В 1990-е годы, когда рождалась идеология вариативного образования, появился так называемый Федеральный перечень учебников. Он появился тогда, когда между собой конкурировали множество новорождённых издательств, пришедших на место одному могучему издательству – «Просвещение». Именно тогда перед экспертным советом Министерства образования РФ и встала задача: каким образом отбирать наилучшие по качеству учебники и одновременно мотивировать в сложное время начала 90-х наиболее талантливых авторов к рождению новых учебников для наших школ. С тех пор прошло немало лет. Сегодня ситуация коренным образом изменилась.
Сегодня, когда мы говорим «электронный учебник», мы не рефлексируем, что это своего рода оксюморон, потому что на самом деле имеем дело с совершенно иной реальностью, отличающейся от учебника.
Сегодня, когда мы в ситуации пандемии, которая выступила как катализатор онлайн-образования, оказались совершенно в иной реальности, встаёт вопрос: а необходимо ли нам сохранять ригидный перечень учебников и тем самым именно в мире онлайн-образования резко сокращать возможности выбора для наших школьников, для наших учителей, для наших региональных систем образования?
На мой взгляд, необходимо отказаться от самой идеи Федерального перечня учебников.
Поэтому, говоря об этом и вынося этот вопрос на общее обсуждение, я вспоминаю слова знаменитого гоголевского героя Тараса Бульбы по отношению к своему сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью».
В связи с этим хочу напомнить, что в системе высшего образования ещё в 2004–2005 гг. было отменено даже грифование учебников. Оно сначала было передано учебно-методическим объединениям, а сегодня фактически кануло в Лету.
Я до сих пор помню эпизод, который описал мне тогда руководитель Департамента образования Министерства науки и образования, мой коллега Исаак Иосифович Калина. Он поймал себя на мысли, что должен ставить гриф на совершенно разные учебники, и когда у него на столе одновременно оказался учебник по математическому анализу Г.М. Фихтенгольца – один из классических учебников в области высшей математики, а рядом скромно лежал учебник, посвящённый балету, его рука дрогнула перед тем, как подписать, и он сказал мне: я подумал, как это я могу решить, рекомендовать мне классический учебник Фихтенгольца или нет, имею ли я право как представитель департамента образования поставить на него гриф?
И тогда было принято важное для всей Высшей школы и ее развития решение: началась отмена грифования учебников Высшей школы.
Сегодня наступает именно такая ситуация в грифовании или в утверждении со стороны того или иного ведомства учебников. Когда рядом океан онлайн-возможностей, это начинает напоминать абсурдную, анекдотическую ситуацию. Сегодня нарастает вариативность разных платформ как уникальных новых инструментов развития образования. В одной Москве, наряду с использованием МЭШ, одновременно разрешается использовать целый ряд других платформ, а не только одну-единственную. Иными словами, в Москве дается возможность выбора тех или иных платформенных решений, поддерживающих вариативные программы образования.
Не обдумать ли нам вариант, когда разные регионы, школы, учителя и родители России столкнутся с ситуацией, которая передаётся ёмким термином «маркетплейс», и дать через него возможность приобретать те учебники, которые кажутся самому учителю наиболее целесообразными среди океана образовательных продуктов, появляющихся в образовании.
Именно сегодня надо отбирать те продукты, которые наиболее мотивируют и учителя, и ученика. Поэтому не следует ставить барьеры на пути этих возможностей.
В связи с этим лаконично и ясно предлагаю:
Для того, чтобы мы оптимально обеспечивали школы, учителей и детей образовательными продуктами высшего качества, отменить Федеральный перечень учебников, являющийся барьером на пути к персонализации и индивидуализации образования. Также предлагаю с помощью маркетплейс и других вариантов прийти к тому, чтобы меньшая финансово-экономическая нагрузка ложилась на плечи тех, кто будет приобретать образовательные продукты, обеспечивающие образование во всех наших школах.
Я бы хотел, чтобы эта идея была услышана особенно в контексте инициативы, которая называется ФГОС 4.0, которая связана с обновлением стандарта образования. Если мы с вами избавимся от Федерального перечня учебников, то избавимся от опасной иллюзии – каков стандарт, таков и учебник. От буквального соответствия ФГОС и одного-единственного соответствующего ему учебника.
Говоря все эти вещи, я думаю о том, что если мы в контексте ФГОС 4.0 обсудим и обдумаем эти решения, то достигнем ключевых целей роста персонализации, вариативности и качества образования в наше непростое время – время онлайн-образования.
Инициатива «ФГОС 4.0» будет сформирована по ключевым содержательным направлениям в формате дискуссий и проектных групп 18 апреля на Сетевой межрегиональной конференции «Эврика-Авангард – 2020». Источник: «Вести образования»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать