16+
Выходит с 1995 года
17 июля 2024

Кто есть кто

Владимир Товиевич Кудрявцев

Владимир Товиевич Кудрявцев

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор Дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского МГПУ. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.

Член Совета Московского психологического общества. Член правления философского общества «Диалектика и культура».

Научный консультант журнала «Обруч». Член редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», «Детский сад: теория и практика», «Организационная психолингвистика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).

В 1983 г. окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института, в 1986 г. — аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики: по материалам психологии детей дошкольного возраста», в 1997 г. — докторскую диссертацию на тему «Идея историзма в психологии развития: теоретико-методологическое исследование».

С 1995 г. преподает в Московском городском педагогическом университете, с 2021 г. — ведущий научный сотрудник лаборатории культурно-исторических моделей образования.

В 2001 г. в Москве организовал «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева», целью которого является разработка, апробация, внедрение и распространение перспективных технологий развития и поддержки человеческих способностей в сфере образования, культуры, экономики, политики и др.

Заведовал лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО. Заведовал кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

В 2015 г. учредил Центр «РОКС», обеспечивающий научно-методическую и издательскую поддержку разработки вариативных моделей развивающего дошкольного образования.

С 2017 г. работает в МГППУ.

Возглавлял Международную ассоциацию развивающего дошкольного образования.

Директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс».

Сфера исследовательских и практических интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного-развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства.

Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней (1996–1999), концепции культуросообразного образования (2002), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997–2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка (БТКК — Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др.

Построенные на этой основе образовательные модели апробируются и внедряются в ДОУ и школах 50 регионов России.

Выступал научным руководителем ряда российских экспериментальных дошкольных учреждений и школ (в частности, школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368» г. Москвы, на базе которой в 1990-e – 2000-e гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования — с дошкольного уровня до старших классов). Совместно с проф. Э. Камиа (Университет Букио, Киото, Япония) ведет работу в рамках российско-японского образовательного проекта KKDD — Kudriavtsev’s & Kamia’s Dai Do (проект Кудрявцева и Камиа «Большой Путь»). Руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».

Сочетая исследовательскую, организационную и общественную деятельность с преподавательской, подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997). Приглашался для чтения лекций по проблемам теории развивающего образования в ряд университетов Западной Европы и Японии. Через свой сайт проводит просветительскую и консультационную работу с многочисленными посетителями.

Читает курсы:

  • Философские основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
  • Методологические основы культурно-исторической психологии и деятельностного подхода
  • Деятельностный подход в исследованиях проблем коммуникации в социальной сфере
  • Философия и методология современной науки
  • Детство как культурно-исторический феномен
  • Обучение и развитие дошкольников

Автор свыше 500 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Дошкольное воспитание» и др.). Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах «Russian Education and Society», «Journal of Russian and East European Psychology»). Основные работы:

  • Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы (М., 1991)
  • Развивающее образование в системе дошкольного воспитания: сборник научно-методических статей (соред., Дубна, 1995)
  • Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования (М., 1996)
  • Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход (М., 1997)
  • Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: учебное пособие (М., 1997)
  • Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития (М., 1997-2000)
  • Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода (М., 1999)
  • Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению (М., 1999)
  • Развивающая педагогика оздоровления (М., 2000)
  • Творческий потенциал дошкольника: природа и структура (М., 2002)
  • Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие (2003)
  • Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров (2003)
  • Личностный рост ребенка в дошкольном образовании (соавт., М., 2005)
  • Тропинки: концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования (М., 2007)
  • Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 13-17 ноября 2012 г.: В 2 т. (ред., М., 2012)
  • Психология сознания: истоки и перспективы изучения: материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013 г.: В 2 т. (ред., М., 2013)
  • Психология раннего студенческого возраста (2014)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (ред., М., 2016, 2021)

Награды:

  • медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»