16+
Выходит с 1995 года
23 мая 2024

Кто есть кто

Татьяна Николаевна Тихомирова

Татьяна Николаевна Тихомирова

Москва

Доктор психологических наук. Действительный член (академик) РАО. Профессор РАО. Почетный профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО. Профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший научный сотрудник Российско-британской лаборатории психогенетики. Международный консультант Международной лаборатории интердисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс, Университета Лондона. Научный руководитель инновационной площадки РАО на базе МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» г. Климовска Московской области.

Председатель Совета молодых ученых РАО. Член Диссертационного совета при ПИ РАО. Член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Минобрнауки России. Эксперт Российского союза ректоров. Эксперт Российского научного фонда. Член Экспертной комиссии по психологии Российского совета олимпиад школьников.

Член редакционного совета журнала «Теоретическая и экспериментальная психология».

Член Российского психологического общества, Международного общества по изучению интеллекта (ISIR), Международного общества по изучению индивидуальных различий, Европейского общества когнитивной и аффективной нейронауки, и Европейской ассоциации по психологии развития.

В 1996 г. окончила Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина, в 1998 г. - магистратуру Института психологического образования Республиканского центра гуманитарного образования (сейчас – Государственный академический университет гуманитарных наук), в 2001 г. - аспирантуру Государственного академического университета гуманитарных наук, в 2015 г. - докторантуру Психологического института РАО.

В 2010-2012 гг. участвовала в программах по обмену научными сотрудниками в рамках международного соглашения между Британской Академией (British Academy) и Российской академией наук, стажировалась в лаборатории индивидуальных различий в обучении Голдсмитс Университета Лондона (InLab, Goldsmiths, University of London, UK).

В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние семейной среды на способности: роль поколений», в 2016 г. - докторскую диссертацию на тему «Когнитивные основы индивидуальных различий в академической успешности: структурно-функциональная модель».

В 2002-2016 гг. работала в должности младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН.

С 2010 г. работает в лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО (сейчас - Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований): старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник; с 2021 г. - заместитель директора по научно-организационному развитию.

В 2007-2015 гг. - член Совета при Президенте РФ по науке и образованию в составе Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

В 2013 г. была избрана председателем Совета молодых ученых РАО.

С 2015 г. - научный руководитель Региональной инновационной площадки Министерства образования Московской области, с 2017 г. - научный руководитель инновационной площадки РАО на базе МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов».

С 2015 г. - эксперт Российского союза ректоров. Является членом Экспертной комиссии по психологии Российского совета олимпиад школьников.

С 2016 г. входит в редакционный совет журнала «Теоретическая и экспериментальная психология».

В 2017 г. Т.Н. Тихомировой присвоено почетное звание «Профессор РАО», избрана членом-корреспондентом РАО; вошла в состав диссертационного совета на базе ПИ РАО.

С 2017 г. преподает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

С 2018 г. - член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Минобрнауки России.

В 2018-2019 гг. руководила Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе образования ФГБУ «Российская академия образования».

С 2019 г. - научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования. Входит в состав рабочих групп в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

С 2020 г. - член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО.

С 2022 г. - научный руководитель вновь созданного Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО.

В 2023 г. избрана действительным членом РАО.

Сфера научных интересов:

  • психология развития
  • кросскультурная психология
  • индивидуальные различия
  • психология образования
  • общее образование
  • когнитивная психология
  • когнитивные процессы
  • школьный возраст
  • кросс-культурные исследования средовых факторов, формирующих индивидуальные различия в когнитивных способностях и успешности в обучении

Научная работа Т.Н. Тихомировой представляет собой теоретическое и эмпирическое исследование средовых детерминант креативных и интеллектуальных способностей, связанных с особенностями воспитательного процесса в семье и образовательной среде. Научная новизна исследовательской работы заключается в обобщении результатов исследований отечественных и зарубежных авторов и выделении на их основании нескольких моделей, описывающих влияние среды на умственные способности. Впервые участие представителей второго предшествующего поколения в воспитании детей рассмотрено в качестве независимой переменной при изучении средовой детерминации способностей. Разработана уровневая модель связи среды и способностей.

В настоящее время проводит исследование в рамках направления «Социальная детерминация развития интеллекта».

В 2009-2011 гг. в качестве ответственного исполнителя Т.Н. Тихомирова участвовала в реализации научно-исследовательских проектов в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Принимала участие в исследованиях по Гранту Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. – М.; СПб: Нестор-История, 2017. – 448 с.
  • Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: ИП РАН, 2010. – 230 с.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование // Сибирский психологический журнал. 2023. № 87. С. 104-123.
  • Тихомирова Т.Н., Тагарева К.С., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б. Адаптация русскоязычной версии опросника «Учебный интерес и академическая самооценка» // Сибирский психологический журнал. 2022. №84. С. 27-47.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Влияние родительского отношения на общую академическую успешность школьников // Вопросы психологии. – 2021. – №2. – С. 14-27.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивное развитие школьников: эффекты макро- и микросредовых условий образования // Вопросы психологии. – 2021. – Т. 67. – №5. – С. 30-43.
  • Психология индивидуальных различий: обучение и развитие: сборник статей / под ред. Т.Н. Тихомировой. – СПб: Нестор-История, 2020. – 171 с.
  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Личностные черты и интеллект как факторы успешности в школьном обучении // Вопросы психологии. – 2020. – №3. – С. 26-44.
  • Тихомирова Т.Н., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б. Траектории развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Психологический журнал. – 2020. — Т. 41. – №2. – С. 26-38.
  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Об организации психологического сопровождения общего образования в Российской Федерации // Psixologiya. – 2019. – №4. – С. 3-7.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39. – №6. – С. 47-58.
  • Психология индивидуальных различий: обучение и развитие. Сборник по материалам заочной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов / Под ред. Т.Н. Тихомировой, В.И. Исматуллиной. – М.; СПб: Нестор-История, 2017. – 216 с.
  • Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н.. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. – № 1. – С. 26–40.
  • Tikhomirova T. Spatial thinking and memory in Russian high school students with different levels of mathematical fluency // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2017. – V. 237. – pp. 1260–1264.
  • Тихомирова Т.Н., Мисожникова Е.Б., Кузьмина Ю.В., Малых С.Б. Взаимосвязь невербального интеллекта и успешности в математике в младшем школьном возрасте: лонгитюдное исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. – Т. 9. – № 4. – С. 6–22.
  • Kovas Y., Tikhomirova T., Selita F., Tosto M., Malykh S. How Genetics Can Help Education // Behavioural Genetics for Education. Eds. Y. Kovas, S. Malykh, D. Gaysina. – London: Palgrave Macmillan UK, 2016. – pp. 1–23.
  • Казанцева А.В., Еникеева Р.Ф., Романова А.Р., Башкатов С.А., Галяутдинова С.И., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Хуснутдинова Э.К. Гены семейства нейрексинов (CNTNAP2 и NRXN1): их роль в развитии математической тревожности // Медицинская Генетика. 2016. – Т. 15. – № 11 (173). – С. 17–23.
  • Frenken H., Papageorgiou K.A., Tikhomirova T., Malykh S., Tosto M.G. & Kovas Y. Siblings’ Sex is linked to Mental Rotation Performance in Males but not Females // Intelligence. 2016. – V. 55. – рp. 38–43.
  • Rodic M., Tikhomirova T., Kolienko T., Malykh S., Bogdanova O., Zueva D.Y., Gynku E.I., Wan S., Zhou X. & Kovas Y. Spatial complexity of character based writing systems and arithmetic in primary school: a longitudinal study // Frontiers in Psychology. 2015. – V. 6: 333.
  • Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Yu.P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. – V. 8 (4). – pp. 91–100.
  • Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin J-P., & Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics // Developmental Science. 2015. – V.18 (1). – pp. 165–174.
  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа // Вопросы психологии. 2015. – № 2. – C. 147–160.
  • Тихомирова Т.Н., Модяев А.Д., Леонова Н.М., Малых C.Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия // Психологический журнал. 2015. – Т. 36. – № 5. – C. 43–54
  • Kovas Y., Garon-Carrier G., Boivin M., Petrill S.A., Plomin R., Malykh S.B., Spinath F., Murayama K., Ando J., Bogdanova O.Y., Brendgen M., Dionne G., Forget-Dubois N., Galajinsky E.V., Gottschling J., Guay F., Lemelin J.-P., Logan J.A.R., Yamagata S., Shikishima C., Spinath B., Thompson L.A., Tikhomirova T.N., Tosto M.G., Tremblay R., Vitaro F. Why children differ in motivation to learn: Insights from over 13,000 twins from 6 countries // Personality and Individual Differences. 2015. – V. 80. – pp. 51–63.
  • Tosto M.G., Petrill S.A., Halberda J., Trzaskowski M., Tikhomirova T.N., Bogdanova O.Y., Ly R., Wilmer J.B., Naiman D.Q., Germine L., Plomin R., Kovas Y. Why do we differ in Number sense? Evidence from a genetically sensitive investigation // Intelligence. 2014. – V.43 – рp. 35–46.
  • Tosto M.G., Tikhomirova T., Galajinsky E., Akimova K., Kovas Y. Development and Validation of a Mathematics-number sense Web-based Test Battery // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. – V. 86. – pp. 423–428.
  • Kovas Y., Galajinsky E.V., Plomin R., Boivin M., Petrill S.A., Lemelin J-P., Luo Y., Jones A., Harold G., Tikhomirova T.N., Zhou X., & Malykh S.B. The Russian School Twin Registry (RSTR): Project PROGRESS // Twin Research and Human Genetics. 2012. – V.16 (1). – pp. 126–133.
  • Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Тосто М.Г., Ковас Ю.В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. – Т.35. – № 1.– С. 41–53.
  • Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Взаимосвязь когнитивных характеристик учащихся и успешности решения математических заданий (на примере старшего школьного возраста) // Психологический журнал. 2013. – Т.34. –№1.– С. 63–73.
  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М., Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскультурный анализ // Вопросы психологии. 2012. – №5. – С. 133–143.
  • Тихомирова Т.Н. Взаимосвязь аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2011. – №1. – C. 85–94.
  • Тихомирова Т.Н. Межличностное взаимодействие в образовательной среде и развитие общих способностей // Психологический журнал. 2011. – Т. 32. –№ 6.– С. 30–40.
  • Ковас Ю.В., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 44–54.
  • Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Ковас Ю.В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований // Вопросы образования. 2012. – №4.– С. 186–199.
  • Тихомирова Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том 1. № 4. С. 133-141.
  • Тихомирова Т.Н. Метакогнитивный и когнитивный аспект развивающих систем образования. // Материалы первой Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». Москва, 2004.
  • Тихомирова Т.Н. Исследование воздействия семейной микросреды на интеллект и креативность детей в условиях изменяющейся России // Материалы IV международная научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дружининские чтения - 2005». Сочи, 2005.
  • Тихомирова Т.Н. Развитие способностей в социальной среде: метакогнитивный аспект образовательных программ // Образ российской психологии в регионах страны и в мире: Материалы международного Форума и Школы молодых ученых ИП РАН. - М.: ИП РАН, 2006, с.379-384.
  • Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007, т. 4, № 3, C. 121-127.
  • Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. Связь воспитательного воздействия отцов с интеллектуальным и креативным развитием детей старшего дошкольного возраста// Информация, время, творчество: Тезисы докладов Международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного творчества», 2007. C. 110-113.
  • Тихомирова Т.Н. Связь воспитательного воздействия отцов с интеллектуальным и креативным развитием детей старшего дошкольного возраста // Информация, время, творчество: Тезисы докладов Международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного творчества», 2007. C. 110-113.
