21 октября в Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре психологии личности состоялся онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства (к 130-летию Курта Левина)».
Накануне симпозиума в свет вышел сборник научных статей «Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология» — организаторы предоставляют временный доступ к полному тексту издания.
Открывая симпозиум, декан факультета психологии СПбГУ, доктор психологических наук Алла Вадимовна Шаболтас отметила: «Жизненное пространство в этом году очень сложное — Курт Левин, наверное, с восторгом бы наблюдал за этим, как за огромным экспериментом, в котором мы находимся... Несмотря на сложности, мы не отказываемся от проведения мерприятий и рассматриваем это испытание как точку развития, которая даст нам на будущее возможность вообще не прерывать наше общение». Алла Вадимовна подчеркнула особое значение идей Курта Левина для современного мира: «Сегодняшнее развитие общества и развитие психологи как науки очень нуждается в идеях Курта Левина. Чего стоит его цитата ... о том, что развитие демократии в обществе связано не с тем, какие мы имеем демократические идеалы и гуманистические идеи — они давно существуют. Развитие демократии связано с тем, наколько люди начинают себя вести демократически, насколько менеджмент, управление организациями и страной в целом становится демократическим. И, конечно, не могу не вспомнить его фразу из статьи о проблемах теоретической психологии: “if you truly want to understand something, you should try to change it”*. Мне кажется, это невероятно круто с точки зрения нашей науки и практики!»
Заведующий кафедрой психологии личности МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, академик РАО, профессор Александр Григорьевич Асмолов выступил с докладом «Курт Левин — созвездие жизненных миров». В самом начале своего выступления Александр Григорьевич описал современную проблематику: «Сегодня в ситуации пандемии и инфодемии психологи обсуждают многие проблемы, но, вместе с тем, возникает несколько ключевых смысловых установок, вне контекста которых трудно понять движение мысли в наше время. Эти ключевые установки связаны со следующими дефицитами. Первый дефицит, в котором сегодня оказалось человечество, в том числе и Россия, это дефицит смыслов. Буквально несколько лет назад было проведено исследование в разных странах мира, в котором обсуждалось, какие страхи оказываются главенствующими в нашем цивилизационном сознании. Как правило, эти исследования показывали, что ключевой доминирующий страх — это страх смерти. Вместе с тем, в 2016–2017 годах исследования показывают, что в разных странах мира: в США, Германии, Польше, — на первое место выходит иной страх — страх потери смысла жизни». В качестве других современных дефицитов Александр Григорьевич назвал также дефицит доверия и дефицит понимания. «Есть разные способы выхода над ситуацией за пределы дефицита, — пояснил А.Г. Асмолов. — Один из способов выхода — это выход в феноменологическое пространство, когда за нашей аналитикой стоит восприятие, цитирую Вертхаймера, не извращенное научением». И в продолжение доклада Александр Григорьевич показал «несколько моментов, которые превращают Курта Левина в нашего гениального собеседника, благодаря которому появляется особое направление — «левиновский мироцентризм». Левиновская концепция — мироцентрическая концепция». «Курт Левин, занимаясь психологией поля, всегда был над полем. Курт Левин, занимаясь психологией поля, всегда занимал по отношению к психологии позицию преадаптивности и надситуативной активности, выходя, как говорил Пастернак, и прорываясь поверх барьеров», — подчеркнул проф. А.Г. Асмолов.
Начиная свой доклад «Курт Левин: психология изменений и построение лучшего мира», профессор кафедры психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук Наталия Владимировна Гришина отметила: «Я не могу не откликнуться на ту тему, которую сейчас поднимал Александр Асмолов, на ту мелодию, которую он задал в своем выступлении. Это удивительно! Каким образом между нами и нашими великими предшественниками появляются незримые нити — нити диалога, нити влияния, которое они на нас оказывают и которое, может быть, мы не совсем осознаем... У меня ощущение, что я нахожусь в постоянном диалоге с Куртом Левиным, чем бы я ни занималась — психологией конфликта, экзистенциальной психологией или сейчас психологией изменений...» «Уже в одной из своих первых работ, — напомнила Наталия Владимировна, — Курт Левин формулирует свою принципиальную позицию: “вопросы динамики сегодня, без сомнения, выступают как ядро и важнейшая задача психологии”. Под этим высказыванием мы могли бы подписаться и сегодня... Именно для описания динамической личности Курт Левин вводит понятие жизненного пространства, он обозначает его как равновесие в движении». Наталия Владимировна в своем докладе уделила особое внимание понятию «простраство свободного движения», которое было введено К. Левиным как пространство изменений, как «та мера свободы, которой мы обладаем в своем жизненном пространстве». «Тема свободы и возможности изменений, — подчеркнула Наталия Владимировна, — одна из важнейших тем Курта Левина».
«Понимаете, мы, конечно, не обладаем полным авторским правом по отношению к той реальности, в которой мы живем, но мы обладаем свободой и правом выбора своего отношения к этому, участия в преобразовании этого мира», — резюмировала Н.В. Гришина.
В завершение Наталия Владимировна добавила: «Сегодня мы говорим об идеях Курта Левина, но за всем этим стоит его великая личность. Он был великим человеком, который прошел через множество трагичных обстоятельств собственной жизни. Но он сохранил веру не только в ту науку, которой он посвятил свою жизнь, но и в то, что этот мир можно сделать лучше. И он считал, что именно психологи должны сыграть в этом свою огромную роль. Хотелось бы думать, что он прав, и у нас получится!»
Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ, доктор психологических наук Софья Кимовна Нартова-Бочавер предложила задуматься: «Каким образом проявляется научная память? Почему мы сегодня вспоминаем Курта Левина? Во-первых, конечно, возможен вариант буквального продолжения с использованием аутентичного понятийного аппарата. Но применительно к Курту Левину мы с вами видим, что этого не произошло, что лексика Курта Левина осталась в значительной степени эзотерической... Нет в России сейчас психологов, которые называли бы себя прямыми последователями школы Курта Левина. Во-вторых, возможно, что научная память проявляется через имплицитное продолжение идей. И вот об этом мы бы хотелось поговорить, потому что, на мой взгляд, именно имплицитное использование идей, понятийного аппарата, наработок, исследований, концепций прошлого — это и есть истинное признание... Люди, которые используют инструмент, они уже не всегда знают, из каких рук они получили этот инструмент, но они знают, что этот инструмент совершенно незаменим».
В своем докладе «Три идеи Курта Левина, без которых не было бы современной психологии» С.К. Нартова-Бочавер говорит: «Первая идея связана собственно с понятием жизненного пространства. Жизненное пространство — это аналог поля, центрального понятия в учении Левина, применительно к психологии личности; это человек и психологическая среда, как она существует для него (поле, включающее потребности, мотивы, настроения, цели, идеалы, состояния). ... Вторая необыкновенно ценная идея Левина, на наш взгляд, состоит в холистическом понимании жизненного пространства, имеющего сложную структуру и неоднородного, в котором можно выделить “единицы поля-времени”, “психологические кванты”, мотивы, цели, сюжеты и просто предметы. ... И, наконец, третья идея Курта Левина, которая очень продуктивно используется, в первую очередь, в прикладных областях психологии, — это указание на важность границ жизненного пространства».
В продолжение симпозиума выступила директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, заведующая лабораторией психологии подростка Психологического института РАО, профессор Татьяна Давидовна Марцинковская: «Когда мы говорим о психологии жизненного пространства, психологии поля и вообще о фигуре Курта Левина, мы всегда — ещё с лекций Блюмы Вульфовны Зейгарник и Галины Михайловны Андреевой — всегда этой фигурой восхищались..., но поняли, конечно, не сразу. И сегодня я должна сказать, что эти идеи архиактуальны. Ситуация, которая сложилась сегодня в связи с пандемией, актуализирует практически все проблемы, которые были подняты в разных аспектах концепции Курта Левина. И эти аспекты связаны сегодня с вопросами: как преодолеть тотальную фрустрацию и времени, и пространства? Каким образом самореализоваться и канализировать многие наши стремления и потребности, когда они абсолютно нереализуемы в той ситуации, которая складывается? Таким образом, возникает вопрос о том, как нам реконструировать ситуацию, создав принципиально новый гештальт? И как раз у Курта Левина можно найти ответы на те новые вызовы, которые встают сегодня перед нами». «Что нам дает возможность встать над полем? Что нам дает возможность преодолеть иногда очень жесткие барьеры? Это что? Это пассионарность. Это наш энергетический заряд. Это уверенность в себе, самооценка. Это уровень когнитивной сложности... Много разных возможностей», — поделилась размышлениями Татьяна Давидовна.
«Затем, что ветру, и орлу,
И сердцу девы нет закона...
(А.С. Пушкин)
Этот эпиграф я взяла потому, что центральный вопрос — вопрос о свободе воли», — поясняет Т.Д. Марцинковская и, откликаясь на слова Н.В. Гришиной, вспоминает идею Эпикура: человек не выбирает пьесу, но выбирает роль, которую он играет в этой пьесе.
В докладе «Психология личностного пространства: реальный и виртуальный контекст» Т.Д. Марцинковская сделала акцент на «одном из центральных пространств сегодняшней жизни» — на сфере интернета, «которая во многом дает возможность расширить пространство жизни людей». «Сегодня мы стоим перед фактом того, что формируется новое жизненное пространство — смешение реального и интернет-пространства, — утверждает Татьяна Давидовна. — Эти пространства практически отождествились, они смыкаются, они переходят одно в другое, они смешаваются одно с другим...»
Марина Сергеевна Гусельцева, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка Психологического института РАО, выступила с докладом «Жизненное пространство в контексте психологии повседневности». Развитие психологии повседневности Марина Сергеевна связывает с глобальными трендами гуманизации жизненного пространства и индивидуализации жизненных стратегий. «В этом контексте наследие Курта Левина рассматривается как один из источников развития психологии повседневности, — отмечает М.С. Гусельцева, подчеркивая современность этого наследия, — удивительным образом, идеи Левина востребованы сегодня едва ли не больше, чем в первой половине XX века». Мария Сергеевна понимает повседневность как «текущую изо дня в день реальность человеческой жизни; эта реальность разворачивается во множестве ситуаций, на разных уровнях, во множестве контекстов и различных слоях бытия». «В этом смысле конструкт Левина “жизненное пространство” играет здесь интегрирующую роль, охватывает динамику отношений человека и мира», — поясняет М.С. Гусельцева.
«Мир, с которым мы имеем дело, говорит с нами преимущественно на языке изменений», — утверждает М.С. Гусельцева.
«В одном из недавних выступлений, — поделилась наблюдением Марина Сергеевна, — Ирина Прохорова, рассуждая о культурных практиках современности и о том, как меняется отношение людей к своему жизненному пространству, будь то экологические или региональные движения, отметила, что сейчас нет инструментария, чтобы отслеживать эти трансформации. И тут я невольно подумала: позвольте, у нас же есть методология Курта Левина!»
«Важную роль в представлениях Левина играет представление о границах... Эта тема крайне актуальна и для методологии 21 века, где обсуждается феномен изчезновения дисциплинарных границ, и с этим связано представление о трансдисциплинарном подходе. В геополитическом пространстве современности речь идет о прозрачности и преодолении региональных границ для определенных социальных групп... — перечислила Марина Сергеевна и вновь вернулась к проблематике повседневности, — это трансформации культуры, которые мы переживаем сегодня: это изменение пространственных границ (между домом и офисом) и темпоральных границ (между рабочим временем и досугом)». «Левин показывает, что транформация одного аспекта культуры невозможна без перестройки всей системы; и чтобы эти изменения были устойчивы, необходимо их закрепление в практиках повседневной жизни», — подчеркивает М.С. Гусельцева.
С докладом «Проблемы социальной детерминации жизненного пространства (по мотивам «Второй книги» Надежды Мандельштам)» выступил заведующий кафедрой социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, кандидат психологических наук Дмитрий Александрович Хорошилов: «Интересным для меня является изучение макросоциальных факторов динамики границ жизненного пространства человека — факторов, которые задаются историей общества и культуры. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что анализ динамических запретов, барьеров между человеком и его устремлениями, желаниями, которые выдвигаются обществом и культурой, это, наверное, сквозная тема научной и личной биографии Курта Левина... Его теория — это, на мой взгляд, ответ и на вызовы времени, стремление осмыслить радикальные социальные изменения, найти психологическое объяснение фашизма и кровавых тоталитарных режимов, которые установились во времена его жизни, жизни на его глазах. И следуя логике эстетической парадигмы в психологии, я постараюсь найти для нас новые психологические идеи, связанные именно с социальными границами жизненного пространства, за пределами психологии — в эстетике». В своем докладе Дмитрий Александрович приводит цитаты из мемуаров Надежды Мандельштам — вдовы поэта Осипа Мандельштама, которую Иосиф Бродский называл «вдовой всей культуры 20 века»...
Далее с докладом «Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире» выступил профессор кафедры социальной психологии МГУ, научный руководитель Московской школы практической психологии при МИП, доктор психологических наук Тахир Юсупович Базаров. Затрагивая проблемы групповой динамики, Тахир Юсупович отметил: «Идеи Левина хороши тем, что не дают готовых ответов. В них есть нечто более важное, на мой взгляд, они позволяют сформулировать вопросы и искать ответы, причем самостоятельно искать. Волнообразность групповых процессов каждый раз, как в первый, вынуждает искать два вида энергии: энергию якоря и энергию ветра. Групповая память в виде привычек, стереотипов возвращает всё на круги своя. Как возможны изменения? Классическая схема, которую Левин предложил, она сегодня есть во всех учебниках по менеджменту: размораживание — изменение — замораживание. Она позволяет рамочно увидеть, как это происходит. Хотя всё равно тайна, в этом срединном опосредующем звене всё равно тайна... Сегодня мы начинаем различать:
- изменение как переход из одного стабильного состояния в другое стабильное состояние;
- трансформацию — перевод объекта из стабильного состояния в нестабильное, но целеустремленное;
- когда мы из нестабильного состояния пытаемся перевести объект в стабильное — это называется кризис-менеджментом
- и, наконец, уже видны виды деятельности в условиях пандемии, когда из нестабильного состояния — в другое нестабильное состояние переводится объект...»
Т.Ю. Базаров утверждает: «Эпоха неопределенности, которая началась с Великих географических открытий, на глазах нашего поколения завершилась. Началась эпоха неизвестности. Мы движемся по местности, не имея никакой карты. Нам уже недостаточно понимания, что ситуация познается по её последствиям... Исследование действием, или сегодня это звучало в варианте “действенное исследование” (action research) — это, пожалуй, сегодня единственная возможность понять окружающую ситуацию и что-то предпринимать...»
«Экспериментальное доказательство преимущества эффективности групповой дискуссии над лекцией, диалога над монологом позволили мне понять, почему...
...человек ничего не слышит, если ему не разрешено говорить; а если ему позволяется говорить, то тогда он начинает слышать», — подчеркнул Т.Ю. Базаров, вспоминая атмосферу лекций Б.В. Зейгарник.
Начиная свой доклад «О возможном подходе к типологии жизненного пространства личности», доцент кафедры психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат психологических наук Наталия Александровна Кондратова вспомнила слова Сергея Леонидовича Рубинштейна из знаменитой работы «Человек и мир»: «“Проблема человека зазвучит в науке полно и целостно только тогда, когда будут преодолены отчуждение человека от его жизни, разрыв между человеком и его миром, их разъединение, противопоставление”. И вот мне кажется, то, что мы сегодня слышали, как раз об этом свидетельствует: отчуждение преодолено».
В завершение симпозиума выступила заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор психологических наук Светлана Николаевна Костромина с докладом «Жизненная модель как проекция жизненного пространства личности», построенном на эмпирических исследованиях. «Александр Григорьевич в своем докладе сказал, что субъект приходит в настоящее не прямо из прошлого, а конструирует настоящее как реализатор образа будущего, — в заключительном докладе внимание участников Светлана Николаевна вернула к первому. — Вообще эта идея проектирования своего будущего, изучения временной протяженности жизни человека, понимание того, как человек планирует свою жизнь, какие цели и задачи ставит, — конечно, является очень привлекательной для исследователей. Обычно темы изучения будущего, исследования в этой теме группируются вокруг концепта жизненного сценария личности и опираются на концепцию “жизненный путь личности”, потому что очень важно понимать, как на этом пути связано прошлое, настоящее и будущее. Если мы обратимся к методологической части этих исследований, то такие исследования выстраиваются либо через описание временной протяженности жизни человека, либо через соотнесение событийного ряда с этапами развития жизни человека, с возрастом человека, с осознанием жизненного опыта, его упорядочиванием, интерпретацией, т.е. выстраиваются либо в вертикальной плоскости, либо в горизонтальной. ... И здесь возникает методологическая трудность: во всех таких исследованиях отсутствует обобщенный концепт, который, с одной стороны, интегрировал бы основные аспекты жизненного сценария, а с другой стороны — позволял бы его конкретизировать. ...мы позволили себе, здесь я сошлюсь на Наталию Владимировну Гришину, ввести такой концепт, как “жизненная модель”, который позволяет преодолеть сложившиеся методологические противоречия». В докладе были представлены результаты эмпирических исследований с применением специально разработанного опросника, опубликованного в сборнике статей.
Светлана Николаевна подробнее остановилась на результатах одного из исследований, в котором было выявлено несколько типов жизненных моделей. В ходе последовавшей дискуссии задал вопрос профессор Вячеслав Андреевич Иванников: «“целеустремленных”, “автономных” и “новаторов” оказалось 40% — а почему их в жизни не видно? 40% — почти половина людей, которые жизнь должны перевернуть; где они есть?» Вячеслав Андреевич предположил, что всё-таки «это хорошие ответы при плохом поведении». Вслед за риторическим Вячеслав Андреевич задал вопрос о перспективах: «Светлана Николаевна, вопрос к Вам как заведующему кафедрой психологии личности ведущего университета: существует ли какая-то проблема, решение которой продвинуло бы нас очень быстро и далеко в решении всех вопросов психологии личности? Или успех придет только путем медленного набора разных фактов, из общей суммы родится потом что-то хорошее?» «Я думаю, что не существует такого пути, который позволит ответить сразу на всё, решить все вопросы — безусловно, нет, — ответила Светлана Николаевна Костромина. — Во-вторых, я сторонник эволюционного подхода, поступательного, но не с точки зрения эмпирических исследований... В психологии очень много эмпирических исследований, но очень мало теоретических и методологических работ по их осмыслению». И Наталия Владимировна Гришина добавила: «Я вижу необходимость смены некоторых принципиальных подходов в описании личности, отказа от описания статичных характеристик и перехода к описанию процессуальной природы... Изучать изменяющегося человека в изменяюшемся мире».
* Если Вы действительно хотите понять что-то, Вам следует попытаться это изменить.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать