16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Не хочу учиться, хочу…

На тему учебной мотивации написаны сотни, а то и тысячи статей, глав в учебниках по возрастной и педагогической психологии, проведено множество исследований, так что, казалось бы, «тема раскрыта».

Раскрыта, да не закрыта. В Интернете то и дело появляются научно-популярные публикации и рекомендации родителям, как повысить мотивацию школьников к обучению, описываются факторы семейного воспитания, мешающие формированию этой мотивации, правила построения правильной системы поощрений и наказаний, способы развития нужных для учения качеств личности и т.д. и т.п. Иногда заголовки таких статей начинают напоминать мне памятки для сейл-менеджеров – только те заинтересованы в манипуляции покупателем с целью повышения уровня продаж, а здесь инструкции составляют для взрослых, чтобы получше «продать» учебу. Значит ли это, что существует особо большая проблема с мотивацией школьников? Или что она стала какой-то другой – не такой, как 30, 20, 10 лет назад?

В этой статье я не претендую на отражение научной истины, не буду описывать показатели и результаты последних исследований, а только приведу ряд своих практических наблюдений и гипотез – как психолога, преподавателя и родителя.

Известно, что человеческое мышление подвержено логическим ошибкам и пристрастности в суждениях. Одна из таких ошибок связана с вынесением суждений на основе избирательности восприятия фактов – мы старательно подмечаем то, что подтверждает наше мнение и игнорируем все остальное. Так, многим представителям каждого старшего поколения кажется, что молодежь «плошает» - в плане нравственности, тяге к разумному, доброму, вечному, ну и вообще, как-то «не то, что в наше время было». Я часто – и от учителей, и преподавателей ВУЗов – слышу, что каждый новый набор учеников и студентов – куда хуже предыдущего, что «им ничего не надо», «их ничем не удивишь», «ничего не знают и знать не хотят». Такие характеристики выдаются на моей памяти уже минимум лет 15. Представим, что это правда, тогда нынешние школьники, так прогрессивно «ухудшаясь», по логике, должны были бы поголовно быть лентяями. Тем не менее, этого не происходит – как и 30, и 20, и 10 лет назад, в каждом классе есть дети с разным уровнем мотивации к учебе.

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что и дети, и образовательная среда действительно меняются. И в жалобах взрослых – родителей, педагогов – на снижение интереса к обучению я слышу не только любовь к драматизации событий. Зачастую здесь отражается неспособность понять особенности потребностей современных детей или отсутствие возможности изменить школьную ситуацию. Гораздо проще сказать, что «им ничего не надо», чем понять, почему именно не надо. Интерес к новому свойственен практически всем детям, и чтобы его убить, надо хорошо постараться. Почему так много требуется статей и рекомендаций для повышения мотивации к обучению? Не потому ли, что взрослые, в глубине души, понимают, что то, как обучение строится, не может вызвать естественный, живой интерес у современного ребенка, так что надо вовремя подстраховаться?

Любопытно было бы задать вопрос самим педагогам и родителям – а что было бы с вашей мотивацией, попади вы на место своих детей и учеников? Да, собственно, многие родители открыто говорят, что и недели бы не продержались с такими учебными и эмоциональными нагрузками, какие сейчас испытывают школьники, начиная с первого класса и заканчивая выпускными. Там, где речь идет об истощении базовых ресурсов – нормальном количестве отдыха, сна, свободного времени на интересные занятия и общение – нельзя говорить о сохранении мотивации к чему-то, без чего, в общем, прожить можно – и этим необязательным звеном становится школьная учеба.

Есть и другой фактор – как можно ожидать, что у школьника сохранится мотивация к содержанию обучения, если с самого начала средней, а то и начальной, школы он слышит о рейтингах, баллах по ГИА и ЕГЭ? Формализм выхолащивает живую потребность в развитии, смещая цель на получение нужных показателей. Для сохранения мотивации мало шансов – дети усваивают «правила игры», включаются в погоню за оценкой и внутренняя мотивация замещается на внешнюю. Заложниками, правда, тут выступают не только ученики, но и педагоги – ведь их нагрузка тоже зашкаливает, и у них тоже нет сил, времени и возможностей для реального изменения ситуации.

Не только повышенная нагрузка и формальное отношение взрослых к учебе снижают мотивацию школьников. Содержание образования не всегда «успевает» за образовательными потребностями современного ребенка. Ученики, благодаря интернету, бывают более осведомлены в некоторых областях знания, чем родители и педагоги (особенно, например, отстают школьные программы по информатике, а телеканал Discovery может гораздо увлекательнее, но не менее эффективно, раскрыть мир географии, чем школьный учебник). На этом фоне школьное образование выглядит и устаревшим, и неинтересным.

В общем, хорошо бы помнить, что мосты строятся с двух сторон, и что мотивация школьника – не что-то, данное каждому поколению как отличительная особенность или объект для манипуляции со стороны взрослых. Мотивация к любым занятиям естественным образом возникает и «живет», если соблюдается ряд очень простых законов – 1) если это занятие связано с потребностями человека, 2) если бонусы (эмоциональные, материальные и т.п.) от занятия очевидно перевешивают потери и затраты, 3) если эти самые бонусы есть не только в очень отдаленной, но и в ближней перспективе, 4) если это занятие не противоречит удовлетворению других важных для человека потребностей. Попробуйте «пропустить» через эти фильтры учебу и посмотрите, чего не хватает, чтобы ваш ребенок искренне хотел учиться.

А пока предлагаю послушать голоса реальных учеников – разных возрастов, из большого города и небольшого поселка, мальчиков и девочек – вот как они воспринимают школьную учебу:

«Мне нравится учиться, но не в школе. В школе учителя забивают в наши головы тонны ненужной информации, которая нам никогда не пригодится в жизни. Я считаю, что надо давать полезные знания. К счастью, есть учителя, которые это понимают, и они пытаются дать нам самое нужное. Другие же вообще постоянно орут. Из-за такой атмосферы ходить в школу вообще не хочется. И, конечно же, надоело рано вставать, это просто невыносимо :( Но вообще школа – нужное звено в жизни человека, там мы знакомимся со своими первыми друзьями, получаем опыт и учимся первым навыкам. Но, конечно, они могли бы сделать обстановку поуютнее, а не орать постоянно» (А., 9 класс)

«Я люблю и хочу учиться. Мне интересно получать новую и полезную информацию. Мои знания, я считаю, могут помочь мне в будущем. Школа для меня это еще общение и новые знакомства» (Д., 9 класс).

«Я хочу учиться в школе, потому что благодаря школе я могу чего-то добиться в жизни. Еще мне нравится встречать там своих одноклассников и смеяться с ними. А не нравится, потому что задают домашку, перемены короткие и правила надо учить» (А., 5 класс).

«Я учусь, чтобы поступить в хороший университет, может быть, там я найду интересное занятие, а для этого нужно сначала получить школьное образование. В первом классе я любила учиться, а потом начались такие нагрузки, что интерес пропал, и теперь я школу ненавижу, хотя и продолжаю хорошо учиться. Еще не люблю школу из-за учителей, они очень часто орут на нас и требуют невозможного. А может быть, я еще такой человек, которому особо учеба не интересна» (Д., 9 класс).

«Вообще-то школа мне не нравится, учиться лень. Но нравится общаться с друзьями. Жалко, что со следующего года надо будет выбирать, в какой класс поступать и расставаться с друзьями – у нас начнется разделение по профилям. Почти никто не знает, куда хочет идти, потому что до выбора профессии еще долго, а учителя говорят, что мы должны знать» (Ш., 7 класс).

«Мне нравится школа, там много нового можно узнать. Только, кажется, что много лишнего тоже дают. Хочется больше узнать такого, что для жизни пригодится» (Р., 8 класс)..

Информация об авторе:

Кисельникова (Волкова) Наталья Владимировна – зам.директора по науке ФГНУ ПИ РАО, к.п.н., зав.лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, доцент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Н.В. Кисельникова - соавтор проекта «Психология здорового образа жизни и фитнеса» (образовательная программа по повышению квалификации), который участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www.psy.su/psyche/projects/1109/

На VIII Саммите психологов (1-3 июня, Санкт-Петербург) состоится дискуссия «Психологическая служба современной школы в контексте реформы образования. Какие у нас перспективы?». Основные участники: председатель Совета директоров Центров ПМС сопровождения Санкт-Петербурга О.В. Баранова, кандидат пед. наук А.Г. Думчева, кандидат психол. наук Т.Н. Клюева (Самара), кандидат психол. наук И.В. Кузнецова (Ярославль), кандидат психол. наук М.Ю. Чибисова (Москва), кандидат психол. наук Л.А. Ясюкова.

Тематические материалы:

Школа: что делать детям, родителям и учителям во время реформ?

«Первым приоритетом в образовании должно стать создание "безопасной" атмосферы в школе»

Школьный психолог может помочь ребенку пережить кризис

Живой человек школе не нужен, он ей мешает

 

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»