  • Тихомирова Т.Н. Детерминация когнитивного развития младшего школьника: модель метакогнитивного научения // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых. - М.: МГППУ, 2007. C. 230-232.
  • Тихомирова Т.Н. Межпоколенческие отношения и их роль в формировании интеллектуальных и креативных способностей ребенка // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе: Материалы Первой международной научно-практической конференции, 13-14 ноября 2007 г., Москва. - М.: ИП РАН, 2007. C. 228-232.
  • Тихомирова Т.Н. Развитие когнитивных способностей ребенка в семейной микросреде // Материалы третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи». В 2-х ч. Часть 2 (2). - М., 2007. C. 337-345.
  • Тихомирова Т.Н. Развитие способностей в социальной среде: трехкомпонентная модель образовательного пространства // Психология - наука будущего: Материалы международной конференции молодых ученых, 1-2 ноября 2007 г., Москва. - М.: ИП РАН, 2007. C. 422-425.
  • Тихомирова Т.Н. Семейная микросреда, способности и системы когнитивного обучения // Дружининские чтения: Материалы 6-й научно-практической конференции, Том 2. - Сочи: СГУТиКД, 2007. С. 266-269.
  • Тихомирова Т.Н. Социальные изменения семейного воспитания и творческие проявления людей // Информация, время, творчество: Тезисы докладов Международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного творчества», 2007. C. 107-110.
  • Тихомирова Т.Н. Факторы семейной микросреды, способности и проблема функционирования развивающих программ // Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», Том 3, Часть 2. - М.: МГУ, 2007. С.171-173.
  • Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. Обогащение среды и развитие способностей: трехкомпонентная модель образовательного пространства // Психология обучения. 2008. 1. C. 36-46.
  • Тихомирова Т.Н. Моделирование обогащенной образовательной среды в контексте влияния на развитие интеллекта и креативности // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2008. С. 115-117.
  • Тихомирова Т.Н. Семейная микросреда, способности и проблема функционирования систем когнитивного обучения // Третья международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Москва, 20-25 июня 2008 г. - М.: Художественно-издательский центр, 2008. Т.2. С. 461-462.
  • Тихомирова Т.Н. Особенности внутрисемейного взаимодействия и творческие достижения личности: субъектный подход // Личность и бытие: субъектный подход / материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения член-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 г. - М.: ИП РАН, 2008. С.398-400.
  • Тихомирова Т.Н. Условия формирования интеллектуальной активности личности // Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика-2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства», Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г. В 2-х тт. Том 1. - М.: МАКС Пресс, 2009. С.541-543.
  • Тихомирова Т.Н. Средовая программа исследований детерминации способностей // Психологические исследования: Вып. 4. - М.: ИП РАН, 2009. С.208-219.
  • Тихомирова Т.Н., Ушаков Д.В. Измерение социального интеллекта у школьников. 2009.

Награды:

  • лауреат конкурса «Лучшие ученые РАН» (2004, 2005, 2006, 2007)
  • Почетный личный знак Психологического института РАО
  • грант Президента Российской Федерации на поддержку молодых российских ученых (2004)
  • грант Российского научного фонда (2015)
  • гранты РГНФ (2006, 2009, 2010)
  • грант РФФИ (2009)
  • гранты Управления внешних связей РАН (2010, 2011, 2012)
  • грант Британской академии (2011)
  • медаль имени Л.С. Выготского РАО за вклад в развитие психологической науки (2020)
  • лауреат премии Правительства Российской Федерации 2021 года в области образования (руководитель авторского коллектива) (2021)
  • почетная грамота Российской академии образования за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки (2022)
  • медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования — за содействие развитию образования (2022)
Поздравления с днём рождения
  • Михаил Евгеньевич Иванов

    Татьяна Николаевна, рад поздравить вас с днем рождения! Счастья, здоровья, любви и финансового благополучия!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»