Скоро

1 — 5 октября
Москва

Всероссийский конкурс «Педагог-психолог – 2023»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

6 октября
Москва, online

Научные встречи «Наследие Ф.Е.Василюка: теория, практика, образование»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

Весь календарь
Столяренко Алексей Михайлович, 01.04.1924 - 07.12.2019

Доктор психологических наук (военная психология, 1976), доктор педагогических наук (общая педагогика 1999), профессор; заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик Академии наук педагогического образования.

Заместитель (по научным проектам) заведующего кафедрой ООН ЮНЕСКО психологии и педагогики высшего образования, созданной по договору с ЮНЕСКО при Институте государственного управления и права (г. Москва).

Член редсовета журнала «Юридическая психология».

Участник ВОВ, добровольно в морской пехоте с 17 лет (январь 1942 г.) Окончил ленинградское Высшее военно-морское училище М.В. Фрунзе.

«В начале 1950-х годов, будучи ответственным офицером за боевую подготовку моряков соединения кораблей на Северном флоте, я заинтересовался материалам проходившей в то время всесоюзной конференции по наследию академика И.П. Павлова. Особенно привлекло меня его учение о стереотипах в высшей нервной деятельности и я использовал его для формировании у обучающихся профессиональных навыков. Опубликовал 4 статьи в журнале «Морской сборник». Их заметили на кафедре психологии ЛГУ, возглавлявшейся академиком Б.Г. Ананьевым. Он предложил мне серьезно заняться наукой. В 1957-62 годах был в заочной аспирантуре при его кафедре. Изучал психологию под его руководством и Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. Сдал 6 кандидатских экзаменов (не было психологического образования), начали и исследования».

В 1959 году в системе Министерстве обороны при Военно-политической академии была создана первая кафедра военной психологии и педагогики (начальник - проф. А.В. Барабанщиков). Принял решение посвятить себя научной работе и по согласию Б.Г. Ананьева поступил 1 октября 1963 г. в очную адъюнктуру при кафедре. За два года написал и защитил диссертацию кандидата педагогических наук (по психологии)[1] — «Психологические особенности формирования мастерства операторов радиолокационных станций».

1965-1977 гг. преподаватель, доцент, профессор кафедры в Военной академии в звании капитан 1 ранга. На военно-морском факультете создал и вел курс «Военно-морская психология», а на педагогическом факультете тоже новый курс «Физиология высшей нервной деятельности и образование» (предварительно 2 года стажировался на кафедре академика П.К. Анохина в МГУ). В 1975 году защитил докторскую диссертацию «Психологическое обеспечение высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ» (диплом ПС №000001 1976 г.).

31 марта 1977 г. согласованными приказами министров обороны и внутренних дел переведен начальником кафедры психологии управления в создаваемую Академию управления МВД. Вел и совершенствовал общий курс «Психология управления в МВД», а на факультете повышения квалификации работников вузов – курс педагогической психологии. В 1988 году ушел с должности начальника кафедры в знак протеста волевому решению нового начальника академии, сильно сократившего курс психологии управления. С тех пор и по настоящее время - профессор кафедры.

С 1980 г. более двадцати лет возглавлял созданный при Академии управления МВД первый и долгое время единственный в стране докторский диссертационный совет по юридической психологии (затем и педагогики).

С 2007 года по настоящее время по совместительству - заместитель (по научным проектам) заведующего кафедрой ООН ЮНЕСКО психологии и педагогики высшего образования, созданной по договору с ЮНЕСКО при Институте государственного управления и права (г. Москва). Организовал систему научных исследований по проекту ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития стран и мира» и ее программе «Образование XXI века» Распространял их идеи, проводил конференции, круглые столы, готовил сборники статей, участвовал в конференциях ЮНЕСКО в Сеуле и Барселоне. Психолого-педагогического результаты этой работы в конце 2013 г. были воплощены межвузовским коллективом авторов (под руководством и редакцией академика РАО В.В. Рубцова и АМС) в учебном пособии «Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании» (находится в издательстве Логос).

Научные отличия:

  • лично подготовил 62 кандидата наук и был научным консультантом 14 докторов наук;
  • опубликовал более 580 научных работ, из которых 57 учебников и учебных пособий для вузов;
  • в конкурсе 2006 года награжден золотой медалью «За лучший профессиональный учебник»;
  • в 2006 году в двухтомной биографической энциклопедии «Выдающиеся деятели России», в томе «Выдающиеся ректоры и ученые» был представлен среди 100 названных.

Вклад в развитие психологической науки и ее использование в практике.

За 50 лет научно-педагогической деятельности созданы, развиты и применены в практике следующие новые, не имевшиеся ранее научные и практически важные направления и отрасли:

  • военно-морская психология – первый военно-морской психолог. Создано новое научное направление, нашедшее отражение в учебных дисциплинах и публикациях: Введение в военно-морскую психологию/ под. ред. АМС. Североморск.1970; Психология боевого дежурства и корабельной вахты. - М., Воениздат. 1973; Война. Океан. Человек: о морально-политической и психологической подготовке советских военных моряков/ рук. авт. коллектива. - М., Воениздат, 1974; Военно-морская психология/ рук. авт. колл. – М., 1977;
  • современная юридическая психология – автор названия и концепции психологического обеспечения построения в стране правового общества и государства (до 1980-х годов существовали только разрозненные психологии следователя, раскрытия преступлений и исправления осужденных). Издано по его инициативе и концепции учебное пособие Прикладная юридическая психология/ под редакцией АМС, колл. авт.,. – М., 2001, а затем и фундаментальная Энциклопедия юридической психологии (под ред. АМС, колл. 115 авторов - М., 2003). Это и первая отраслевая энциклопедия в психологической науке;
  • экстремальная психопедагогика (одноименное учебное пособие. А.М.С. - М., ЮНИТИ, 2002) – новая актуальная в современных условиях научная и прикладная область смежных психолого-педагогических знаний и практических рекомендаций по подготовке людей (граждан и профессионалов) к поведению и действиям в экстремальных ситуациях (существующая ОБЖ ограничивается обеспечением безопасности жизни и ее здорового образа);
  • физиологическая психология: исследования и частные публикации были с 1979 г., а последняя обобщающая публикация – АМС. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для гуманитарных вузов. – М., ЮНИТИ. 2011. Оригинальное изложение физиологических знаний с психологически и педагогически широким и практически значимым их использованием (в существующих психофизиологии и педагогической физиологии преобладают знания физиологии[2]). Раскрыты взаимосвязи вышей нервной деятельности не только с сенсорными явлениями, но и психологией мотивации, потребностей, психологией личности и ее социализации, мышления, произвольного поведения; на основе современной общей теории систем, системных феноменов эмерджентности, синергии, голографии обоснована и системная концепция природы психики.
  • психологическая системология (АМС. Кроме изложения фрагментов системного понимания многого в психологии в разных учебниках и учебных пособиях автора (см. перечень изданий ниже), издана Психологическая системология. Теория, исследования, практика: монография. – М., ЮНИТИ. 2011 – первое специальное издание по реализации современной общей теории систем применительно к исследованиям и практическому решению особенностей проблем психологической природы;

 Внесен реальный вклад и в развитие уже имеющихся направлений психологических исследования и видов практической деятельности:

  • в теорию и практику управления - авторскую социально-психологическую (организационно-деятельностную) концепцию управления (1982). Затем в сотрудничестве со специалистом в области экономики изучена и изложена психология социально ориентированного менеджмента в противовес преобладавшему в изданиях и практике бизнес-менеджменту (АМС и Н.Д. Эриашвили. Психология менеджмента: учебное пособие. - М., ЮНИТИ. 2005, второе издание в 2011 г.) ;
  • в развитие современной социальной психологии: системно проработана ее методология, науковедческие основы, расширен круг объектов исследования - с взаимоотношений личности и коллектива до общества и государства и обладающие новизной социальной психологические характеристики демократии, либерализма, рыночной экономики (Социальная психология: учебное пособие для вузов/ Под ред. АМС, колл. авт. - М., 2005, второе издание - учебник 2009);
  • в организацию и методику специализированной профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: первые в МВД учебные пособия: АМС. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. – М., АУ МВД РФ.1988; Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны (методические материалы). Под ред. АМС. М.,1990. Руководитель разработки и внедрения этой подготовки в практику органов МВД в 1982-1992 гг.;
  • в содержание и взаимосвязанное преподавание в высшем образовании страны учебных дисциплин современной психологии и педагогики (АМС. Психология и педагогика: учебное пособие – М., 2001, во втором и третьем издании 2005 и 2010 годов - учебники для вузов). В них нашли отражение и собственные новые разработки;
  • в профессионально-личностные ориентации современного высшего образования: обоснование острой необходимости выполнения высшим образованием в современных условиях социальной функции. Помимо рассмотрения и обоснования такой постановки в других учебниках и пособиях, когда в них рассматривались вопросы образования, в целостном выражении это нашло отражение и в учебном пособии Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании (М., ИНФРА-М. 2013), о котором уже говорилось выше.

Все рецензии и отзывы о публикациях были положительными. Отмечалось, что они характерны не абстрактным теоретизированием, а тесной связью теории с практикой и доступным пониманию языком изложения. Это не случайно, ибо их автор начал профессиональную научно-педагогическую деятельность в возрасте 39 лет, имея большой и не легкий практический опыт военно-морской службы (капитан 1 ранга). Он хорошо понимал трудности достижения практического успеха в делах и остался верным помощи практикам.

Научные заслуги АМС не только в прошлом, но и в настоящем. Новые задачи, стоящие перед страной и трудные проблемы их практического решения повысили его научную активность в 1995-2013 годы. В это время проведены большие и разнообразные научные исследования, результаты которых опубликованы в 17 учебниках и учебных пособиях для высшего и среднего профессионального образования. Они были одобрены Министерством образования и науки РФ и изданы массовым тиражом в типографиях. Их содержание вносит заметный позитивный вклад в современную науку и практику построения в России демократического, социального, правового государства и общества.



[1] Отдельной научной специальности «психология» тогда еще не было

[2] При чтении курсов, в которых 95% физиологии и только 5% психологии, порождает распространенное в ряде вузов мнение студентов о ненужности такой дисциплины.

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Воспоминания

Уважаемый Алексей Михайлович, поздравляю Вас с Днем Рождения! От всей души желаю крепкого здоровья, благополучия Вам и Вашим близким! Пусть беды и печали обходят Ваш дом стороной!

01.04.202009:57:39


29 сентября 2023 , пятница

В этот день

Скоро

1 — 5 октября
Москва

Всероссийский конкурс «Педагог-психолог – 2023»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

6 октября
Москва, online

Научные встречи «Наследие Ф.Е.Василюка: теория, практика, образование»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

Весь календарь
29 сентября 2023 , пятница

В этот день

Елена Игоревна Рассказова празднует юбилей! Поздравить!

Марат Абубакриевич Асимов празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Альбертовна Свиридова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Владимировна Алехина празднует день рождения! Поздравить!

Надежда Михайловна Воищева празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

1 — 5 октября
Москва

Всероссийский конкурс «Педагог-психолог – 2023»

5 октября
Махачкала, online

X Всероссийская научно-образовательная конференция с международным участием «Глазовские чтения»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

6 октября
Москва, online

Научные встречи «Наследие Ф.Е.Василюка: теория, практика, образование»

7 — 8 октября
Воронеж

IV Межрегиональная практическая конференция «Мир глазами ребенка»

7 – 8 октября
Online

Всероссийский научно-практический онлайн-форум с международным участием «Консультативная психология в России»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

16 октября
Москва, online

Международная научная конференция «Современная психологическая наука через призму категории общения»

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

19 — 21 октября
Ереван

Международная научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности. Языки психиатрии и психологии»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

8 — 9 декабря
Москва, online

X Всероссийская конференция «Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий»

Весь календарь