18+
Выходит с 1995 года
11 декабря 2024

Кто есть кто

Елена Ивановна Николаева

Елена Ивановна Николаева

Санкт-Петербург

Доктор биологических наук, профессор.

Заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, заместитель директора по научной работе Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Заместитель главного редактора журнала «Комплексные исследования детства». Член редколлегии журналов «Психология образования в поликультурном пространстве», «Вестник психофизиологии», “Sky” (Азербаджан), “Health Psychology and Behavioral Medicine: an Open Access Journal”, “Current Issues in Education” (Poland). Эксперт журналов «Справочник педагога-психолога», «Российский гуманитарный журнал». Consulting Editor of  “Health Psychology and Behavioral Medicine”.

Член Российского физиологического общества, Российского психологического общества, Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA), Американской психологической ассоциации (APA), Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований, Академии педагогических и социальных наук.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2009-2015).

В 1976 г. окончила Новосибирский государственный университет (факультет естественных наук, кафедра физиологии).

В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психофизиологический анализ изменений памяти человека в процессе адаптации» (Институт физиологии Сибирского отделения АМН СССР, Новосибирск). В 1996 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Психофизиологический анализ оценки эмоциональной значимости слов» (Академия медицинских наук, Томск).

В 1976-1981 гг. — аспирант лаборатории механизмов регуляции памяти Института физиологии Сибирского отделения АМН СССР (Академгородок, Новосибирск).

В 1981-1987 гг. — младший научный сотрудник лаборатории механизмов регуляции памяти Института физиологии Сибирского отделения АМН СССР (Академгородок, Новосибирск).

В 1988-1995 гг. — научный сотрудник лаборатории терапии Клинического отдела Института биоорганической химии Сибирского отделения АН СССР (Академгородок, Новосибирск).

В 1995-1999 гг. — старший научный сотрудник лаборатории терапии Клинического отдела Института биоорганической химии Сибирского отделения АН СССР (Академгородок, Новосибирск).

В 1998-2000 гг. — заведующая кафедрой психологии и педагогики филологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета.

В 2000-2002 гг. — заведующая кафедрой психофизиологии и сравнительной психологии Новосибирского института экономики, психологии и права.

С 2002 г. — профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, с 2020 г. заведует кафедрой.

В 2011-2014 гг. — профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения.

Область профессиональных интересов:

  • проблемы функциональной асимметрии мозга
  • психофизиология развития, в том числе особенности семейного воспитания в разных культурах
  • психология детского творчества
  • психология детей с проблемами развития
  • психологическая поддержка приемной семьи
  • психология здоровья

Основатель научной школы «Психофизиологические подходы к проблеме здоровья и здоровьеформирования».

Гранты:

  • Ливерульм Траст (Liverhulm Trust, Великобритания), грант, 1994-1996 гг.
  • РГНФ, грант N 04-06-00171а, 2004-2006 гг.
  • Программа Фулбрайт, 2005-2006 гг.
  • РГНФ, грант N 07-06-00576а, 2007-2009 гг.
  • РНФ, грант 14-18-02135 «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов»
  • РФФИ, грант 17-06-00166 «Организация тормозного контроля в онтогенезе: значение для обучения и адаптации», 2017-2019 гг.
  • РФФИ, грант 18-013-00323 «Становление сенсомоторной интеграции и т?рмозного контроля у детей с разными латеральными предпочтениями», 2018-2020 гг., руководитель

Читает лекции в Санкт-Петербургском государственном университете, Новосибирском государственном университете (факультет психологии), Новосибирском государственном педагогическом университете (ИФМИП), Елецком государственном университете (факультет психологии).

Подготовила в качестве руководителя 13 кандидатов наук, в качестве консультанта 1 кандидата наук.

Автор более 720 научных публикаций, в том числе

  • Психофизиология: учебник для вузов. Новосибирск, 2001; 2-е изд. М., 2003; СПб: Питер, 2019. Рекомендован МО для студентов вузов. Получил диплом Министерства образования. Победитель Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • Воспитание толерантности. Я в мире других. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе. СПб: Спецлит, 2003; 2-е изд. М.: Мой учебник, 2007
  • Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / Николаева Е.И., Леутин В.П. СПб: Речь, 2005
  • Леворукий ребенок: учебное пособие. СПб: Детство-Пресс, 2005. Рекомендовано УМО РГПУ им. А.И. Герцена
  • Психология детского творчества: учебное пособие. СПб: Речь, 2006. Рекомендовано УМО РГПУ им. А.И. Герцена
  • Кто виноват и что делать? Размышления психолога о природе вины россиянина. 2010
  • Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции. 2011
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательной школы. 2012. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • Воспитать одаренного ребенка. Как? 2013
  • Психология семьи: учебник для вузов. СПб: Питер, 2013. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • Alexander Luria: Creator in the Perspective of Time / Nikolaeva E.I. // M. Nadin (ed). Cognitive Systems Monographs. V. 25. P. 457-470. Heidelberg New York Dordrecht London: Springer, 2015
  • Предсказания детства: возможен ли прогноз здоровья взрослого, основанный на изучении данных развития ребенка (на примере лонгитюдных исследований) // Медицинская психология в России. 2016. № 2(37).
  • Концепция аллостаза и адаптации человека на севере / Кривощёков С.Г., Белишева Н.К., Николаева Е.И., Вергунов Е.Г., Мартынова А.А., Ельникова О.Е., Пряничников С.В., Ануфриев Г.Н., Балиоз Н.В. // Экология человека. 2016. №7. С. 17-25
  • Теоретический анализ подходов к изучению адаптации к хроническому заболеванию / Николаева Е.И., Ельникова О.Е. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. №1. С. 43-59
  • An inner picture of health as a factor in changing a child’s behavior to health-promoting behavior / Nikolaeva E., Merenkova V. // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. V. 10. Is. 4. P. 162-171
  • Признаки функциональной незрелости мозга у детей со специфическим расстройством формирования школьных навыков / Ефимова В.Л., Николаева Е.И. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. №184. С. 84-93
  • Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers / Vergunov E.G., Nikolaeva E.I., Balioz N.V., Krivoschekov S.G. // Human physiology. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 12-21
  • How hardiness and the quality of life relate to the parameters of autonomic balance / Nikolaeva E., Elnikova O., Vergunov E., Perevoskina Yu. // SHS Web of Conferences “Int. Conf. Society. Health. Welfare. 2016”. 2018. V. 51, N. 02016
  • Соотношение 2d:4d и его генетическая и эпигенетическая обусловленность (обзор иностранных источников) / Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. // Асимметрия. 2018. Т. 12. №3. С.6-19
  • The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages / Nikolaeva E.I., Novikova A.V., Vergunov E.G. // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. V. 11 (2). P. 68-80
  • The connections between intelligence, creativity and the sensorimotor integration in children of different ages / Nikolaeva E., Novikova A. // International Journal of psychophysiology. 2018. V. 131S. P. S19
  • Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности / Разумникова О.М., Николаева Е.И. // Успехи физиологических наук. 2019. Т. 50, №1. С. 1-15
  • The relationship of language and intelligence development to the maturity of the subcortical structures in children with specific language disorders / Efimova, V.L., Nikolaeva E.I. // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12 (1). P. 79-88
  • Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации / Разумникова О.М., Николаева Е.И. // Вопросы психологии. 2019. №2. С. 124-132
  • Качество жизни, благополучие и обучение в школе / Николаева Е.И. // Народное образование. 2019. № 1(1472). С. 115-121
  • Возрастная психология: леворукость у детей / Николаева Е.И. М., 2020
  • Эволюционные механизмы креативности / Николаева Е.И. // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. Москва, 2020. С. 196-197.
  • Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции: учебник / Николаева Е.И., Каменская В.Г. М., 2020
  • Функциональные роли нейронных сетей в раннем детском возрасте / Николаева Е.И. // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5. С. 15-29
  • Онтогенез тормозного контроля когнитивных функций и поведения / Разумникова О.М., Николаева Е.И. Новосибирск, 2021
  • Особенности использования гаджетов детьми до четырех лет по данным их родителей / Николаева Е.И., Исаченкова М.Л. // Комплексные исследования детства. 2022. Том 4. №1. С. 32-53.
  • Причины школьной тревожности в псевдолонгитюдном исследовании пятиклассников / Зиновьева И.И., Николаева Е.И. // Комплексные исследования детства. 2022. Том 4. №2. С. 76–82
  • Семья и дети в условиях пандемии: клинические и психологические аспекты: кллективная монография / Николаева Е.И. и др. М.: Когито-Центр, 2022. 231 с.
  • Роль функциональной асимметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств: коллективная монография / Николаева Е.И. и др. М.: ПИ РАО, 2022. 194 с.
  • Эпигенетические особенности детей с разным опытом институализации / Николаева Е.И., Дыденкова Е.А. // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 1. С. 127-139
  • Психологические и психофизиологическтие механизмы адаптации в онтогенезе: коллективная монография / Николаева Е.И. и др. СПб: Белый вороненок, 2023. 179 с.
  • Информационный онлайн-поиск как элемент образовательной активности современных школьников и студентов: когнитивные и психофизиологические предпосылки эффективности / А.В. Микляева, С.А. Безгодова, Е.И. Николаева. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2023

Награды:

  • Медаль Поля Брока от журнала «Асимметрия» за вклад в изучение асимметрии полушарий головного мозга (2014)
  • Медаль Н.И. Вавилова за выдающиеся исследования в области биологии, генетики, селекции и растениеводства (2015)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Александр Валентинович Махнач

    Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю с юбилеем! Желаю Вам не снижать активности, оставаться в широте Ваших научных интересов, всегда идти к далеким и зовущим в поход горизонтам!

  • Лариса Григорьевна Лавриченко

    Уважаемая Елена Ивановна, поздравляю Вас с днем рождения! С удовольствием читаю и смотрю Ваши лекции и выступления, желаю дальнейших успехов в работе, вдохновляющих коллег, интересных тем и задач! Пусть задуманные планы осуществляются!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»