16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
О кризисном психологическом консультировании в России

Доклад заведующей кафедрой психологической помощи в кризисных и посттравматических состояниях Института «Иматон» Ирины Алексеевны Алексеевой «Кризисное психологическое консультирование в нашей реальности» состоялся в рамках VI Всероссийского фестиваля практической психологии «Где дни облачны и кратки...».

«Уже 30 лет существует в России кризисное консультирование, кризисная помощь разным слоям населения, разным людям, которые испытывают тяжёлые переживания.  Мне кажется, мы были передовыми в этом вопросе. В начале работы я проходила стажировку в Англии. Мы приезжали в разные города, спрашивали о том, есть ли у них кризисные центры и нам показывали какую-нибудь комнату, где раздавались одноразовые шприцы, можно было перепеленать ребенка, но это была не психологическая и даже не социальная помощь, а территория защищенности для людей, которые были не защищены в этом мире. И, в этом смысле, идея непосредственного реагирования на трудности, на человеческие переживания в тот момент, когда человек сталкивается с очень острыми проблемами, зарождалась у нас в Питере. Во многих моделях мы были первыми, но, надо сказать, сильно отстали, потому что за рубежом вышла масса клинических исследований взаимоотношения первой помощи с последствием посттравматических стрессовых синдромов, того, как влияет работа психолога когнитивно-поведенческого, психоаналитического направления и так далее. Мне кажется, что эта область развивается не потому, что кто-то ее придумал, а потому, что откликается на потребности людей.

Называют наиболее распространенные факторы, которые приводят к кризису: убыстренный ритм жизни,  образование (у нас, конечно, безобразное образование, которое само по себе порождает кризисы у детей и подростков) и усложнение социальной адаптации. Хочется назвать основные кризисные ситуации: это все виды насилия, с которыми сталкиваются кризисные консультанты,  суицидальное поведение, буллинг в школе. Мы вообще тему буллинга всегда выносим отдельно, потому что буллинг в школе часто провоцирует детские суициды и из четырех случаев нападений в школе, о которых мы знаем, по крайней мере, в трех был выраженный буллинг. Это работа с потерями и горем, катастрофы. Надо сказать, что в России, как мне кажется, хорошее развитие сейчас есть в сопровождении умирающих от онкологии людей – это направление более развито, чем остальные. И еще к кризисным ситуациям нужно отнести детские кризисы. Я сейчас даже не беру возрастные, а имею в виду травматический развод, когда ребенок находится на минном поле выяснения отношений родителей. Кроме того, к кризисным проблемам  часто относят работу с группами людей, для которых кризисные ситуации являются почти нормой. Я имею в виду, прежде всего, работу с неблагополучными семьями, в которых родители злоупотребляют алкоголем, с бездомными, с приемными семьями, где очень много кризисных ситуаций…

На сегодняшний день суициды подростков – одна из самых тяжёлых проблем, с которыми сталкиваются специалисты. Это не только завершенные суициды, но и попытки. Много было разработок за рубежом по поводу помощи суицидентам.

Суицидолог Эдвин Шнейдман говорил о том, что если мы хотим, чтобы суицидов стало меньше, надо помогать тем людям, которые жили рядом с суицидентами.  Очень часто дети как бы заражаются суицидом в семьях, в которых есть суициды, заражаются школьники (сплошь и рядом действует закон парных суицидов в школе). Он говорил, что на это должна быть направлена отдельная работа.

… Я проводила в разных городах России семинары по работе с суицидальной опасностью, с причинами. В одном из городов был запрос о том, что делать с детьми, которые организовали суицидальный клуб. Выяснилось, что когда в  СМИ прошли все эти встряски по поводу суицидальных сайтов, напуганное начальство издало приказ, что любого ребенка, у которого есть какие-то высказывания или порезы, в том числе, не суицидальные, вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних. А дальше родителям предлагают выбор – психиатрическая больница либо учёт в детской комнате милиции. Родители соглашаются на больницу. И в больнице собралось 12 девочек, которые очень быстро самоорганизовались и начали учить друг друга как «правильно» резать руки, в каких местах, как это красиво или не красиво. К сожалению, там была и девочка с настоящей суицидальной настроенностью. Этих детей, старшеклассников, постарались отчислить из школы. Когда они выписались, они стали проводить достаточно активную работу по распространению своих знаний. Вот такой способ работы с суицидом…»

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    18.09.2019
    Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте
    «Когда мы готовили мастер-класс на эту тему, мы думали, что нас сразу распнут, но это очень важная тема, потому что, во-первых, есть некоторые тенденции в подростковой среде. В последние 10-15 лет подростки часто гораздо лучше осведомлены в вопросах секса, чем взрослые. Более того, они опережают в своих представлениях о сексе и часто имеют проблемы, которые для взрослых становятся шоком, которые взрослые не понимают, не принимают и на которые, на наш взгляд, не совсем адекватно реагируют. Во-вторых, есть целый ряд подростков, которые нуждаются в особой помощи и которые на сегодняшний день находятся в плохом состоянии...»
  • Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
    11.05.2017
    Суициды в подростковом возрасте. Чем может помочь школьный психолог?
    Трагическая история псковских подростков, нашумевшие «группы смерти» в социальных сетях, опасная виртуальная игра «Синие киты», провоцирующая детские самоубийства, новые законодательные инициативы Госдумы об ответственности за пропаганду суицидов, призыв министра образования Ольги Васильевой «вернуть психологов в школы»...Цель данной встречи – поддержать школьных психологов, помочь им определиться с эффективной стратегией действий и границами своей компетентности...
  • К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    16.03.2021
    К проблеме школьного образования: уроки пандемии
    О проблемах школьного образования, которые обострились в период пандемии из-за коронавирусной инфекции, рассказала Людмила Аполлоновна Ясюкова, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости…
  • О преодолении последствий травматического опыта детей
    14.04.2020
    О преодолении последствий травматического опыта детей
    Есть непосредственные травмы, которые можно выделить как события: нападения, катастрофы, острый развод родителей, потеря близких. Если ребенок живет в семье, где он подвергается жестокому обращению, я также отношу это к травматическому опыту...
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    06.04.2020
    Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
    Как формируется понятийное мышление? Какую роль в этом процессе играет школа? С какого возраста надо помогать ребёнку выстраивать картину мира? И почему важно приучать его к логике науки? На эти и другие вопросы ответила Людмила Ясюкова...
  • Психологическое консультирование подростков и молодежи
    03.04.2020
    Психологическое консультирование подростков и молодежи
    «Целеполагание или предформулирование проблемы в цели особенно важно при работе с подростковым и молодёжным контингентом, если работа проходит в краткосрочном формате», – рассказал Андрей Грецов и объяснил, как помочь подросткам поставить цель…
  • Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых
    24.02.2020
    Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых
    Воображаемый компаньон – это фантазийный персонаж, которого создаёт себе субъект в качестве временного партнёра на короткое время. Компаньон нужен в трудной ситуации ребёнку, взрослому или старику, чтобы тот мог получить поддержку и помощь…
  • Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?
    17.09.2019
    Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?
    «Почему я назвала свой мастер-класс «Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?»? Я не буду описывать случаи, с которыми сталкивалась на клинических разборах, истории очень сложные, но я каждый раз убеждаюсь, что это семейные ситуации. И наблюдая ситуации в семьях звёзд, мы тоже можем проследить здесь семейный контекст. Шарлиз Терон усыновила мальчика, он благополучно рос и наслаждался дивой-мамой до момента, пока она не удочерила девочку. Что происходит в этой ситуации с ребенком, какой вопрос он задает этому миру?...»
  • Характер ребенка: диагностика и коррекция
    02.08.2018
    Характер ребенка: диагностика и коррекция
    Что влияет на характер человека? Воспитание. Как воспитать характер своего ребенка, чтобы гордиться им? Ответу на этот вопрос посвящен мастер-класс. В основе мастер-класса - авторские материалы из книг В.Ю. Слабинского «Семейная позитивная динамическая психотерапия», «Характер ребенка: диагностика, формирование, методы коррекции»...
  • Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца
    22.05.2018
    Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца
    Сейчас психологи все чаще встречают на своих консультациях не только мам с бабушками, но и пап, которые хотят больше узнать о развитии детей, научиться выстраивать отношения с женой и создавать гармонию в семье. Влияние отца на ребёнка огромно, заинтересованный папа может многое дать своему ребенку. О том, что психолог может предложить мужчинам на консультации, рассказывает Елена Викторовна Петш (Ларечина) - детский практический психолог, семейный консультант...
  • Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии
    10.05.2018
    Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии
    Когда дети достигают подросткового возраста, семья часто переживает сложные времена. Подростковый кризис и семейная система: что тут особенного? Малыши становятся подростками: как меняются отношения? Семейная жизнь в "пустеющем гнезде" - какая она? Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейная терапия: системный подход» Екатерина Уголева рассказала о наиболее актуальных аспектах практической работы с семьями, в которых есть подростки...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»