18+
Выходит с 1995 года
20 декабря 2024

Кто есть кто

Наталья Владимировна Кисельникова

Наталья Владимировна Кисельникова

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии Образовательного центра «Психодемия». Руководительница лаборатории психологической поддержки Step by Step. Соосновательница voltabot.com

Член Британского психологического общества. Член Коллегии по этике в психологии и психотерапии.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2012-20162021-2025).

В 2000 г. окончила Орловский государственный университет по специальности «Психология», в 2005 г. - аспирантуру Московского педагогического государственного университета. В 2014 получила дополнительное высшее профессиональное образование «Преподаватель высшей школы» в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова. В 2022 году окончила магистратуру Лондонского университета Бирбек по программе «Образование, власть и социальные изменения».

В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций».

В 2001-2004 гг. – ассистент кафедры психолого-педагогической технологии Орловского государственного университета.

В 2003-2021 гг. работала в Психологическом институте РАО: младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник. С 2012 г. заведовала лабораторией научных основ психологического консультирования и психотерапии. В 2014-2015 гг. - заместитель директора по науке. В 2015-2021 гг. – заместитель директора по научно-организационному развитию.

В 2008-2014 гг. - доцент кафедры теории и технологии преподавания в высшей школе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

В 2011-2014 гг. – лектор, тренер тренингового центра «Doctor of Medicine».

В 2012-2020 гг. - преподаватель, руководитель курсов повышения квалификации ФГБНУ «Психологический институт РАО».

С 2014 по 2022 гг. - член академического совета образовательной программы «Психология» департамента психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В 2014-2016 гг. - старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ. В 2015-2016 гг. - академический руководитель образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ.

В 2020 г. - участница сколковской программы МШУ лидеров научно-технологического прорыва.

Научные интересы:

  • консультативная психология и психотерапия
  • исследования ментального здоровья
  • механизмы и условия эффективности психотерапии

Гранты:

  • Грант РФФИ №17-29-02225 «Методы выявления личностных предикторов эффективности профилактики депрессии на основе анализа больших массивов данных» (2018-2020), руководитель
  • Грант РФФИ №18-29-22003 «Разработка методов нейросетевого анализа визуального интернет-контента пользователей социальных сетей с целью автоматизированного определения выраженности личностных черт, связанных с психологическим неблагополучием» (2018-2020), исполнитель
  • Грант РГНФ-БРФФИ №18-513-00022 «Психологические факторы формирования позитивного образа многодетной семьи у современных белорусов и россиян» (2018-2019), руководитель
  • Грант РГНФ №16-36-01020 «Исследование динамики переживания в психотерапии: экзистенциально-феноменологический и позитивно-психологический подходы» (2016-2018), руководитель
  • Грант РФФИ №17-313-50005 «Исследование диспозиционной детерминации личностных проблем в повседневной жизни» (2018), руководитель
  • Грант РГНФ №15-36-01037 «Динамика репрезентации личностной проблемы в процессе ее решения» (2015-2017), исполнитель
  • Грант РГНФ №15-36-01359 «Методика диагностики профессиональных компетенций психолога-консультанта в области решения личностных проблем» (2015-2017), исполнитель
  • Грант РГНФ-БРФФИ №14-26-01007 «Психологические факторы повышения деторождаемости в современной белорусской и российской семье» (2014-2015), руководитель
  • Грант РФФИ №12-06-33042 «Комплексное психологическое исследование механизмов заикания» (2013-2014), руководитель
  • Грант РГНФ-БРФФИ «Психологические механизмы и закономерности совладания личности с экономически трудной жизненной ситуации» (2012-2013), исполнитель
  • Грант РГНФ «Новые методы диагностики субъективных семантических пространств» (2012-2013), исполнитель
  • Грант РГНФ №12-06-14229 «Научная конференция “Век психологии: к 100-летию Психологического института на Моховой”» (2012), исполнитель
  • Министерство образования и науки РФ, ГК № П829 «Механизмы неосознаваемой трансформации категориальной структуры сознания» (2010-2012), руководитель
  • Грант РГНФ «Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции» (2009-2010), исполнитель
  • Грант РГНФ «Международная научно-практическая конференция «Психология общения XXI век: 10 лет развития» (2009-2009), исполнитель
  • Грант РГНФ «Энциклопедический словарь «Психология общения»: теория, методология, практика» (2006-2008), исполнитель
  • Грант РГНФ «Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)» (2004-2006), исполнитель

Практическая деятельность:

  • оценка компетенций психотерапевтов и психологов-консультантов
  • разработка образовательных программ и корпоративных тренингов в области ментального здоровья и коммуникации

Основные публикации: более 150 научных и 100 научно-популярных работ, в том числе

  • What Helps the Helpers? Resilience and Risk Factors for General and Profession-Specific Mental Health Problems in Psychotherapists during the COVID-19 Pandemic. 2023. DOI:10.2196/preprints.50228 (соавт.)
  • A Global Experiment on Motivating Social Distancing during the COVID-19 Pandemic. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2022. 119 (22) e2111091119. DOI:10.1073/pnas.2111091119 (соавт.)
  • Does Quitting Social Networks Change Feelings of Loneliness among Freshmen? An Experimental Study. Journal of Applied Research in Higher Education. 2021. 1(13), 149-163. DOI: doi/10.1108/JARHE-11-2019-0283 (соавт.)
  • Sexual literacy in Russia: open dataset for the Russian online social network study (preprint). 2021 (соавт.)
  • Оценка эффективности онлайн-программы по профилактике депрессии у пользователей социальной сети ВКонтакте // Петербургский психологический журнал. 2023. №42. С. 100–118 (соавт.).
  • Исследования в помогающих профессиях: продолжение традиций // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Том 15. №3. С. 211-224 (соавт.)
  • Методологические проблемы измерения ценностей и ценностно-ориентированного поведения человека // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. №4. C. 20–33
  • Выявление информативных параметров поведения пользователей социальной сети ВКонтакте как признаков депрессии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Том 17. №1. С. 73–88. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-1-73-88 (соавт.)
  • Depression Detection from Social Media Profiles. Communications in Computer and Information Science. 2020. 181-194. DOI: 10.1007/978-3-030-51913-1_12 (соавт.)
  • Феноменологический анализ динамики переживаний клиентов в процессе психотерапии: изучение отдельных случаев. Часть 2 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. №3. С. 8–24. DOI: 10.17759/cpp.2020280302 (соавт.)
  • Феноменологический анализ динамики переживаний клиентов в процессе психотерапии: изучение отдельных случаев. Часть 1 // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. №2. С. 114–128. DOI: 10.17759/cpp.2019270208 (соавт.)
  • Репрезентация личностной проблемы и процесс её решения как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2019. Том 40. №2. С. 27–37. DOI: 10.31857/S020595920004053-4 (соавт.)
  • Мультикультурные компетенции в профессиональном образовании психолога-консультанта: измерения и оценка // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики: Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 23–24 мая 2019 года. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. С. 46–54. (соавт.)
  • Development of the Method for Studying Goal-Setting in Psychotherapy. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. 16(2), 149-169. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-357-377 (соавт.)
  • Depression Prevention Methods on Digital Platforms and Social Media. Clinical Psychology. 2019. 3, 101-124. DOI: 10.17759/cpse.2019080306 (соавт.)
  • Scale of Personal Problems in Everyday Life: Conceptual Justification and Psychometric Development. Russian Psychological Journal. 2018. 15(2/1), 38-56. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2018.2.1.3 (соавт.)
  • Problem Representation of the Therapists at Different Stages of Professional Development. ICPE 2018-International Conference on Psychology and Education. 2018, 275-280. DOI: 10.15405/epsbs.2018.11.02.30??????????? (соавт.)
  • Определение ключевых компетенций в профессиональной подготовке психологов-консультантов и психотерапевтов: доказательный подход // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №5(813). С. 135–147 (соавт.)
  • Методы исследования решения личностных проблем // Вопросы психологии. 2017. №3. С. 70–79 (соавт.)
  • Методические подходы к оценке эффективности психотерапии // Петербургский психологический журнал. 2017. №21. С. 1–24 (соавт.)
  • Проблемы диагностики субъективных семантических пространств // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Том 9. №2. С. 86–102 (соавт.)
  • Научные исследования психологического консультирования и психотерапии и профессиональное образование: точки встречи // Ярославский психологический вестник. 2016. №35. С. 80–83
  • Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011, 2014. 600 с. (редактор, автор статей словаря)
  • Анализ трансформации категориальной структуры сознания с помощью перцептивно-семантического ассоциирования //Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Том 6. №1. С. 35–43. (соавт.)
  • Современные зарубежные исследования мотивации к родительству // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2013. №3(11). С. 43–56
  • Технология обучения психологическому анализу научно-популярных кинофильмов как средство развития саногенного мышления // Вопросы психологии. 2012. №2. С. 78–88 (соавт.)
  • Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции. Учебно-методическое пособие.
  • Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания: колл. монография / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб: Нестор-История, 2011
  • Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции // Вестник РГНФ. 2011. №3 (64). С. 121–131
  • Кино: психологический, педагогический, психотерапевтический аспект // Вопросы психологии. 2011. №4. С. 87–97 (соавт.)
  • Объективные методы исследования индивидуальной системы значений // Познание в деятельности и общении: от теории к практике и эксперименту / Под ред. В.А. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 63–68 (соавт.)
  • Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания: колл. монография / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб: Нестор-История, 2011
  • Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагогов. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Э. Чудновского. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008 (автор главы)

Награды:

  • Pioneer, Birkbeck University (UK) (2023)
  • Chevening Scholarship (UK) (2021)
  • победитель Всероссийского конкурса инновационных проектов аспирантов и молодых ученых в области социально-гуманитарных наук в 2012 году (в составе авторского коллектива)
  • победитель Всероссийского конкурса инновационных проектов аспирантов и молодых ученых в области социально-гуманитарных наук в 2011 году (руководитель коллектива молодых ученых)
  • многократный лауреат (2006, 2012, 2014, 2015), победитель (2011) Национального психологического конкурса «Золотая Психея»
  • личный почетный знак за вклад в развитие психологической науки и Психологического института (2014)
  • благодарность РАО за многолетнюю высококвалифицированную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ ПИ РАО
  • Грамота за вклад в развитие психологической науки к 95-летию Психологического института РАО
  • стипендия Главы администрации г. Орла за выдающиеся успехи в учебе в университете (1998)
  • стипендия для школьников – победителей конкурса социальных работников (1994, 1995)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»