Кто есть кто
Раиль Мунирович Шамионов
Доктор психологических наук, профессор.
Заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Главный редактор журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития», член редколлегии журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика».
В 1991 г. окончил физико-математический факультет Ульяновского государственного педагогического института им. И.Н. Ульянова, в 1992 г. - факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации».
В 1997-2004 гг. - ассистент, ст.преподаватель, доцент, профессор кафедры педагогической психологии Саратовского государственного университета.
В 2004-2013 гг. - профессор, заведующий кафедрой психологии образования СГУ.
С 2013 г. - профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития СГУ.
Возглавлял (до 2022 г.) факультет психолого-педагогического и специального образования СГУ.
Научные интересы:
- проблемы социализации личности
- психология профессионализации учителя
- психология субъективного благополучия личности
- психология социальных представлений
- самоопределение личности и профессиональная социализация
Автор оригинальной концепции социализации личности. Разработал процессуальный подход к социально-психологическому анализу, определению условий «нормативной» социализации в условиях современной российской действительности, заключающийся в рассмотрении ее с позиций многоуровневой внешней и внутренней детерминации, сменности оснований и механизмов. Предпринял системное изучение личностных детерминант субъективного благополучия, его структуры и динамики.
Читает курсы:
- Социальная психология;
- Психология социального поведения личности
Гранты:
- Грант программы Университеты России (Минобразование РФ) (2004-2005)
- Грант Президента РФ (2005-2006)
- Грант РФФИ (2006-2007)
- Грант РГНФ (2006-2013)
Основные публикации:
- Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Академическая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: Перо, 2023. 160 с.
- Фирсова Т.Г., Шамионов Р.М. Современный подростковый фольклор как отражение поведенческой составляющей субкультуры современных подростков // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 22–31.
- Шамионов Р.М. Роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности молодежи к различным формам социальной активности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 7–23.
- Шамионов Р.М. Эмпирическая модель социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Том 22. Вып. 2. С. 188–196. doi:10.18500/1819-7671-2022-22-2-188-196
- Шамионов Р.М., Суздальцев Н.В., Бочарова Е.Е. Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 1. С. 38–50.
- Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. С. 124–141.
- Дискриминационные установки в современном обществе / под ред. Р.М. Шамионова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2021. 172 с.
- Шамионов Р.М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. №1. С. 94–112.
- Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Гринина Е.С., Созонник А.В., Краснова С.В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 247-262.
- Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями // Клиническая и специальная психология 2021. Том 10. № 3. С. 181–207.
- Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: некоторые теоретические выводы // Психология социальной активности молодежи. М.: Перо, 2020. С. 11-36.
- Шамионов Р.М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи // Сибирский психологический журнал. 2020. №77. С. 176–195.
- Шамионов Р.М., Сорокин А.И. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 25–32.
- Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Методика измерения дискриминационных установок // Страховские Чтения: сборник научных трудов. Саратов: Саратовский университет, 2020. Вып. 28. С. 362-367.
- Шамионов Р. М. Дискриминационные установки личности как фактор, препятствующий устойчивому развитию общества // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. сборник научных статей / отв. ред. В.И. Панов. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. С. 85-89.
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: изменчивость и детерминация // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Отв. редактор А.В. Карпов. 2020. С. 579-583.
- Шамионов Р.М. Бескова Т.В. Экономико-психологические детерминанты зависти // Психологический журнал. 2020. Т. 41. №5. С. 38-48.
- Шамионов Р.М., Невский Е.В. Специфика глазодвигательных реакций и ценностей как предикторов социальной активности студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 294-307. doi: 10.32744/pse.2020.3.22
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18
- Shamionov R.M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 459-472. doi: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472
- Шамионов Р.М. Роль индивидуальных ценностей, авторитарных установок и социальной идентичности в общей дискриминационной направленности личности в России // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. №2. С. 54-73. doi:10.17759/sps.2020110204
- Шамионов Р.М., Гарбер И.Е., Бочарова Е.Е., Голованова А.А., Вагапова А.Р., Фадеева Т.Ю., Арендачук И.В., Акименко А.К., Кленова М.А. Позитивная психология личности. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 200 с.
- Шамионов Р.М. Формирование дискриминационных установок личности в процессе ее социализации // Известия Сарат. ун-та. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 2 (26). С. 129 – 135. doi: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-129-132
- Шамионов Р.М. Зависть как эффект социализации личности в условиях недостаточного владения социальными навыками // Известия Сарат. ун-та. Се-рия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 2. C. 324-333.
- Шамионов Р.М., Султаниязова Н.Ж. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. №1. С. 157-186. doi: 10.21702/rpj.2018.1.8
- Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Новая методика определения уровня субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. №60. С. 8.
- Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №5. C. 23-30. doi: 10.17759/pse.2017220503
- Шамионов Р.М. Еремина Е.А. Предикторы социально-психологической адаптации безработных // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. №4. С. 383-399. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4-383-399
- Шамионов Р.М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 90-104.
- Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. Т. 38. №1. С. 41-51.
- Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям // Известия РУДН. Серия Психология и педагогика. 2016. Вып. 3. С. 28-39.
- Шамионов Р.М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросскультурным исследованиям субъективного благополучия личности // Вестник РУДН. 2016. №1. С. 7-20.
- Шамионов Р.М., Созонник А.В. Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий преодоления курсантов военного вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. Вып. 2. С. 128-136.
- Шамионов Р.М. Уверенность в себе и базовые убеждения как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Психологические исследования,. 2016. Т. 9. №45. С. 5.
- Taormina, R. J., Shamionov R.M. A New Measure of Traditional Values across Cultures: China and Russia Compared // Psychological Thought. 2016. Vol. 9, No 2. Pp. 197-220.
- Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. №4. С. 106-113.
- Шамионов Р.М. Базовые убеждения и культурные установки как предикторы эмоционального и психологического благополучия горожан и сельчан // Социальная психология и общество. 2015. №4. С.109-122.
- Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминированность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. Вып. 3. С. 213-219.
- Shamionov R.M., Grigoryeva M.V. Social Needs and Convictions as Predictors of Emotional and Psychological Well-being of College and University Students // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No 6. Supplement. 1. Pp. 528-536.
- Shamionov R.M. Risk Society and Humanity // Chaos, Complexity and Leadership 2014 (Springer Proceedings in Complexity) / von Sefika Sule Er?etin (Herausgeber). Springer; Auflage, 2015. Рp. 209-225.
- Shamionov R.M. Envy and Monetary Attitudes of Personality // Advances in Public, Environmental and Occupational Health. 2014. Vol. 4. Pp. 43-48.
- Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2014. 196 с
- Шамионов Р.М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №4. С. 68-81.
- Шамионов Р.М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 1. С. 79-85.
- Шамионов Р.М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. №9. С. 20-30.
- Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. №6(27). С. 8.
- Shamionov R. Dynamics and the relationship between job satisfaction and the emotional focus of comprehensive school teachers // Conference on Psychology and Social Harmony, May 24-26, 2013, Beijing, China. USA: Scientific Research Publishihg, 2013. Pp. 128-132.
- Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 384 с.
- Шамионов Р.М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. №11. С. 116-123.
- Шамионов Р.М. Взаимосвязь стратегий поведения и субъективного благополучия представителей контактирующих этносов // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12. Вып. 1. С. 79-83.
- Шамионов Р.М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. 2012. №3. С. 145-154.
- Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. №2. С. 72-81.
- Шамионов Р.М. Социализация личности в контексте со-бытия с Другими // Социальная психология и общество. 2012. №4. С. 5-14.
- Шамионов Р.М., Анисимов В.О. Профессиональная социализация и проблема категоризации Другого // Социология образования. 2012. №10. С. 75-86.
- Шамионов Р.М. Социализация личности в контексте со-бытия с Другими // Социальная психология и общество. 2012. №4. C. 5-14.
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. 240 с.
- Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 180 с.
- Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. Саратов: Изд-во Сар. пед.ин-та, 2000. 200 с.
- Сергей Васильевич Сарычев, 13.05.2024
- Петр Васильевич Лебедчук, 13.05.2023
- Сергей Васильевич Сарычев, 13.05.2023
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 13.05.2020