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского – к ХХI веку: коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. – М.: РГГУ, 2018. — 322 с.
- Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 355 с.
- Нечаев Н.Н. О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С. 19-35.
- «Язык» и «речь» в системе онтогенеза психологических возможностей человека // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды» (12-13 декабря 2019 года, Москва). Т. 1. – М.: МГППУ, 2019. – С. 62-66.
- Нечаев Н.Н., Барсуков И.С., Григорьева О.В. и др. Методологические проблемы развития мышления субъектов образовательного процесса. – Красноярск: Изд-во СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2021. – 232 с.
Награды:
- «Орден Дружбы» (1996)
- медаль имени К.Д. Ушинского (2000)
- Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998)
- знак «Отличник народного просвещения»
- медаль В память 850-летия основания Москвы (1997)
- Лариса Александровна Карпова (Милованова), 28.01.2023
- Маргарита Дмитриевна Синица, 28.01.2020