16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Танцевальный терапевт – что он может и кому он нужен?

Программа дополнительного профессионального образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» проводится в Институте практической психологии «Иматон» уже 5 лет. В октябре 2015 года состоялась защита дипломных проектов очередной группы  выпускников.

Руководитель программы, кандидат психологических наук Наталия Юрьевна Оганесян поделилась своими размышлениями по поводу подготовки специалистов и обозначила круг наиболее актуальных тем, затронутых в дипломных проектах выпускников:

«Предлагаем Вам познакомиться с дипломными проектами, которые, на наш взгляд, затрагивают наиболее актуальные вопросы теории и практического применения данного метода в реабилитации различных нозологических групп.

Данная программа имеет своей целью подготовку именно специалистов психологов – танцевальных терапевтов в клинической практике, хотя наши выпускники успешно разрабатывают тренинговые танцевально терапевтические программы.

К сожалению, в настоящее время не только психологическое сообщество, но уже и профессиональные танцевальные терапевты сталкиваются с засильем не профессиональных услуг  в сфере психологии, психотерапии  и танцевальной терапии. Автор этих строк, проезжая по Малому проспекту Петроградской стороны Санкт-Петербурга, видела написанную на асфальте рекламу: «Танцевальная терапия как способ вашего освобождения» и номер телефона. Хотелось бы спросить: «Отчего собираются освобождаться?» и «Кто это собирается делать?». Ещё один пример рекламы в интернете: « Психиатр, психоаналитик, танцевально-двигательный терапевт проводит тренинги по развитию Женственности. Тренинги проводятся в фитнес-центре…»  Думаю, комментарии здесь излишни.

Публикуя некоторые наши дипломные исследования, мы хотим привлечь внимание именно к профессионализму, серьёзному клиническому подходу и психологическому взгляду на нашу профессию, которая пока ещё находится в стадии становления. Если кто-то из специалистов (психологов, психотерапевтов, социальных работников и т.д.) позиционирует себя как танцевально-двигательный терапевт, то, как минимум, 50% времени танцевально-терапевтической сессии должно быть занято техниками танцевально-терапевтической работы, а остальные 50% используются для рефлексии. Если танцевальный терапевт, проводящий сессию или тренинг, или читающий лекцию, не демонстрирует, как он работает с разными проблемами пациентов или клиентов, то это говорит о его не профессионализме. Танцевальная терапия именно тем и отличается от вербальной психотерапии, что там в полной мере присутствует танец и работа с телом. Именно этому мы учим на данной программе.

Дипломные проекты выпускники программы выполняют под руководством педагогов с большим опытом практической танцевально-терапевтической работы.

Дипломный проект «Танец модерн как фундаментальная техника танцевально-двигательной терапии».

Выполнила А. В. Шаброва (г. Самара),  руководитель – Н. Ю. Оганесян, кандидат психологических наук, психолог, танцевальный терапевт Городская психиатрическая больница №6 и Клиника неврозов им. И.П. Павлова.

В дипломе рассматривается танец модерн как основа танцевальной терапии. На обучение по программе танцевальной терапии принимаются только студенты, владеющие достаточно хорошо каким-либо направлением танца. Но эти направления имеют множество профессиональных ограничений (клише) определённого вида танца, которые могут являться своеобразным переносом на клиента движений танцевального терапевта. В этом отношении танец модерн в меньшей степени влияет на движения терапевта. Хотя в процессе обучения мы уделяем достаточно практического времени на освобождение от разученных ранее движений. Но если студент не танцует совсем, то у него не сформирован моторный язык движений и тогда он направляется именно на обучение танцу модерн как базовому в танцевальной терапии.
Познакомиться с работой подробнее.

Дипломный проект «Влияние танцевально-двигательной терапии на моторное и психическое состояние детей с ограниченными возможностями здоровья».

Выполнила О. А. Орехова (г. Уссурийск), руководитель – Н.Ю. Оганесян, кандидат психологических наук, психолог, танцевальный терапевт Городская психиатрическая больница №6 и Клиника неврозов им. И.П. Павлова.

Мы много исследовали особенности влияния танцевальной терапии на детей с ОВЗ. Данный диплом отличается тем, с какой тщательностью, как профессионально подходит Орехова О.А. к оценке состояния детей с тяжёлыми нарушениями здоровья в ходе танцевально-терапевтических сессий. Так как применение многих психологических методик исследования было невозможно из-за тяжести заболевания, то в данном случае именно углублённый качественный анализ даёт возможность проследить особенности функционирования детей в процессе танцевально-терапевтических сессий. Прежде чем объединять таких детей в группу, необходимо провести довольно длительную индивидуальную работу.
Читать подробнее.

Дипломный проект «Влияние групповой танцевально-двигательной терапии на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии».

Выполнила Ю. В. Нефедова (г. Ярославль), руководитель – Д.Ю. Борисова, психолог, танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко.

Впервые наши исследования коснулись достаточно сложной и востребованной темы – семейной танцевальной терапии детей с отклонениями в развитии. При сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. И методы психологической реабилитации таких семей могут подбираться индивидуально для каждой семьи. В этой работе также с высокой степенью психологического анализа исследуется динамика работы с родителями и детьми отдельно и с каждой из семи семей. Детально прописаны результаты по всем психологическим методикам исследования.
Подробнее о проекте.

Дипломный проект «Исследование влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения».

Выполнила Н. Ю. Вахина (г. Нижний Новгород), руководитель – Д.Ю. Борисова, психолог, танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко.

Данное исследование также было проведено нами впервые. У пожилых людей часто возникают реакции дезадаптации, которые выражаются в виде невротических, депрессивных и психопатоподобных состояний.  По нашему мнению танцевальная терапия именно тот метод, который позволяет пожилым людям в наиболее щадящей форме  переработать эти состояния, получая также эмоциональную поддержку в виде танца и музыки, к которой они привыкли. В данном исследовании разработана структура танцевально-терапевтических сессий для конкретного возраста. Проведена оценка психоэмоционого и психомоторного состояния участников групп. Выделены этапы работы.
Прочитать больше о проекте.

Дипломный проект «Применение метода танцевально-двигательной терапии в реабилитации женщин после мастэктомии».   

Выполнила Е.Н. Лукина  (Санкт-Петербург), руководитель – В.Б. Риковская, медицинский психолог, танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова.

Данное исследование было для нас первым, так как танцевальная терапия в реабилитации женщин после мастэктомии в нашей стране не применялась, хотя подобные исследования успешно проводились за рубежом. Главные трудности этого исследования заключались в том, что женщины выписывались из стационара довольно быстро и даже курс танцевальной терапии, состоящий из 10 сессий, провести было невозможно. К сожалению, в городе пока нет пока реабилитационных центров, куда могли бы обращаться женщины, перенёсшие такую операцию. Достоинством этой работы является разработка структуры танцевально-терапевтических сессий, применительно к данной нозологической группе. Этот первый опыт даёт нам достаточно информации для продолжения исследований в этой области.
Читать подробнее.

Общим в представленных исследованиях является сравнительно небольшое количество испытуемых, что объясняется как сложностью нозологий, так и особенностями проведения танцевальной терапии. Этот терапевтический метод подразумевает глубокую индивидуальную работу на телесном уровне с каждым участником танцевально-терапевтической группы, в которой не может быть больше 10-12 человек. А на начальном этапе становления танцевального терапевта эта группа может быть в два раза меньше. Как можно видеть, во всех дипломах похожая структура сессий и даже некоторые методики одинаковые. Но в этом и заключается профессионализм дипломированных танцевальных терапевтов – отыскать правильные психотерапевтические акценты в танцевально-терапевтической работе с разными нозологиями».

Читать интервью с Н.Ю. Оганесян

11 ноября 2015, 18:30 - 20:00
онлайн-трансляция встречи с Н.Ю. Оганесян

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»