• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

4 — 5 июля
Москва

XVIII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

15 — 16 сентября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»

27 сентября
Санкт-Петербург

Проект «Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
Алехина Светлана Владимировна, Москва

Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник общего образования РФ. Почетный профессор Новосибирского государственного педагогического университета. Эксперт ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования.

Проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, член Ученого совета МГППУ, сопредседатель экспертного совета ФУМО ВО по группе специальностей «Образование и педагогические науки», руководитель магистерских программ на факультете клинической и специальной психологии МГППУ.

Вице-президент, член Президиума Федерации психологов образования России.

В 1973 г. окончила Красноярский государственный педагогический университет. В 1992 году закончила отделение Межвузовской подготовки практических психологов при Красноярском государственном университете.

В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте».

Профессиональная деятельность:

10 лет руководила Центром психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции «Сознание» в г. Красноярске.

С 2004 года заведовала лабораторией психологического мониторинга в МГППУ.

С 2005 года руководила Службой сопровождения в Центре дистанционной поддержки детей-инвалидов (ЦО «Технологии обучения»).

С 2009 года является директором Института проблем инклюзивного образования МГППУ.

С 2014 года является проректором по инклюзивному образованию МГППУ.

Научные интересы:

  • методология и психология инклюзивного образования

Проекты, выполненные под руководством С.В. Алехиной: 

  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» ГК № 07.Р24.11.0001 от 11 марта 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Организация и проведение Международной конференции по инклюзивному образованию с целью обсуждения результатов реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы в рамках проекта «Проведение обучающих мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций по развитию инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации» ГК №07.Р24.11.0039 от 24 ноября 2014г. Договор 0304/15 от 03.04.2015 г. с СКФУ.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение программы повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.12.0026 от 2 октября 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.11.0005 от 10 апреля 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 09.028.11.0018 от 19 августа 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Разработка проекта специальных требований в федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (продолжительность работ 2014 г.). Договор № 14/281 от 29 апреля 2014 г. с РГПУ им. Герцена.
  • Грант РГНФ Региональный конкурс "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2014 - г. Москва Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы (продолжительность проекта 2014 г.). Соглашение (Договор) 14-06-77004а(р) от 17 апреля 2014 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций по вопросам реализации типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (продолжительность проекта 2013-2014 г.). ГК № 07.028.11.0017 от 14 октября 2013 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение Международной научно-практической конференции по развитию инклюзивного образования в России в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (продолжительность проекта 2013 г.). ГК № 07.Р24.12.0001 от 26 апреля 2013 г.
  • Грант Департамента образования г. Москвы "Создание и развертывание общедоступной базы научно-методических знаний (экспертных систем) по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений". 2011 год.
  • Грант РГНФ Организация международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: практика, методология, технология"  (продолжительность работ 2011 г.) Соглашение (Договор) 11-06-14214г от 25 августа 2011 г.
  • Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» (продолжительность проекта 2011-2013 гг.) ГК № 06.Р24.11.0074 от 1 декабря 2011 г.
  • Грант РГНФ на реализацию проекта по организации международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» , 2011 г.
  • Грант Правительства Москвы «Создание и развертывание общедоступной базы научно-методических знаний и экспертных систем по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений», 2011 г.
  • Госзаказ Министерства образования и науки на выполнение работ  «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (2011 г.)
  • Проект Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  «Создание комплекта материалов по вопросу инклюзивного образования, включающего информационные материалы, организационно-методические рекомендации, примеры передовой практики и анализ конкретных примеров», 2010 г.
  • Проект Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  «Создание комплекта материалов по вопросу инклюзивного образования, включающего информационные материалы, организационно-методические рекомендации, примеры передовой практики и анализ конкретных примеров», 2010 г.
  • Грант Правительства Москвы «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития», 2009 г.
  • Грант Правительства Москвы «Разработка регламента деятельности и перечня необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования», 2009 г.
  • Государственное  задание Федерального агентства по образованию "Всероссийский мониторинг профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования России" 2008-2009 год.
  • Грант Правительства Москвы «Разработка модели и проведение мониторинга безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации» , 2008 год
  • Госконтракт Ф-316 Федерального агентства по образованию, проект «Создание условий для формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе зарубежного опыта», 2007 год
  • Госконтракт Ф-231 Федерального агентства по образованию, проект "«Создание системы социальной и психологической поддержки молодого учителя»,2007 год.

Основные публикации:

  • Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136–145. doi:10.17759/pse.2016210112
  • Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. – с. 94-101.
  • Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. № 3. – с. 70-78.
  • Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий // Сибирский педагогический журнал. № 6. – c. 125-131.
  • Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. 2015. № 3. – с. 88-89.
  • Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России //Аутизм и нарушения развития. № 2 (47). 2015. С. 3 - 7.
  • Алехина С.В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С. 13 – 20.
  • Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Текст] / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 авг. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
  • Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015.  
  • Alekhina S., Soldatenkova E. The Development of Communication as a Condition for Inclusion of Children with Autism in Education // 9th International Technology, Education and Development Conference March 2nd-4th, 2015 — Madrid, Spain.
  • Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3. С.4–7.
  • Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
  • Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №1. С.5–16.
  • Алехина С.В. Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №3. С.5–15.
  • Алехина С.В. Подготовка педагогический кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал . 2013. № 1 (44). С.26-32.
  • Алехина  С.В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С 1-6.
  • Алехина С.В., Гращенкова С.Л. Специальные образовательные условия в профессиональном образовании (по материалам мониторинга учреждений среднего профессионального образования) // Научные исследования в образовании. 2013. № 10. С.14-22.
  • Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. №1. С.73–79.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4 (22). С. 117-127.
  • Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. №3. С.32–40.
  • Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С.83–92.
  • Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Материалы I Международной конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии». МГППУ, 2011.
  • Алёхина С.В. Образование через призму инклюзии // Материалы Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», 21-23 сентября 2011, г. Якутск.
  • Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. – Москва: Центр «Школьная книга», 2010. – Вып. 1.
  • Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». МГППУ, 2010.
  • Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата обращения: 11.11.2014)
  • Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся // Вестник практической психологии образования. 2007. №3. С.46–48.
  • Алехина С.В. Психологический мониторинг — инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. С.70–72.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
  • Почетный профессор НГПУ

Статьи и интервью в «Психологической газете»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
2 июля 2022 , суббота

В этот день

Скоро

4 — 5 июля
Москва

XVIII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

15 — 16 сентября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»

27 сентября
Санкт-Петербург

Проект «Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
2 июля 2022 , суббота

В этот день

Юлия Анатольевна Володина празднует юбилей! Поздравить!

Скоро

4 — 5 июля
Москва

XVIII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика»

12 — 13 сентября
Москва, online

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

14 — 16 сентября
Владивосток, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы клинической психологии: теоретические и прикладные аспекты диагностики и коррекции»

15 — 16 сентября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»

27 сентября
Санкт-Петербург

Проект «Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

1 ноября
Online

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

16 — 18 ноября
Москва

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь