20 октября 2017 , пятница

Известные психологи

Моросанова Варвара Ильинична, р. 22.06.1949

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующая лабораторией психологии саморегуляции, преподаватель Образовательного центра Психологического института Российской академии наук. Профессор кафедры общей психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Член диссертационных советов при Психологическом институте РАО и Институте психологии РАН. Член экспертного совета РГНФ.

Руководитель секции «Психология саморегуляции» Российского психологического общества. Член международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID).

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1975 г. - аспирантуру Психологического института РАО.

В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ динамического объекта и его оперативность», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека».

С 1971 г. работает в Психологическом институте РАО, с 2000 г. заведует лабораторией.

1991-2001 гг. - доцент, профессор Московского педагогического государственного университета.

С 2001 г. - профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

2000-2003 гг. - член диссертационного совета при факультете психологии Ростовского государственного университета.

В 80-е годы, наряду с научными исследованиями проблемы психической надежности трудовой и спортивной деятельности, работала психологом сборной команды страны по пулевой стрельбе.

В 90-е годы - исследование регуляторных аспектов характера и личности человека, консультирование по проблемам имиджа политика. Создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, развивающая субъектно-деятельностный подход и обобщающая результаты исследований трудовой, учебной, спортивной и политической деятельности человека.

Сфера научных интересов:

  • проблемы общей психологии и психологии труда, педагогической психологии, 
  • психология саморегуляции личности, 
  • индивидуальный стиль и характер личности, 
  • дифференциальные особенности саморегуляции,
  • психология субъекта

Профессиональная деятельность:

  • Создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека
  • Разработана методология дифференциального подхода к исследованию психической саморегуляции человека
  • Раскрыты дифференциальные основы саморегуляции учебной деятельности
  • Разработаны и стандартизированы новые оригинальные методы диагностики индивидуальных профилей саморегуляции в учебной и профессиональной деятельности. Они позволяют оценить индивидуальный уровень осознанной саморегуляции у учащихся разных возрастов, который во многом определяет продуктивные аспекты учебной и профессиональной деятельности, а также является важным условием личностного самоопределения.
  • Созданы и успешно применяются методы развития личностной саморегуляции, что способствует адаптации учащихся в новых условиях обучения, повышает готовность к самостоятельному профессиональному самоопределению.
  • Предложены критерии оценки эффектов личностного и субъектного развития учащихся в различных образовательных системах.
  • Участие в двух программах Министерства образования Российской Федерации: «Апробация и корректировка адаптивных методик, обеспечивающих преемственность в развитии ребенка на этапе перехода от начального обучения к основному, из основной школы в старшую профилированную школу», «Научно-методическое обеспечение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические аспекты нормализации учебной нагрузки школьников».
  • Руководство работой московских городских экспериментальных площадок: «Развитие личностной саморегуляции», «Диагностика регуляторных основ готовности к переходу на более старшую ступень обучения», «Психологические технологии подготовки учащихся к выпускным экзаменам».
  • Разработаны методы диагностики и развития саморегуляции, которые успешно используются в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса в средних школах Москвы, Красноярска, Набережных Челнов, Перми, Шауляе (Литва)

Читает курсы:

  • Психология характера
  • Психология саморегуляции

Основные публикации:

  • Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 2001. –192 с.
  • Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал, 2002, №6 – С.5-17.
  • Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.59‑68.
  • Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. T.2. №1. C.14-22.
  • Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова ; Ин-т психологии РАН ; психологический ин-т РАО. – М. : Наука, 2010 . -519 с.
  • Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010 №1. С.36-45.
  • Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» // Вопросы психологии. – 2011. - №1. С. 137 – 145.
  • Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. – 2011. - №3. С. 132-144.
  • Психология саморегуляции в XXI веке /отв. ред. В.И. Моросанова – СПб.; М.: Нестор-История, 2011. – 468 с.
  • Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал 2012- том 33 - № 3. С. 98-111.
  • Моросанова, В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя / В.И. Моросанова, Т.Г. Фомина // Психологическая наука и образование. - 2012. №2. – C. 94-102.
  • Моросанова, В.И.  Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения / В.И. Моросанова // Мир психологии. – 2013. - №2. С. 189-200.
  • Моросанова, В.И. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одарённых подростков / В.И. Моросанова, Е.И. Щебланова, И.Н. Бондаренко, В.А. Сидиков // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. № 3.– 2013. С. 18-32.

Награды:

  • почетная грамота Министерства образования за существенный вклад в развитие психологической науки (2004)
  • благодарственное письмо от ГОУ ВПО «Северо-Кавказкий государственный технический университет» за организацию и проведение симпозиума «Субъект и личность в психологии саморегуляции» в рамках II Международной научной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (2007)
  • медаль им. Челпанова 2 степени (2007)
  • диплом и серебряный знак за вклад в развитие психологической науки (2008)
  • диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012)

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение