Кто такой нейропсихолог? Специалист, изучающий мозговую организацию высших психических функций, методы их оценки и восстановления вследствие повреждения мозга. Сегодня нейропсихологи являются важной частью мультидисциплинарной бригады по реабилитации пациентов с повреждением ЦНС, а также по работе с детьми, имеющими трудности обучения, например, при СДВГ, дисграфии, дислексии, дискалькулии.
Инициатива Министерства здравоохранения по разработке профессионального стандарта нейропсихолога представляется чрезвычайно важным, своевременным и продуманным шагом, направленным на прояснение сферы компетенции, трудовых функций и задач профессиональной деятельности нейропсихолога, требований к его квалификации.
Вместе с тем, конечная редакция данного профстандарта вызывает у специалистов вопросы и беспокойство, на которые официальные разработчики (РПО) не отвечают и не обсуждают (результаты Всероссийского опроса практикующих медицинских психологов по оценке проектов профстандартов «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог», инициированного Ассоциацией медицинских (клинических) психологов).
В частности, требования к образованию специалиста, претендующего должность нейропсихолога, в соответствии с подготовленной версией профстандарта по нейропсихологии включают специалитет по клинической психологии (6 лет подготовки), специализацию по нейропсихологии. При этом специалитет по клинической психологии (6 лет подготовки), но другая специализация, требует дополнительно магистратуру по нейропсихологии (образовательная программа на сегодняшний день отсутствует). Итого: 6 лет специалитет, 2 года магистратуры по нейропсихологии и через 8 лет вы - нейропсихолог (если изначально не специализировались по нейропсихологии). Другой вариант - 5,5 лет специалитет, 2 года магистратуры по нейропсихологии и через 7,5 лет вы – нейропсихолог.
Для всех остальных, кто обучался клинической психологии до 2004 года, ФГОС от 2010 (030401 клиническая психология - 5,5 лет подготовки) и ФГОС от 2016 (37.05.01 клиническая психология – 5,5 лет подготовки), необходима либо переподготовка, либо магистратура, а в каких-то случаях и то и другое, чтобы соответствовать новому профессиональному стандарту. Интересно, что про специалистов по ФГОС от 2000 года (022700 клиническая психология – 5 лет подготовки) в проекте профстандарта не упоминается, какой их путь соответствия образования требованиям к должности?
Таким образом, новый профстандарт по нейропсихологии является дискриминационным по отношению к специалистам, получившим образование по более старым ФГОСам, а также к выпускникам, закончившим другие вузы по подготовке 5,5 лет, так как 6 лет подготовки предусматривает только образовательная программа МГУ. И для того, чтобы соответствовать новым требованиям, специалистам вместо стандартного пути по повышению квалификации предлагается дослушать необходимые модули/ пройти полную переподготовку/ получить еще один диплом о высшем образовании в рамках магистратуры, что абсурдно.
Также у специалистов вызывает скепсис перспектива вхождения врача-невролога в должность нейропсихолога после соответствующей подготовки, так как, во-первых, возникнет явная путаница врач-нейропсихолог или клинический психолог-нейропсихолог, не говоря уже о возможном сокращении числа штатных мест по данной должности для выпускников психологических вузов (в случае если рекомендуемая штатная единица будет приниматься на должность по усмотрению руководителя учреждения, предпочтение явно будет не в пользу специалиста без медицинской подготовки).
Президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко, выступая на конференции «Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества» 29 октября, мотивирует такое положение тем, что столь высокий уровень требований к квалификации - это защита, в первую очередь, интересов пациента.
Идея воспитать достойного профессионала, который мог бы качественно заботиться о пациенте, исключительно через переподготовку и магистратуру, неочевидна. Нейропсихология как наука очень молода, и для практической деятельности, для специалиста, получившего образование по клинической психологии, в ней важна практика и супервизии, овладение новыми методами работы, что больше соответствует формату повышения квалификации. Почему разработчики не идут по пути усовершенствования программ повышения квалификации по нейропсихологии, как это делают в других направлениях (например, для должности врача по медицинской реабилитации)?
Все ли специалисты, согласны с мнением РПО в отношении проекта профессионального стандарта «Нейропсихолог»? Ассоциация медицинских (клинических) психологов не разделяет такого энтузиазма, а обсуждение данных вопросов в кругу профессионалов не нашло единства.
Удивительно, что проект профстандарта от 28.09.2018 не содержал подобных требований к образованию, и учитывал всю законодательную историю развития клинической психологии в РФ и существующий контекст работы специалистов. Однако психологическому сообществу 25.10.2018 была представлена новая версия, а через 5 дней 30.10.2018 РПО подает документ в государственные органы для утверждения. Возможно ли широкое обсуждение текста документа, который будет регулировать деятельность специалистов в будущем, в столь сжатые сроки? Ответ очевиден.
Все это позволяет считать, что профстандарт принимался ограниченным кругом лиц, без учета мнений профессиональных сообществ и практикующих специалистов, с пренебрежением к их запросам и критическим замечаниям, в условиях отсутствия реального обсуждения и достаточного количества дискуссий по данному документу.
Материал предоставлен Ассоциацией медицинских (клинических) психологов.
Добрый день.
Возникают так же вопросы относительно абсолютного игнорирования специалитета 5.5 лет по спец. "Психология" и проф.переподготовкой по спец."Клиническая психология". Их вообще нет ни в одном проекте .
Это дискриминация целой категории специалистов общей и клинической практик. В тоже время узкая категория отраслевых специалистов "психология служебной деятельности" фигурирует в обоих проектах и РПО и общества неврологов, что вызывает определенные сомнения именно в части отраслевой узости профиля.
, чтобы комментировать