Кто есть кто
Владимир Товиевич Кудрявцев
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор Московского института психоанализа, Московского государственного психолого-педагогического университета и Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (г. Уральск, Республика Казахстан).
Заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология». Научный консультант журнала «Обруч», член редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», «Детский сад: теория и практика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра», «Организационная психолингвистика».
Член Совета Московского психологического общества, член правления философского общества «Диалектика и культура».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).
В 1983 г. окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института, в 1986 г. — аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.
В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики: по материалам психологии детей дошкольного возраста», в 1997 г. — докторскую диссертацию на тему «Идея историзма в психологии развития: теоретико-методологическое исследование».
В 1983 и 1986–1988 гг. — младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
В 1988–1991 гг. — ученый секретарь НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
В 1992–1998 гг. — заведующий лабораторией социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО (ранее — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).
В 1995–2002 и 2019–2024 гг. — профессор Московского городского педагогического университета.
В 1998–2003 гг. — директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (ранее — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).
В 1998–2017 гг. — заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем развивающего образования, Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (затем — Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО), главный научный сотрудник той же лаборатории.
В 2004–2005 гг. — профессор Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
В 2005–2016 гг. — заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
С 2017 г. — профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.
В 2020–2021 гг. — приглашенный профессор кафедры психологии Евразийского национального университета (Нур-Султан, Казахстан).
В 2021 г. — ведущий научный сотрудник Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского Московского городского педагогического университета.
С 2022 г. — профессор Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (г. Уральск, Республика Казахстан).
С 2024 г. — профессор Московского института психоанализа, приглашенный профессор Ташкентского филиала МГУ и Смоленского государственного университета.
Приглашался для чтения лекций и проведения исследований в ряд университетов Западной и Восточной Европы, Канады, Японии, Китая и СНГ.
Возглавлял Международную ассоциацию развивающего дошкольного образования.
Директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».
Сфера профессиональных интересов:
- философские дискурсы психологии;
- теория и методология психологии развития человека;
- условия, закономерности и механизмы психического развития ребенка-дошкольника;
- психолого-педагогические основы развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего);
- проблемы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей;
- междисциплинарная проблематика истории и теории детства;
- психология субъекта, личности и личностного роста;
- психология профессиональной деятельности с позиций культурно-исторического подхода
- теоретико-деятельностные основания экономической психологии;
- психология здоровья как атрибута личности и его развитие;
- история психологии.
Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования «Рекорд – Старт», методических материалов к ней (1996–1999), концепции культуросообразного образования (2002), концепции образования детей старшего дошкольного возраста (2006), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997–2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка и др.
Работал экспертом-консультантом международного телепроекта «Улица Сезам».
В 1990–2000-e гг. гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева на базе школы-лаборатории «Лосиный остров» №368 г. Москвы была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования — с дошкольного уровня до старших классов. В 2016–2020 г. — научный руководитель сети экспериментальных площадок Федерального института развития образования по отработке вариативных моделей развивающего дошкольного образования.
В 2001 г. организовал «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», целью которого является разработка, апробация, внедрение и распространение перспективных технологий развития и поддержки человеческих способностей в сфере образования, культуры, экономики, политики и др.
В 2015 г. учредил Центр «РОКС», обеспечивающий научно-методическую и издательскую поддержку разработки вариативных моделей развивающего дошкольного образования.
Автор свыше 600 научных и научно-методических работ, в том числе книг:
- Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (М., 1991)
- Развивающее образование в системе дошкольного воспитания: сборник научно-методических статей (соред., Дубна, 1995)
- Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования (М., 1996)
- Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход (М., 1997)
- Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: учебное пособие (М., 1997)
- Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (М., 1997-2000)
- Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода (М., 1999)
- Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению (М., 1999)
- Развивающая педагогика оздоровления (М., 2000)
- Творческий потенциал дошкольника: природа и структура (М., 2002)
- Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие (2003)
- Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров (2003)
- Личностный рост ребенка в дошкольном образовании (соавт., М., 2005)
- Тропинки: концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования (М., 2007)
- Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 13-17 ноября 2012 г.: В 2 т. (ред., М., 2012)
- Психология сознания: истоки и перспективы изучения: материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013 г.: В 2 т. (ред., М., 2013)
- Психология раннего студенческого возраста (2014)
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (ред., М., 2016, 2021)
Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский, японский, китайский, сербский и др. языки - в частности, статьи в американских журналах ‘Russian Education and Society’, ‘Journal of Russian and East European Psychology’, ‘International Journal of Early Years Edication’ и др.
Награды:
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
- «Всероссийская конференция с международным участием "От истоков к современности" 130 лет организации психологического общества при Московском университете», 29 сентября - 1 октября 2015 года (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), победитель
- Школа А.Н. Леонтьева как интеллектуальная "грибница" XXI века: к 120-летию основоположника, юбилейный интеллектуальный марафон, 1 января - 30 июня 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.)
- Лариса Анатольевна Исламова, 13.03.2021