16+
Выходит с 1995 года
21 мая 2024

Кто есть кто

Елена Борисовна Лактионова

Елена Борисовна Лактионова

Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник сферы образования РФ.

Заведующая кафедрой психологии развития и образования Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании» РГПУ им. А.И. Герцена.

Член редколлегии ряда научных рецензируемых журналов, входящих в перечень ВАК. Член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований в области «Фундаментальные проблемы в исследованиях психического здоровья человека и общества». Заместитель председателя и член диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Председатель ГЭК по психолого-педагогическому образованию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Член отделения «Психология» Дома ученых им. А.М. Горького РАН.

Окончила ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, в 1999 г. — РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «психология», затем аспирантуру при кафедре возрастной и педагогической психологии РГПУ им. А.И. Герцена, обучалась в Институте психотерапии и консультирования «Гармония».

В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические характеристики образовательной среды как показатель эффективности службы сопровождения», в 2013 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая экспертиза образовательной среды».

С 2018 г. заведует кафедрой психологии развития и образования.

Область профессиональных интересов:

  • психологическое благополучие человека на разных этапах онтогенеза
  • личностные ресурсы субъективного благополучия человека на разных этапах онтогенеза
  • развитие личности в образовательной среде
  • психологическое благополучие субъектов образовательной среды
  • психологическая экспертиза образовательной среды

Научная работа. Гранты:

  • Грант РФФИ «Психологическое благополучие одаренных учащихся в образовательной среде» (2019–2021) — руководитель
  • Грант РФФИ «Психологическая безопасность подростков в образовательной среде» (2019–2021) — исполнитель
  • Грант Минобрнауки РФ «Разработка механизмов аттестации педагогов-психологов» (2017) — исполнитель

Осуществляла научную деятельность в рамках программы «Психология безопасности образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности в экстремальной ситуации», утвержденной Президиумом РАО в качестве приоритетного направления Программы фундаментальных исследований РАО.

Читает курсы:

  • Психология развития человека в образовании
  • Решение психологических проблем в педагогической деятельности
  • Безопасное педагогическое взаимодействие
  • Управление конфликтом в педагогическом взаимодействии
  • Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды

Основные публикации: более 130 научных и учебно-методических трудов, в том числе

  • Психология развития человека в образовании: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Е.Б. Лактионовой. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023
  • Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Лактионова Е.Б. и др. Гатчина: Издательство ГИЭФПТ, 2021
  • Педагогическая психология: учебное пособие / Лактионова Е.Б. и др. 2-е изд., доп. СПб: Питер, 2020
  • Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания: монография / Лактионова Е.Б. и др. СПб: ГИЭФПТ, 2019
  • Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие. СПб: ЛОИРО, 2017
  • Образовательная среда как интегративное условие для развития личности. Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017
  • Обоснование модели психологической экспертизы образовательной среды // Психолого-педагогическое сопровождение безопасной образовательной среды: мониторинг, экспертиза и диагностика (научно-методическое пособие). СПб: ЛОИРО, 2015
  • Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: Монография. СПб: ЛОИРО, 2014
  • Психологическая экспертиза образовательной среды: монография / Е.Б. Лактионова. СПб: Книжный дом, 2013
  • Психологические характеристики образовательной среды. Педагогическая психология: практикум. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012
  • Образовательная среда и развитие личности. Психологические риски в образовательной среде // Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И.А. Баевой. М.: Нестор-История, 2011
  • Социальная ситуация развития личности в образовательной среде // Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010
  • Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды // Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2010
  • Категория «образовательная среда» и ее определение. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников // Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие. М.: Экон-Информ, 2009
  • Психологические риски в образовательной среде. Безопасное взаимодействие в образовательной среде // Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: учебно-методические материалы. СПб: Книжный дом, 2008
  • Безопасное социальное взаимодействие в современном обществе.// Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии: Учебно-методический комплекс. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007
  • Профилактика эмоциональных нарушений и сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб: Речь, 2006

Награды:

  • Медаль имени Л.С. Выготского (Министерства просвещения РФ) — за заслуги в области психологических наук (2022)
  • Почетная грамота учёного совета РГПУ им. А.И. Герцена.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»