20 октября 2017 , пятница

Известные психологи

Столяренко Алексей Михайлович, р. 01.04.1924

Доктор психологических наук (военная психология, 1976), доктор педагогических наук (общая педагогика 1999), профессор; заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик Академии наук педагогического образования.

Заместитель (по научным проектам) заведующего кафедрой ООН ЮНЕСКО психологии и педагогики высшего образования, созданной по договору с ЮНЕСКО при Институте государственного управления и права (г. Москва).

Родился 1 апреля 1924 г. (г. Баку) в семье учителя. Участник ВОВ, добровольно в морской пехоте с 17 лет (январь 1942 г.) Окончил ленинградское Высшее военно-морское училище М.В. Фрунзе.

«В начале 1950-х годов, будучи ответственным офицером за боевую подготовку моряков соединения кораблей на Северном флоте, я заинтересовался материалам проходившей в то время всесоюзной конференции по наследию академика И.П. Павлова. Особенно привлекло меня его учение о стереотипах в высшей нервной деятельности и я использовал его для формировании у обучающихся профессиональных навыков. Опубликовал 4 статьи в журнале «Морской сборник». Их заметили на кафедре психологии ЛГУ, возглавлявшейся академиком Б.Г. Ананьевым. Он предложил мне серьезно заняться наукой. В 1957-62 годах был в заочной аспирантуре при его кафедре. Изучал психологию под его руководством и Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. Сдал 6 кандидатских экзаменов (не было психологического образования), начали и исследования».

В 1959 году в системе Министерстве обороны при Военно-политической академии была создана первая кафедра военной психологии и педагогики (начальник - проф. А.В. Барабанщиков). Принял решение посвятить себя научной работе и по согласию Б.Г. Ананьева поступил 1 октября 1963 г. в очную адъюнктуру при кафедре. За два года написал и защитил диссертацию на кандидата педагогических наук (по психологии)[1] — «Психологические особенности формирования мастерства операторов радиолокационных станций».

1965-1977 гг. преподаватель, доцент, профессор кафедры в Военной академии в звании капитан 1 ранга. На военно-морском факультете создал и вел курс «Военно-морская психология», а на педагогическом факультете тоже новый курс «Физиология высшей нервной деятельности и образование» (предварительно 2 года стажировался на кафедре академика П.К. Анохина в МГУ). В 1975 году защитил докторскую диссертацию «Психологическое обеспечение высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ» (диплом ПС №000001 1976 г.).

31 марта 1977 г. согласованными приказами министров обороны и внутренних дел переведен начальником кафедры психологии управления в создаваемую Академию управления МВД. Вел и совершенствовал общий курс «Психология управления в МВД», а на факультете повышения квалификации работников вузов – курс педагогической психологии. В 1988 году ушел с должности начальника кафедры в знак протеста волевому решению нового начальника академии, сильно сократившего курс психологии управления. С тех пор и по настоящее время - профессор кафедры.

С 1980 г. более двадцати лет возглавлял созданный при Академии управления МВД первый и долгое время единственный в стране докторский диссертационный совет по юридической психологии (затем и педагогики).

С 2007 года по настоящее время по совместительству - заместитель (по научным проектам) заведующего кафедрой ООН ЮНЕСКО психологии и педагогики высшего образования, созданной по договору с ЮНЕСКО при Институте государственного управления и права (г. Москва). Организовал систему научных исследований по проекту ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития стран и мира» и ее программе «Образование XXI века» Распространял их идеи, проводил конференции, круглые столы, готовил сборники статей, участвовал в конференциях ЮНЕСКО в Сеуле и Барселоне. Психолого-педагогического результаты этой работы в конце 2013 г. были воплощены межвузовским коллективом авторов (под руководством и редакцией академика РАО В.В. Рубцова и АМС) в учебном пособии «Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании» (находится в издательстве Логос).

Научные отличия:

  • лично подготовил 62 кандидата наук и был научным консультантом 14 докторов наук;
  • опубликовал более 580 научных работ, из которых 57 учебников и учебных пособий для вузов;
  • в конкурсе 2006 года награжден золотой медалью «За лучший профессиональный учебник»;
  • в 2006 году в двухтомной биографической энциклопедии «Выдающиеся деятели России», в томе «Выдающиеся ректоры и ученые» был представлен среди 100 названных.

Вклад в развитие психологической науки и ее использование в практике.

За 50 лет научно-педагогической деятельности созданы, развиты и применены в практике следующие новые, не имевшиеся ранее научные и практически важные направления и отрасли:

  • военно-морская психология – первый военно-морской психолог. Создано новое научное направление, нашедшее отражение в учебных дисциплинах и публикациях: Введение в военно-морскую психологию/ под. ред. АМС. Североморск.1970; Психология боевого дежурства и корабельной вахты. - М., Воениздат. 1973; Война. Океан. Человек: о морально-политической и психологической подготовке советских военных моряков/ рук. авт. коллектива. - М., Воениздат, 1974; Военно-морская психология/ рук. авт. колл. – М., 1977;
  • современная юридическая психология – автор названия и концепции психологического обеспечения построения в стране правового общества и государства (до 1980-х годов существовали только разрозненные психологии следователя, раскрытия преступлений и исправления осужденных). Издано по его инициативе и концепции учебное пособие Прикладная юридическая психология/ под редакцией АМС, колл. авт.,. – М., 2001, а затем и фундаментальная Энциклопедия юридической психологии (под ред. АМС, колл. 115 авторов - М., 2003). Это и первая отраслевая энциклопедия в психологической науке;
  • экстремальная психопедагогика (одноименное учебное пособие. А.М.С. - М., ЮНИТИ, 2002) – новая актуальная в современных условиях научная и прикладная область смежных психолого-педагогических знаний и практических рекомендаций по подготовке людей (граждан и профессионалов) к поведению и действиям в экстремальных ситуациях (существующая ОБЖ ограничивается обеспечением безопасности жизни и ее здорового образа);
  • физиологическая психология: исследования и частные публикации были с 1979 г., а последняя обобщающая публикация – АМС. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для гуманитарных вузов. – М., ЮНИТИ. 2011. Оригинальное изложение физиологических знаний с психологически и педагогически широким и практически значимым их использованием (в существующих психофизиологии и педагогической физиологии преобладают знания физиологии[2]). Раскрыты взаимосвязи вышей нервной деятельности не только с сенсорными явлениями, но и психологией мотивации, потребностей, психологией личности и ее социализации, мышления, произвольного поведения; на основе современной общей теории систем, системных феноменов эмерджентности, синергии, голографии обоснована и системная концепция природы психики.
  • психологическая системология (АМС. Кроме изложения фрагментов системного понимания многого в психологии в разных учебниках и учебных пособиях автора (см. перечень изданий ниже), издана Психологическая системология. Теория, исследования, практика: монография. – М., ЮНИТИ. 2011 – первое специальное издание по реализации современной общей теории систем применительно к исследованиям и практическому решению особенностей проблем психологической природы;

 Внесен реальный вклад и в развитие уже имеющихся направлений психологических исследования и видов практической деятельности:

  • в теорию и практику управления - авторскую социально-психологическую (организационно-деятельностную) концепцию управления (1982). Затем в сотрудничестве со специалистом в области экономики изучена и изложена психология социально ориентированного менеджмента в противовес преобладавшему в изданиях и практике бизнес-менеджменту (АМС и Н.Д. Эриашвили. Психология менеджмента: учебное пособие. - М., ЮНИТИ. 2005, второе издание в 2011 г.) ;
  • в развитие современной социальной психологии: системно проработана ее методология, науковедческие основы, расширен круг объектов исследования - с взаимоотношений личности и коллектива до общества и государства и обладающие новизной социальной психологические характеристики демократии, либерализма, рыночной экономики (Социальная психология: учебное пособие для вузов/ Под ред. АМС, колл. авт. - М., 2005, второе издание - учебник 2009);
  • в организацию и методику специализированной профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: первые в МВД учебные пособия: АМС. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. – М., АУ МВД РФ.1988; Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охраны (методические материалы). Под ред. АМС. М.,1990. Руководитель разработки и внедрения этой подготовки в практику органов МВД в 1982-1992 гг.;
  • в содержание и взаимосвязанное преподавание в высшем образовании страны учебных дисциплин современной психологии и педагогики (АМС. Психология и педагогика: учебное пособие – М., 2001, во втором и третьем издании 2005 и 2010 годов - учебники для вузов). В них нашли отражение и собственные новые разработки;
  • в профессионально-личностные ориентации современного высшего образования: обоснование острой необходимости выполнения высшим образованием в современных условиях социальной функции. Помимо рассмотрения и обоснования такой постановки в других учебниках и пособиях, когда в них рассматривались вопросы образования, в целостном выражении это нашло отражение и в учебном пособии Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании (М., ИНФРА-М. 2013), о котором уже говорилось выше.

Все рецензии и отзывы о публикациях были положительными. Отмечалось, что они характерны не абстрактным теоретизированием, а тесной связью теории с практикой и доступным пониманию языком изложения. Это не случайно, ибо их автор начал профессиональную научно-педагогическую деятельность в возрасте 39 лет, имея большой и не легкий практический опыт военно-морской службы (капитан 1 ранга). Он хорошо понимал трудности достижения практического успеха в делах и остался верным помощи практикам.

Научные заслуги АМС не только в прошлом, но и в настоящем. Новые задачи, стоящие перед страной и трудные проблемы их практического решения повысили его научную активность в 1995-2013 годы. В это время проведены большие и разнообразные научные исследования, результаты которых опубликованы в 17 учебниках и учебных пособиях для высшего и среднего профессионального образования. Они были одобрены Министерством образования и науки РФ и изданы массовым тиражом в типографиях. Их содержание вносит заметный позитивный вклад в современную науку и практику построения в России демократического, социального, правового государства и общества.



[1] Отдельной научной специальности «психология» тогда еще не было

[2] При чтении курсов, в которых 95% физиологии и только 5% психологии, порождает распространенное в ряде вузов мнение студентов о ненужности такой дисциплины.

Статьи и интервью в «Психологической газете»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение