
Доктор биологических наук, профессор.
Заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, заместитель директора по научной работе Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Преподаватель Института практической психологии «Иматон».
Заместитель главного редактора журнала «Комплексные исследования детства». Член редколлегии журналов «Психология образования в поликультурном пространстве», «Вестник психофизиологии», “Sky” (Азербаджан), “Health Psychology and Behavioral Medicine: an Open Access Journal”, “Current Issues in Education” (Poland). Эксперт журналов «Справочник педагога-психолога», «Российский гуманитарный журнал». Consulting Editor of “Health Psychology and Behavioral Medicine”.
Член Российского физиологического общества, Российского психологического общества, Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA), Американской психологической ассоциации (APA), Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований, Академии педагогических и социальных наук.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2009-2015).
В 1976 г. окончила Новосибирский государственный университет (факультет естественных наук, кафедра физиологии).
В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психофизиологический анализ изменений памяти человека в процессе адаптации» (Институт физиологии Сибирского отделения АМН СССР, Новосибирск). В 1996 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Психофизиологический анализ оценки эмоциональной значимости слов» (Академия медицинских наук, Томск).
В 1976-1981 гг. — аспирант лаборатории механизмов регуляции памяти Института физиологии Сибирского отделения АМН СССР (Академгородок, Новосибирск).
В 1981-1987 гг. — младший научный сотрудник лаборатории механизмов регуляции памяти Института физиологии Сибирского отделения АМН СССР (Академгородок, Новосибирск).
В 1988-1995 гг. — научный сотрудник лаборатории терапии Клинического отдела Института биоорганической химии Сибирского отделения АН СССР (Академгородок, Новосибирск).
В 1995-1999 гг. — старший научный сотрудник лаборатории терапии Клинического отдела Института биоорганической химии Сибирского отделения АН СССР (Академгородок, Новосибирск).
В 1998-2000 гг. — заведующая кафедрой психологии и педагогики филологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета.
В 2000-2002 гг. — заведующая кафедрой психофизиологии и сравнительной психологии Новосибирского института экономики, психологии и права.
С 2002 г. — профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, с 2020 г. заведует кафедрой.
В 2011-2014 гг. — профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения.
Область профессиональных интересов:
- проблемы функциональной асимметрии мозга
- психофизиология развития, в том числе особенности семейного воспитания в разных культурах
- психология детского творчества
- психология детей с проблемами развития
- психологическая поддержка приемной семьи
- психология здоровья
Основатель научной школы «Психофизиологические подходы к проблеме здоровья и здоровьеформирования».
Гранты:
- Ливерульм Траст (Liverhulm Trust, Великобритания), грант, 1994-1996 гг.
- РГНФ, грант N 04-06-00171а, 2004-2006 гг.
- Программа Фулбрайт, 2005-2006 гг.
- РГНФ, грант N 07-06-00576а, 2007-2009 гг.
- РНФ, грант 14-18-02135 «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов»
- РФФИ, грант 17-06-00166 «Организация тормозного контроля в онтогенезе: значение для обучения и адаптации», 2017-2019 гг.
- РФФИ, грант 18-013-00323 «Становление сенсомоторной интеграции и т?рмозного контроля у детей с разными латеральными предпочтениями», 2018-2020 гг., руководитель
Читает лекции в Санкт-Петербургском государственном университете, Новосибирском государственном университете (факультет психологии), Новосибирском государственном педагогическом университете (ИФМИП), Елецком государственном университете (факультет психологии).
Подготовила в качестве руководителя 13 кандидатов наук, в качестве консультанта 1 кандидата наук.
Автор более 650 научных публикаций, в том числе
- Психофизиология: учебник для вузов. Новосибирск, 2001; 2-е изд. М., 2003; СПб: Питер, 2019. Рекомендован МО для студентов вузов. Получил диплом Министерства образования. Победитель Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
- Воспитание толерантности. Я в мире других. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе. СПб: Спецлит, 2003; 2-е изд. М.: Мой учебник, 2007
- Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / Николаева Е.И., Леутин В.П. СПб: Речь, 2005
- Леворукий ребенок: учебное пособие. СПб: Детство-Пресс, 2005. Рекомендовано УМО РГПУ им. А.И. Герцена
- Психология детского творчества: учебное пособие. СПб: Речь, 2006. Рекомендовано УМО РГПУ им. А.И. Герцена
- Кто виноват и что делать? Размышления психолога о природе вины россиянина. 2010
- Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции. 2011
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для 4 класса общеобразовательной школы. 2012. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
- Воспитать одаренного ребенка. Как? 2013
- Психология семьи: учебник для вузов. СПб: Питер, 2013. Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
- Alexander Luria: Creator in the Perspective of Time / Nikolaeva E.I. // M. Nadin (ed). Cognitive Systems Monographs. V. 25. P. 457-470. Heidelberg New York Dordrecht London: Springer, 2015
- Предсказания детства: возможен ли прогноз здоровья взрослого, основанный на изучении данных развития ребенка (на примере лонгитюдных исследований) // Медицинская психология в России. 2016. № 2(37).
- Концепция аллостаза и адаптации человека на севере / Кривощёков С.Г., Белишева Н.К., Николаева Е.И., Вергунов Е.Г., Мартынова А.А., Ельникова О.Е., Пряничников С.В., Ануфриев Г.Н., Балиоз Н.В. // Экология человека. 2016. №7. С. 17-25
- Теоретический анализ подходов к изучению адаптации к хроническому заболеванию / Николаева Е.И., Ельникова О.Е. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. №1. С. 43-59
- An inner picture of health as a factor in changing a child’s behavior to health-promoting behavior / Nikolaeva E., Merenkova V. // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. V. 10. Is. 4. P. 162-171
- Признаки функциональной незрелости мозга у детей со специфическим расстройством формирования школьных навыков / Ефимова В.Л., Николаева Е.И. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. №184. С. 84-93
- Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers / Vergunov E.G., Nikolaeva E.I., Balioz N.V., Krivoschekov S.G. // Human physiology. 2018. Vol. 44. No. 3. P. 12-21
- How hardiness and the quality of life relate to the parameters of autonomic balance / Nikolaeva E., Elnikova O., Vergunov E., Perevoskina Yu. // SHS Web of Conferences “Int. Conf. Society. Health. Welfare. 2016”. 2018. V. 51, N. 02016
- Соотношение 2d:4d и его генетическая и эпигенетическая обусловленность (обзор иностранных источников) / Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. // Асимметрия. 2018. Т. 12. №3. С.6-19
- The correlation between intelligence, creativity and the parameters of sensorimotor integration in children of different ages / Nikolaeva E.I., Novikova A.V., Vergunov E.G. // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. V. 11 (2). P. 68-80
- The connections between intelligence, creativity and the sensorimotor integration in children of different ages / Nikolaeva E., Novikova A. // International Journal of psychophysiology. 2018. V. 131S. P. S19
- Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности / Разумникова О.М., Николаева Е.И. // Успехи физиологических наук. 2019. Т. 50, №1. С. 1-15
- The relationship of language and intelligence development to the maturity of the subcortical structures in children with specific language disorders / Efimova, V.L., Nikolaeva E.I. // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12 (1). P. 79-88
- Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации / Разумникова О.М., Николаева Е.И. // Вопросы психологии. 2019. №2. С. 124-132
- Качество жизни, благополучие и обучение в школе / Николаева Е.И. // Народное образование. 2019. № 1(1472). С. 115-121
- Возрастная психология: леворукость у детей / Николаева Е.И. М., 2020
- Эволюционные механизмы креативности / Николаева Е.И. // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. Москва, 2020. С. 196-197.
- Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции: учебник / Николаева Е.И., Каменская В.Г. М., 2020
- Функциональные роли нейронных сетей в раннем детском возрасте / Николаева Е.И. // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. № 5. С. 15-29
- Онтогенез тормозного контроля когнитивных функций и поведения / Разумникова О.М., Николаева Е.И. Новосибирск, 2021
- Особенности использования гаджетов детьми до четырех лет по данным их родителей / Николаева Е.И., Исаченкова М.Л. // Комплексные исследования детства. 2022. Том 4. №1. С. 32-53.
Награды:
- Медаль Поля Брока от журнала «Асимметрия» за вклад в изучение асимметрии полушарий головного мозга (2014)
- Медаль Н.И. Вавилова за выдающиеся исследования в области биологии, генетики, селекции и растениеводства (2015)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Качество жизни, благополучие и обучение в школе
- Поздравляем Наталию Львовну Карпову!
- Елена Николаева: «Как креативит эволюция и почему природа нам мстит?»
- Елена Николаева об изоляции с детьми: «Каждый должен побыть один»
- Теория привязанности — надежно спрятанный психологический секрет
- Эпигенетика и переворот в мышлении психологов-практиков
- Елена Ивановна Николаева «Жизнь без души»
- Состязание по ораторскому мастерству для ученых
- Доклад Е.И. Николаевой «Новые направления в эпигенетике детства»
- Нейробиологический подход к развитию ребенка
- Детская ложь и родительская семья
- Стрессоустойчивость рождается в семье
- Нравственность за чужой счёт
- Интерактивная лекция «Кукла с увечьем – не игрушка!»
- «От Москвы до самых до окраин». Плагиат в госдуме, в вузе, в детсаду...
- Проблема восприятия детьми 5-7 лет людей с ограниченными возможностями
- Открытое письмо О.Н. Смолину, члену Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России
- Приёмная семья – ваш путь к счастью
- Незрелые взрослые и взрослые дети
- Гомосексуальность. Мнение профессора Е.И. Николаевой
- Метакогнитивная компетенция — в чём проблема?
- Зачем дети должны играть сами
- Как контролировать свой гнев при воспитании ребенка
- Открытое личное письмо одного психолога группе психологов Украины
- Что психологичного в проекте «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Любить друг друга трудней, чем не любить…
- Леворукий ребенок и школа
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Использование искусственного интеллекта в психологическом сопровождении специалистов помогающих профессий
- Критические периоды в дошкольном возрасте
- Родителям дошкольников приготовиться: рекомендации психолога
- Любовь и психотерапия: кого объединил Санкт-Петербургский зимний фестиваль
- 1 Сентября: советы психологов к новому учебному году
- Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
- ИП РАН. Творчество в современном мире: человек, общество, технологии
- Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
- Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
- Антикризисная психологическая помощь: как заметить беду?
- П. Соррентино: Худший способ умереть – продолжать жить…
- XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
- Конференция «Семья и дети в современном мире» в РГПУ
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 29 января 2019
- Комментарии экспертов о проектах НК «Золотая Психея» по итогам 2017 года
- Самые цитируемые российские учёные-психологи
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «Психофизиология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения», учебник для вузов (в номинации «Проект года в психологической науке», 2018 г.), лауреат
- «Психология семьи», учебник (в номинации «Книга года по психологии», 2017 г.), лауреат
- «Нейронаука для психолога», лекции для психологов (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2016 г.), лауреат
- «Психология семьи», учебник для вузов (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2013 г.), лауреат
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник для 4 класса общеобразовательной школы (в номинации «Проект года в психологической практике», 2012 г.), лауреат
- «Психофизиология», учебник, издание 3-е, переработанное и дополненное (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2008 г.), победитель
- «Психология детского творчества», печатное издание (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2006 г.), номинант
- «Я в мире других. Практическая психология для начальных классов», программа развития эмоционального интеллекта детей начальной школы (в номинации «Проект года в психологической практике», 2004 г.), лауреат
- «Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии», учебник для студентов высших учебных заведений (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2003 г.), лауреат
Поздравления с днём рождения
Уважаемая Елена Ивановна, поздравляю Вас с днем рождения! С удовольствием читаю и смотрю Ваши лекции и выступления, желаю дальнейших успехов в работе, вдохновляющих коллег, интересных тем и задач! Пусть задуманные планы осуществляются!
09.06.202012:12:35
Уважаемая Елена Ивановна! Поздравляю с юбилеем! Желаю Вам не снижать активности, оставаться в широте Ваших научных интересов, всегда идти к далеким и зовущим в поход горизонтам!
09.06.202310:47:45