Директор Восточно-Европейского Гештальт Института, кандидат медицинских наук Константин Витальевич Павлов представил доклад «Гибкие опоры. Эффективный антикризисный инструментарий» на 17-м Санкт-Петербургском саммите психологов. Публикуем текст выступления.
Мой доклад посвящен гибким опорам и основан на 30-летнем опыте работы: индивидуальном, с группами и в организациях. Очевидно, что события, в которых мы все принимаем участие и о которых говорилось в первой части пленарного заседания, породили турбулентность, невиданную для нашего поколения. Мы все стоим перед вызовом и вынуждены порождать ответы на то, что происходит.
Часть реальности, связанная с возникшей турбулентностью, заключается в том, что то, что прежде казалось твердым и незыблемым, тем, на что можно опираться, перестало быть надежной опорой. Многие заговорили об антихрупкости, об опережающем конструировании новой реальности…
Я же сформулировал некоторые положения о гибких опорах, о том, что может лечь в основу антикризисной работы, том, что я применяю, и том, что было замечено как эффективное на индивидуальном уровне и на уровне пар, групп, больших групп и сообществ.
Во-первых, опора на смыслы. То, что называется созданием смыслов, или meaning-making, в мировой профессиональной литературе представлено достаточно широко. Я буду фокусироваться на специфике, которая мне близка. Я директор Восточно-Европейского Гештальт Института, соответственно, гештальтистское мировоззрение и призмы, через которые мы смотрим на мир, — это то, что я буду использовать.
В нашей науке смысл не содержится в фигуре и не содержится в фоне, но — во взаимодействии фигуры и фона. Кажущееся очевидным событие само по себе не имеет смысла. Смысл тому, что происходит, придает каждый участник события. Основанием для взаимодействия с фигуральным явлением является история жизни, опыт, культура субъекта, который порождает смысл. Обратить внимание на своё собственное участие в порождении собственных смыслов как для одного человека, так и для группы и организации — принципиально важно. Это основание для того, чтобы мочь разавтоматизироваться.
Когда человек или группа — или «организм», в гештальтистской терминологии, — начинает отдавать себе отчет в том, какую роль я играю в создании собственных смыслов, возникает та самая важная пауза, которая делает ответ на ситуацию не только реактивным, но личностным. И иногда ненужное, неверное действие блокируется и не происходит. И это важное гигиеническое правило для здоровья любых систем. Иметь возможность по-другому отреагировать в ситуации, которая могла бы быть шаблонно означена смыслом, который теперь разворачивается по-иному у внимательного к порождению собственных смыслов субъекта.
Вторая опора — на ценности. Пересмотри и ревизируй собственный набор ценностей. О ценностях в наши дни не говорит только ленивый. И управление по ценностям — это основа успешного менеджмента во всех сферах и культурах. Если люди строят храм, они трудятся более эффективно, чем те, кто просто таскают камни. Это на уровне притчи знают все. Однако для каждого человека, даже знающего теоретические основы, фактом является привыкание к среде собственного обитания. Человек не так уж ценит воздух, которым дышит: мы привыкли, что воздух есть, мы в этой среде существуем… Так же мы живем в поле собственных ценностей: они кажутся нам самоочевидными. Даже имея критические способности в адрес других людей и возможность помогать им осознавать свои ценности лучше, мы зачастую не так хорошо знакомы с собственным набором ценностей. Для работы с уровнем ценностей я предлагаю обратить внимание на то, о чем мы заботимся и что спасаем, если жизнь нам подбрасывает сложные ситуации и вызовы. То, что человек выносит из горящего дома первым, оказывается ценно для него постфактум. Как говорил Роберт Музиль в своем романе «Человек без свойств», часто люди склонны предполагать, что замысел грядущих событий им известен, но на самом деле обычно объяснения поступкам и поведению рождаются уже после того, как акт состоялся.
Предлагаю обращать внимание на то, что мы спасаем в критической ситуации, — чтобы помочь пересмотреть и реприоритизировать набор собственных ценностей. Жизнь быстротечна и коротка, мудро было бы действовать с учетом собственных настоящих приоритетов и ценностей, иметь на этот счет более высокую трезвость, чем принято иметь среднему человеку.
Третья опора — на систему отношений. Это кажется самоочевидным, но как часто бывает — сапожник без сапог. И в первую очередь я сейчас обращаюсь к нашей аудитории, к психологам, к представителям помогающих профессий, к тем, кто работает с другими людьми. Собственной системе отношений осмелюсь, коллеги, предположить, мы порой уделяем недостаточно внимания. Пересмотреть это направление собственной жизни, эту часть реальности — стоит.
Четвертая опора — на ясное видение. Способность оперировать и взаимодействовать с фактами, но не с интерпретациями. Те, кто знаком с гештальт-подходом и с философией XX века, понимают, что речь идет о феноменологии. Я говорю о пафосе неинтерпретативности. Я говорю об очень важном навыке: иметь возможность вернуться к сырым данным — не к привычным, очень нужным в нашей жизни интерпретациям. Порой мы пропускаем наблюдение конкретных феноменов: того, что можно видеть, слышать или чувствовать внутри себя, и сразу переходим к оценкам. Из каких-то событий, регистрируемых, которые мы через какое-то время перестаем даже замечать и теряем способность развернуть, вновь заметить, я делаю выводы, на которые опираюсь и с которыми взаимодействую в своей практической жизни. Никоим образом не хочу снизить ценность способности интерпретировать. С людьми, которые не умеют творчески интерпретировать, более того, порождать одновременно несколько разных интерпретаций одного и того же явления, мне не очень интересно в жизни разговаривать. Но я говорю о другом.
Способность возвращаться к фактам — важнейшая особенность, которая возвращает, а зачастую создает возможность трезвого видения реальности. Люди конструируют в социальной жизни многочисленные способы затуманивания реальности для себя. И этому затуманиванию, невидению чего-то, что очевидно, есть важнейшее объяснение, обоснование: мы так, как минимум, защищаемся от разных болей, разных вызовов, приобретаем возможность не принимать трудные решения и не двигаться в те стороны, где предвидим большую цену действиям или изменениям, которые должны будут произойти, если мы обратим внимание на реальность. В практике выявлено, что те системы, которые одновременно способны на высоком уровне интерпретировать и способны видеть очевидное и тем самым взаимодействовать с большими вызовами, имеющими высокую цену, выигрывают в долгосрочной перспективе.
Пятая опора — на тело. Ясно, что тот, кто занимается практикой, вынужден обращаться к телу. Я предлагаю рассматривать тело как важный источник информации. Те, кто хорошо умеют обращать внимание на феномены тела, чувства и состояния, которые возникают в теле, ощущения, реакции, имеют доступ к важнейшему источнику информации, которая есть интегральный ответ на ситуацию, в которую помещен организм. Один из моих уважаемых коллег говорит, что желание управлять собственными чувствами сродни желанию управлять стрелкой компаса. Управлять собственными чувствами — очень круто, но совсем не мудро. Мудро замечать отклик тела. Во-вторых, о теле очень важно заботиться. Потому что, если инвестировать в тело дисциплинированно и культурным образом, на постоянной основе, это поддержит возможность функционировать как думающему, чувствующему существу и делать свою работу долго.
Наверное, трудно усомниться в гибкости предлагаемых мной опор. Но они трудные. Потому что каждая требует работы. Знаю, что все нормальные люди хотят быстрых и легких решений. Я же верю в решения, которые стоят, которые требуют дисциплины, культуры и труда для своей реализации. Эти опоры потребуют последовательного, видимо, длительного труда, как минимум фокусировки на происходящих событиях, сопровождения осознанностью собственного внимания. Как говорил один мой уважаемый коллега, «замечать то, что и без того очевидно» — вот большая часть нашей работы.
Уважаемый Константин Витальевич!
Можно ли отнести фортуну (счастливый случай, удачу) к "опоре" ?
Или это "подпорка" к 5 опоре, к телу, которое имея определенную информация, приводит к успеху в выполняемой работе?
Недаром древнеримская богиня Фортуна изображается с рогом изобилия в руках и с повязкой на глазах. Фортуна - "слепой случай, удача" часто присутствует даже в научных открытиях.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать