18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024

Кто есть кто

Николай Николаевич Нечаев

Николай Николаевич Нечаев

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.

Исполнительный директор Российского психологического общества, вице-президент РПО, член Президиума РПО. Вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве (1990–1992).

Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.

Член редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Российский психологический журнал», «Культурно-историческая психология», «Образование и наука», «Язык и культура», «Прикладная юридическая психология».

В 1969 г. окончил психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1972 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ.

В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний». В 1987 г. — докторскую диссертацию на тему «Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)».

Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970–1972). Преподавал психологию в Московском автомобильно-дорожном институте (1973–1974), Московском архитектурном институте (1974–1982, с 1976 г. – доцент) и МГУ имени М.В.Ломоносова (1982–1988). В 1987 г. перешёл на должность заместителя директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987–1989). С 1989 по 1992 г. – начальник Главного управления общего среднего образования, член Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию.

После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования (РАО) работал в должности Главного учёного секретаря РАО (1992–1997).

Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (1989–1992), заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Московского государственного лингвистического университета (1992–1994), заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ (1994–2016). Проректор по учебно-методической работе МГЛУ (2000–2016).

В 2016–2017 гг. — заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков, заместитель декана факультета психологии по учебно-методической работе МГУ имени М. В. Ломоносова.

С 2017 г. работает в МГППУ.

Научные интересы Николая Николаевича Нечаева сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.

Согласно этой теории, высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии – его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции, высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. «Психическое» развитие, психологическое «оформление» каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его «вхождения», «врастания» в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения её содержания, её форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной «социализации» студента в процессе высшего образования, его «превращения» и «обращения» в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. – те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и её отдельные виды и формы – являются, с этой точки зрения, тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований – выявление психологического «ядра» профессиональной деятельности специалиста, её психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Нечаева были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых.

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании: Учебное пособие / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1980. – 107 с.
  • Введение в проектирование: Учебное пособие / А.В.Степанов, С.А.Малахов, Н.Н.Нечаев. – М.: МАрхИ, 1982. – 134 с.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 112 с.
  • Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 1987. – 37 с.
  • Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии // Новые методы и средства обучения. – 1988. – № 1(5). – С. 3–37.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1988. – 165 с.
  • Методы архитектурного творчества: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1988. – 105 с.
  • Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. – М.: НИИВШ, 1989. – С. 7–19.
  • Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.: НИИВО, 1989. – 156 с.
  • Компьютерные технологии и архитектурное творчество: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, А.И.Рудь, А.В.Скопинцев. – Ростов-на-Дону, РАИ, 1990.
  • Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: Из истории российских университетов // Народное образование. – 1991. – № 37. – С. 156–162.
  • Теория и методика пространственного анализа в архитектуре: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, В.К.Моор. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
  • Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.Н.Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.
  • Нечаев Н.Н. Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования // Материалы международной конференции, посвящённой 100-летию Л.С.Выготского. – М.: Изд-во РГГУ, 1996. – С. 37–44.
  • Нечаев Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник УРАО. – 1999. – № 1. – С. 3–13.
  • Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. – 2001. – № 1 (11). – С. 78–96.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы). – М., 2002. – С. 3–24. – (Вестн. МГЛУ; вып. 467).
  • Нечаев Н.Н. А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С. 50–69.
  • Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. – М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. – 92 с.
  • Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 3–22.
  • Архитектура: пространство, время, культура: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, А.В.Степанов, Н.Н.Нечаев. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 296 с.
  • Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное образование как объект педагогической теории // Психолого-педагогические аспекты развития образования. – М., 2009. – С. 96–113. – (Вестн. МГЛУ; вып. 539).
  • Нечаев Н.Н. Моделирование как творчество: методологические аспекты психологического исследования проектной деятельности / Математическая психология: школа В.Ю.Крылова / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Н.Савченко и др. – М.: Изд-во ИП РАН, 2010. – С. 79-97.
  • Нечаев Н.Н. Избранное. Работы разных лет. — М.: «Логос-Принт», 2013. — 226 с.
  • Нечаев Н.Н. Психология: избранные психологические труды. — Воронеж: МОДЕК, 2014. — 400 с.
  • Nechaev N.N. A Psychological mechanism for the development of activity: the crosscultural context // Procedia – Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). – 2015. – Т. 200. – С. 33–39.
  • Нечаев Н.Н. и др. Педагогическое мышление: направления, проблемы, риски: коллективная монография. М., 2015.
  • Нечаев Н.Н. Психологические аспекты становления вторичной языковой личности в процессе профессиональной подготовки лингвистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 14 (725). – С. 9–27.
  • Нечаев Н.Н. Развитие и «развивающее» обучение: новый взгляд на проблему их взаимосвязи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2015. – № 8 (719). – С. 9–31.
  • Нечаев Н.Н., Идобаева О.А., Подольский А.И. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образоваиельного процесса // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 3–13.
  • Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Речевое действие и коммуникативные нормы: освоение межкультурной коммуникации с позиций деятельностного подхода // Язык и культура. – 2016. – № 34 (2).
  • Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость // Вопросы психологии. – 2016. – №6.
  • Нечаев Н.Н., Рабесон М.Д. Категория «предмет» как основа фундаментализации психологического образования // Вопросы психологии. – 2016. – №2.
  • Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №4.
  • Nechaev N.N. Psychological Aspects of the Formation of an Individual's Secondary Linguistic Identity in the Professional Training of Linguists // Russian Education and Society. – 2016. – Vol. 58 (2). – pp. 89 -110. http://dx.doi.org/10.1080/10609393.2016.1214487
  • Nechaev N.N. On the Psychological Mechanism of Ontogenetic Development in the Context of Developmental and Educational Psychology // Procedia – Social and Behavioral Sciences». – 2016. – Vol. 233 (2016) – pp. 407–412. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.173
  • Нечаев Н.Н. Социально-психологические аспекты онтогенеза дискурса // Язык и культура. – 2017. – №37.
  • Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. – 2017. – №3. http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-120-141
  • Nechaev N.N. Development and Instruction Relationship: Reconsidering the Issue // Journal of Psychological Abnormalities. – 2017. – Vol. 6, No. 1.
  • Нечаев Н.Н. О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. – 2018. – №2.
  • Нечаев Н.Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследования образования // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, №3. https://doi.org/10.17759/chp.2018140305
  • Нечаев Н.Н., Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж. В. и др. Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова и Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т. 14, №4. 10.17759/chp.2018140406
  • Нечаев Н.Н. О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С. 19–35.
  • Nechaev N.N. The “Ambivalence” of Joint Activity as the Basis of the Emergence of Psychological Neoformations: Ways of Developing the Activity Approach // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16, №3. – С. 27–37. https://doi.org/10.17759/chp.2020160304
  • Нечаев Н.Н., Марцинковская Т.Д., Балашова Е.Ю., Бурлакова Н.С., Соколова Е.Т. и др. Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского – к ХХI веку: коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. – М.: РГГУ, 2018. — 322 с.
  • Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2018. – 355 с.
  • Нечаев Н.Н. О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека // Вопросы психологии. – 2019. – №6. – С. 19-35.
  • «Язык» и «речь» в системе онтогенеза психологических возможностей человека // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды» (12-13 декабря 2019 года, Москва). Т. 1. – М.: МГППУ, 2019. – С. 62-66.
  • Нечаев Н.Н., Барсуков И.С., Григорьева О.В. и др. Методологические проблемы развития мышления субъектов образовательного процесса. – Красноярск: Изд-во СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2021. – 232 с.

Награды:

  • «Орден Дружбы» (1996)
  • медаль имени К.Д. Ушинского (2000)
  • Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998)
  • знак «Отличник народного просвещения»
  • медаль В память 850-летия основания Москвы (1997)
Поздравления с днём рождения
  • Лариса Александровна Карпова (Милованова)

    Уважаемый Николай Николаевич, примите мое почтение и уважение перед вашим вкладом в область психологического образования взрослых .Эта тема, как никогда стала актуальной в период пандемии и продолжает быть востребована и в настоящее время .Позвольте пожелать Вам крепкости духа , душеных сил и новых профессиональных достижений .А нам позвольте учиться у вас .С днем рождения.!

  • Маргарита Дмитриевна Синица

    С Днем рождения! Николай Николаевич, желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия! Пусть плоды вашей работы продолжают радовать вас и приносить пользу!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»