16+
Выходит с 1995 года
19 марта 2024

Кто есть кто

Игорь Викторович Вачков

Игорь Викторович Вачков

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры общей психологии Московского института психоанализа.

Главный редактор международного электронного журнала «Клиническая и специальная психология». Член редколлегий журналов: «Journal of Exceptional People» (Оломоуц, Чехия), «Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта» (Калининград), «Актуальные проблемы психологического знания» (Москва), «Проблемы современного образования» (Москва), «Инклюзия в образовании» (Казань), «Психопедагогика в правоохранительных органах» (Омск).

Академик Международной педагогической академии. Президент международного Сообщества сказкотерапевтов. Член Московской городской писательской организации Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, член Коллегии Союза профессиональных психологов, член Ассоциации профессоров славянских стран, член Восточно-европейской Ассоциации Арт-терапии, почетный член Международной ассоциации профессиональных психологов.

В 1987 году закончил Орский государственный педагогический институт, затем аспирантуру Психологического института РАО.

В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп)», в 2002 г. — докторскую диссертацию на тему «Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии».

Сфера научных интересов:

  • методология психологии
  • психология метафоры и сказки
  • психология образования
  • психология субъектности
  • развитие самосознания
  • психологический тренинг
  • имаготерапия
  • сказкотерапия
  • арт-терапия.

Один из пионеров сказкотерапевтического направления в отечественной психологии.

Специалист в области психологических тренингов различной направленности, арт-терапии, сказкотерапии, имаготерапии.

Имеет опыт проведения обучающих семинаров различной тематики для педагогов и психологов в России, Беларуси, Болгарии, Казахстане, Латвии, Украине, Чехии.

Организатор конференций по сказкотерапии и сказкотерапевтических фестивалей «Психология сказки и сказка психологии».

Долгое время был главным редактором всероссийской газеты «Школьный психолог», входил в состав Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

Преподавал на кафедре дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии и на кафедре психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета; на кафедре психологической антропологии Института детства и на кафедре социальной педагогики и психологии Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; на кафедре общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Под руководством И.В. Вачкова защищены 8 кандидатских диссертаций.

Основные публикации: более 650 научных и научно-методических работ, более 30 книг (несколько за рубежом), в том числе

  • Одинцова М.А., Вачков И.В. Сказкотерапевтические технологии в психологическом тренинге: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2022. 308 с.
  • Вачков И.В., Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Жила-была Баба Яга… Психологические и культурологические аспекты образа. М.: Академический проект, 2022. 375 с.
  • Вачков И.В. Игреки: сборник стихотворений. М.: Экон-Информ, 2021. 191 с.
  • Вачков И.В. и др. Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса: монография. Чебоксары: Среда, 2019. 223 с.
  • Вачков И.В. и др. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 421 с.
  • Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М.: Генезис, 2012; 3-е изд. М.: Генезис, 2014. 4-е изд. М.: Генезис, 2016. 415 с.
  • Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… М.: Генезис, 2011; 2-е изд. М.: Генезис, 2015. 288 с.
  • Вачков И.В., Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. М.: Экон-информ, 2013. 186 с.
  • Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: программа развивающих занятий в 4 классе. М.: Генезис, 2013. 125 с.
  • Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: программа развивающих занятий в 3 классе. М.: Генезис, 2013. 143 с.
  • Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: программа развивающих занятий в 2 классе. М.: Генезис, 2012. 135 с.
  • Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: программа развивающих занятий в 1 классе. М.: Генезис, 2012. 142 с.
  • Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения: учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.: Эксмо, 2010. 560 с.
  • Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. 2-е изд. М.: Ось-89, 2006; 3-е изд. М.: Ось-89, 2009. 224 с.
  • Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб: Питер, 2009. 192 с.
  • Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. М.: Чистые пруды, 2009. 29 с.
  • Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2008. 208 с.
  • Вачков И.В. Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников. СПб: Питер, 2008. 128 с.
  • Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК. 3-е изд. 2004; 5-е изд. 2007; 6 изд., перераб. и доп. 2015.
  • Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2001; 2-е изд., перераб. и доп. 2003; 3-е изд., перераб. и доп. 2005, 2007. 256 с.
  • Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2001; 2-е изд., перераб. и доп. 2003; 3-е изд., перераб. и доп. 2007. 144 с.
  • Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. 414 с.
  • Вачков И.В. Метафорический тренинг. М.: Ось-89, 2005; 2-е изд., доп. 2006. 144 с.
  • Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе: учебное пособие. СПб: Речь, 2004. 271 с.

Автор популярных изданий, один из наиболее известных российских писателей в сфере практической психологии для детей.

Награды:

  • Лауреат Премии Мэра Москвы в области образования (2002),
  • Лауреат литературной премии «Вторая Артиада» (1996),
  • Лауреат конкурса Московской городской организации Союза писателей России «Лучшая книга 2008-2010 гг.» в номинации «Литературный Олимп» за книгу «Приключения во Внутреннем Мире»,
  • Лауреат конкурса Союза писателей России «Поэт года 2019» (медаль имени Анны Ахматовой),
  • Лауреат премии Союза писателей-переводчиков и Московской городской организации Союза писателей России «Преодоление» в номинации «Гранатовый браслет» (медаль имени Александра Куприна),
  • 11 медалей, в том числе медаль Челпанова 2-й степени
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Елена Николаевна Волкова

    Уважаемый Игорь Викторович! С днем рождения!
    Успехов, терпения, настойчивости, ресурсов, свершений и побед!

  • Виктория Николаевна Петелина

    Игорь Викторович, от всего сердца поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю с радостью приходить на работу и с удовлетворением уходить домой! Пусть профессиональная деятельность приносит удовольствие, благополучие, дает возможности и гарантирует достойное вознаграждение, а все начинания будут удачными. Пусть дни будут яркими и запоминающимися. Хочу, чтобы у Вас было сполна здоровья и простого человеческого счастья!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»