Кто есть кто
Владимир Феликсович Спиридонов
Доктор психологических наук, профессор.
Декан факультета психологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Главный редактор журнала «Психологические исследования». Член редколлегии The Russian Journal of Cognitive Science.
Член Psychonomic Society и Cognitive Science Society.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2013-2017, 2019-2023).
В 1988 году окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1992 году по окончании аспирантуры факультета психологии МГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи». В 2006 году защитил докторскую диссертацию на тему «Функциональная организация процесса решения мыслительной задачи».
В 1991–1993 гг. — младший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1993–1996 гг. — доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности кадров госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
В 1996–2013 гг. — доцент, затем профессор кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ; руководитель магистерской программы «Психология познания и когнитивные науки».
С 2013 г. — руководитель Центра когнитивных исследований РАНХиГС.
До 2019 г. работал в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» — главный научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований факультета психологии.
Преподавал на факультете практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.
Научная деятельность
Область научных интересов — когнитивные науки и когнитивная психология, психология мышления, психология решения задач и проблем, методы активизации творческого поиска (эвристики и эвристические стратегии), задачи и проблемы, эксперты и экспертность (высокий уровень достижений) в сфере решения задач и проблем.
Участие в исследовательских проектах, гранты
Руководство научными проектами, выполненными по грантам:
- Онтогенетическое развитие продуктивного мышления подростков (РФФИ, № 94-06-19764-а)
- Взаимодействие образных и вербальных компонентов в становлении творческих процессов (РГНФ, № 96-03-04515а)
- Организация и проведение конференции молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления» (РГНФ, №08-06-14055г)
- Организация и проведение второй конференции молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления» (РФФИ, № 10-06-06800-моб_г)
- Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0233 от 15 сентября 2010 г. «Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России».
Исполнитель научных проектов, финансируемых по грантам:
- Исследование технологий представления и переноса научных знаний и опыта на ранних этапах решения слабоформализованных крупномасштабных проблем и разработка принципов их построения (РФФИ, № 97-06-80288-а)
- Справедливость организационных решений: условия и последствия (РГНФ № 08-06-00149а).
- Генетические факторы устойчивости/восприимчивости к психосоциальному стрессу (РФФИ, 10-04-01802-а).
Основные публикации:
- Конспирологическая картина мира, или Как устроена теория заговора. М.: Дело, 2019.
- Избранные разделы психологии научения: монография / отв. ред. В.Ф. Спиридонов. М.: Дело, 2017. 332 с.
- Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии (Подмосковье, 31 августа - 4 сентября 2015 г.): материалы Шестой Летней школы молодых ученых памяти К. Дункера: сборник научных статей / науч. ред. В.Ф. Спиридонов. М.: Дело, 2016. 75 с.
- Когнитивная психология. Феномены и проблемы: коллективная монография / сост., предисл. В.Ф. Спиридонова. М.: URSS, 2013. 257 с.
- Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №3. С. 54-63.
- Исследование процесса решения и репрезентации задачи выбора П. Уэйзона // Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления. Труды Третьей конференции молодых ученых памяти К. Дункера / Науч. ред. В.Ф. Спиридонов. М.: РГГУ, 2012. С. 33-41.
- Реален ли инсайт? // Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления. Труды Третьей конференции молодых ученых памяти К. Дункера. М.: РГГУ, 2012. С. 42-50.
- Горизонты когнитивной психологии: хрестоматия / сост. В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. М.: РГГУ; Языки славянских культур, 2012. 318 с.
- Изменение показателей креативности c помощью семантического прайминга // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. №3. С. 122-130.
- Когнитивная психология: история и современность. М.: Ломоносовъ, 2011.
- Насколько устойчива психологическая структура текстовой задачи по алгебре? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. №2. С. 138-147.
- Оценка справедливости управленческих решений как фактор организационной идентификации // Вопросы психологии. 2011. №2. С. 121-128.
- Факторы, опосредующие восприятие справедливости организационного взаимодействия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. №1. С. 130-138.
- Как измерить справедливость в организации: методика Дж. Колкитта // Психологическая диагностика. 2009. №4. С. 67-79.
- Организационная культура – теоретическая абстракция или существенный фактор развития организации? // Психология в организационном консультировании. М.: Когито-центр, 2009. С. 160-218.
- Факторы восприятия справедливости взаимодействия в организации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. №3. С. 126-133.
- Психология мышления. Хрестоматия. М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Психология мышления: решение задач и проблем: учебное пособие. М: Генезис, 2006. 317 с.
- Анализ механизмов решения регулярных задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. №3. С. 126-131.
- Кафедральный андеграунд // Новое литературное обозрение. 2003. № 59(1). С. 482-485.
- Становление компетентности как механизм профессионального развития // «Мужское» в традиционном и современном обществе: Материалы научной конференции. М., 2003. С. 70-71.
- Применение идей Дж. Гибсона к описанию процесса решения мыслительных задач // Материалы научной конференции «Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления». М., 2003. С. 326-328.
- Возможности игровых форм в исследовании формы протекания продуктивных процессов // Труды Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 2001. Вып. 1. С. 331-346.
- Психологический анализ управленческих способностей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М.: Институт психологии РАН, 2001. С. 247-261 (в соавторстве с Туруновой В.В.).
- Психологические механизмы профессионального развития // Проблемы психологии развития. М., 2000. С. 364-380.
- Эвристики творческого мышления. М.: РГГУ, 2000.
- Attitudes to bribery and blat in contemporary Russian society: the psychologist view // Bribery and Blat in Russia. London: Palgrave & Macmillan Press, 2000. P. 242-249.
- Поиск подходов к решению проблем. М., 1999, 284 с.
- Возможности использования активных социально-психологических процедур в исследовании элементов образа социального мира // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. 1999, сигнальный выпуск. С. 84-93.
- Мифология взятки // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. 1999. Сигнальный выпуск. С. 51-60.
- Проблемное обучение // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, 1999. С. 110-111.
- Психология обучения // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, 1999. С.107-108.
- Психологический анализ виртуальной реальности // Виртуальная реальность. М., 1998. С. 173-186.
- Мифология взятки: блат и взятка глазами современного российского общества // Независимая газета. 1997. №85.
- Модель научно-прикладного понятия, ориентированная на проблемы переноса научных знаний и опыта при решении слабоструктурированных крупномасштабных проблем. М.: Институт проблем управления РАН, 1997.
- Осмысленность процесса решения и символические структуры // Модели мира. М., 1997. С. 115-123.
- The role of heuristic devices in the development of processes in resolving a creative task // Journal of Russian and East European Psychology. 1997. Vol.35, № 2. P. 66-78.
- Психологическая теория деятельности и возможности анализа индивидуального сознания // Познание. Общество. Развитие. М., 1996. С. 23-40.
- «Когнитивная психология: история и современность», «Горизонты когнитивной психологии», серия хрестоматий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2012 г.), победитель
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 28.12.2020