25 ноября 2017 , суббота

Известные психологи

Веракса Николай Евгеньевич, р. 19.12.1946

Доктор психологических наук, профессор.

Научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования. Декан психолого-педагогического факультета Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель российской магистратуры факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Инициатор основания и главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика». Главный редактор журнала Early Childhood Education Today. Член редколлегий журналов: European Early Childhood Education Research Journal, «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного университета. Серия „Психология“», «Северо-Восточный научный журнал».

Член Российского психологического общества, EECERA, ESRAD, ISSBD. Руководитель секции диалектической психологии развития РПО. Член Координационного Совета Московского отделения РПО.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).

Учился в МИФИ (1965—1967), МИХМ (1967—1968), в 1973 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

1973-1980 гг. - научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

1980-1983 гг. - преподавал психологию преподавателям педагогического института в г.Сантьяго-де-Куба (Куба).

1990-2004 г. - сотрудник факультета дошкольной психологии МГПИ им. Ленина.

С 1997 г. - заведующий лабораторией психологии и педагогики способностей Института развития дошкольного образования РАО.

2004-2009 гг. - профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета.

C 2009 г. - научный руководитель Учебно-исследовательского Центра воспитания и образования детей младшего возраста (ЮНЕСКО, Департамент образования г. Москвы).

2011-2015 гг. - декан факультета психологии образования Российского государственного гуманитарного университета.

С 2016 года - научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран.

Создатель структурно-диалектической психологии В конце 1980-х годов сформулировал концепцию структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории России.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning», которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран.

С 2011 года является председателем организационного комитета ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

В 2011 году разработал проект по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»).

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. — М.: Академия, 2011.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Руководители авторского коллектива — Веракса Н. Е.. Комарова Т. С. — — М: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Веракса Н. Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: «Академия», 2008—240 с.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2008. — 304 с.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. — М.: Мозаика-Синтез, 2008—112 с.
  • Веракса Н. Е. Диалектическое мышление — Уфа: Вагант, 2006. — 212 с.
  • Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей — М.: Дрофа, 2006 — 91 с.
  • Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко. — М.: ПЕР СЭ, 2003—144 с.
  • Веракса Н. Е., Кондаков О. В., Кондакова Н. Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей. — Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. — 168 с.
  • Veraksa N., Diachenko O. The Gifted Children: The Possibilities of the Development of Cognitive Abilities of 3-7-year-old Children. — South Bank University. London. Special Publication, 1995.
  • Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? — М.: Знание, 1994—160 с.
  • Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Ещё не поздно. М., Знание. 1991. — с.128
  • Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации// Вестник МГПУ. — 2010. — № 2. — С.46-53
  • Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, № 4, 1990, с. 5-14
  • Веракса Н. Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, № 3
  • Веракса Н. Е. Концепция школы диалектического обучения / Диалектическое обучение — М.: Эврика, 2005 — с. 161—174.
  • Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000, № 1, с.81-107.
  • Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. № 3, с.122-129.
  • Веракса Н. Е. Научная психологическая школа «Структурно-диалектическая психология развития» на факультете социальной психологии МГППУ// Московская психологическая школа: История и современность/ Под общ. Ред. В. В. Рубцова. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2007.
  • Веракса Н. Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, № 1976, № 2
  • Веракса Н. Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1976, № 1
  • Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981, № 3, С. 123—127.
  • Веракса Н. Е. Предисловие к книге: Л. С. Выготский. Избранные психологические произведения. — М.: ЭКСМО-Пресс, Апрель Пресс, 2000, с. 5-12.
  • Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1987, № 4, с. С-135-139.
  • Veraksa N. Development of cognitive capacities in preschool age// International Journal of Early Years Education. — 2011. — 1. — PP.79-88
  • Veraksa N.E. Pensamiento dialectico y creatividad // Eclecta. Revista de Psicologia General. — Vol.5, № 11. — 2007. — P.7-14.
  • Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition / Psychology in Russia: State of Art. — Moscow: MSU, RPS. — P.227-239.
  • Веракса Н. Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 2003, № 6 с.17-31.
  • Веракса Н. Е., Варенцова Н. С.О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование, 2005, № 2
  • Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996, № 3, с.14-27.
  • Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребёнка-дошкольника // Вопросы психологии, 1994, № 2, с.77-87.
  • Esteban, Dolya & Veraksa Key to Learning. A neo-vygotskian program for children aged 3-7// Revista de Psicologia y Educacion. — 2011. — Volume 11. — № 2.
  • Veraksa N., van Oers B. Early childhood education from a Russian perspective// International Journal of Early Years Education. — 2011. — 1. — PP.5-18.

Награды:

  • Почетная грамота Правительства Москвы (2005)
  • Почетная грамота Департамента образования г. Москвы (2008)

Участие в конкурсе «Золотая Психея»


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение