Кто есть кто
Светлана Николаевна Костромина
Доктор психологических наук, профессор.
И.о. декана факультета психологии, заведующая кафедрой психологии личности, председатель учебно-методической комиссии, научный руководитель образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) по направлению «Психология», член научной группы лаборатории поведенческой нейродинамики факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Член Ученого Совета СПбГУ. Председатель диссертационного совета и член диссертационного совета при СПбГУ. Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
Член Президиума Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества. Член Президиума Российского психологического общества.
Член экспертного совета комитета Госдумы по образованию. Член экспертного совета Комитета образования Санкт-Петербурга по приоритетному нацпроекту «Образование» (эксперт образовательной деятельности школ. Член жюри конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга по номинации «Педагог-психолог».
Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редсовета журнала «Профессиональное образование и рынок труда». Член редколлегии журналов «Новые психологические исследования», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология». Член коллегии рецензентов «Ежегодника психодиагностического инструментария».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2028).
В 1996 гг. окончила аспирантуру Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова.
В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом», в 2008 г. — докторскую диссертацию на тему «Структурно-функциональная организация психодиагностической деятельности специалистов образования».
Сертифицированный психолог-консультант в области позитивной психотерапии (Wiesbaden Postgraduate Center for Psychotherapy and Family Therapy – WIPF, Германская ассоциация позитивной психотерапии, Международный центр позитивной психотерапии, транскультурной семейной терапии и психосоматической медицины), сертифицированный психолог-консультант в области психодинамического консультирования.
В течение 10 лет (до 2024 г.) была президентом Санкт-Петербургского психологическрго общества, возглавляла региональное отделение РПО.
С конца апреля 2024 г. - и.о. декана факультета психологии СПбГУ, до этого была заместителем декана по учебно-методической работе.
Научные интересы:
- Психодиагностика в образовании
- Психодиагностическое мышление
- Психолого-педагогическая симптоматология
- Психология школьников с трудностями в обучении
- Психология учебной деятельности
Читаемые курсы:
- Психология обучения
- Проблемы школьной дезадаптации
- Современная психодиагностика
- Психология развития личности в образовательной среде
В 2009-2016 гг. - научный руководитель ежегодного форума для студентов и молодых ученых «Зимняя психологическая школа» СПбГУ.
Основные публикации: более 250 работ, в том числе
- Краткосрочное психологическое консультирование в психологической службе вуза: опыт Психологической клиники СПбГУ: учебно-методическое пособие / С.Н. Костромина и др. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2024. - 153 с.
- Процессуальный подход в психологии личности / Костромина С.Н., Гришина Н.В. // Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография. - М.: ИП РАН, 2022
- Введение в нейродидактику: учебное пособие / С.Н. Костромина. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. - 180 с.
- Проективные методы в работе с детьми и подростками: рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Е.В. Зиновьева, С.Н. Костромина. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. - 91 с.
- Проблемы современной психодиагностики в образовании: учебно-методическое пособие / Т.В. Дворникова, С.Н. Костромина. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2017. - 56 с.
- Психология делового общения: учебник / Н.В. Бордовская, С.Н. Костромина, Е.В. Зиновьева, Н.Л. Москвичева. - М.: КНОРУС, 2017. - 291 с.
- Психология делового общения. Практикум: учебное пособие / Н.В. Бордовская, С.Н. Костромина, Е.В. Зиновьева, Н.Л. Москвичева. - М.: КНОРУС, 2017. - 240 с.
- Основы психологии, темперамент, характер, способности: учебное пособие / С.Н. Костромина, Д.С. Гнедых. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2015. - 80 с.
- Психология человека от рождения до смерти (учебник для студентов и специалистов в области гуманитарных наук) / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2001, 2002, 2015.
- Психологические основы самоорганизации учебной деятельности: монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 148 с. (в соавт.).
- Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 61-70 (в соавт.).
- Исследовательский потенциал студентов: монография / Под ред. Н.В. Бордовской. - М.: Кнорус. 2015. - 264 с. (в соавт.).
- Справочник школьного психолога / С.Н. Костромина. - М.: Астрель, 2012. - 512 с.
- Загадки, ребусы, лабиринты, головоломки: 100 волшебных игр для развития ребенка / С. Костромина. - М.: АСТ, 2011. - 149 с.
- Педагогическая психология. 2009 (в соавт.).
- Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, 2008.
- Как преодолеть трудности в обучении детей / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 223 с.
- Как преодолеть трудности в обучении детей. Математика / С.Н. Костромина. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 223 с.
- Учиться на пятерки по математике. Как? : для детей 6-10 лет / Костромина С.Н. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 223 с.
- Учиться на пятерки по русскому языку. Как? : для детей 6-10 лет / С.Н. Костромина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 223 с.
- Учиться на пятерки по чтению. Как? : для детей 6-10 лет / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ; ССПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 223 с.
- Учиться только на пятерки по русскому языку, математике, чтению. Как? : для детей 6-10 лет : книга-ключ к решению учебных проблем / С.Н. Костромина. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2008. - 503 с.
- Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. Методическое руководство для психолога и педагога. 2007.
- Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, психодиагностические методики, коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997, 1998, 1999, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007.
- Психология ребенка: от рождения до 11 лет: методики и тесты / сост. С.Н. Костромина, А.А. Реан. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 224 с.
- Психология подростка от 11 до 18 лет: методики и тесты / сост. С.Н. Костромина, А.А. Реан. - М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 124 с.
- Психология диагностической деятельности в образовании: монография / С.Н. Костромина. - СПб: Наука, 2007. - 487 с.
- Теоретико-методологические основы психодиагностической деятельности в педагогической практике / С.Н. Костромина. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2007. - 250 с.
- Современная психодиагностика: система основных понятий. - СПб: СПбГУ, 2006.
- Как преодолеть трудности в обучении чтению: Упражнения, задания. Конспекты лекций / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. - М.: Ось-89, 1999, 2001, 2003, 2006 - 239 с.
- Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению: правильно развивайте навык быстрого и внимательного чтения : для детей 6-10 лет / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. - СПб: прайм-Еврознак, 2004. - 224 с.
- Психологический мониторинг в начальной школе. 2004.
- Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по математике: правильно развивайте способности будущего гениального математика : для детей 6-10 лет / С.Н. Костромина. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2003, 2004 (2-е изд., испр. и доп.). - 223 с.
- Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по русскому языку: правильно развивайте способности будущего гениального писателя : для детей 6-10 лет / С.Н. Костромина. - СПб: Прайм-Еврознак, 2003, 2004 (2-е изд., испр. и доп.). - 223 с.
- Психология детства: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / сост. С.Н. Костромина, А.А. Реан. - СПб: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 224 с.
- Решение диагностических задач практическим психологом. 2000.
- Как подготовить ребенка к школе / А. А. Реан, С. Н. Костромина. - СПб: Питер, 1998. - 156 с.
Награды:
- Премия научных работ им. Б.Г. Ананьева (2008)
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2011, 2020)
- победитель конкурса СПбГУ «Лучшая учебно-методическая работа» за онлайн-курс «Психология» (в составе авторского коллектива) (2022)
- «Международный онлайн-симпозиум "Психология жизненного пространства" — к 130-летию Курта Левина», 21 октября 2020 года, Санкт-Петербург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2020 г.), лауреат
- «Психология личности: пребывание в изменении. К 130-летию С.Л. Рубинштейна», научный симпозиум и коллективная монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2019 г.), лауреат
- «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»», 17-18 декабря 2018, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2018 г.), победитель
- «Конференция с международным участием "15-я Зимняя психологическая школа Санкт-Петербургского государственного университета - 2015"», 2-7 февраля 2015 (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2015 г.), номинант
- «Всероссийская конференция с международным участием “Зимняя психологическая школа СПбГУ – 2014”», 28 января – 2 февраля 2014 года, Санкт-Петербург (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), номинант
- «Ананьевские чтения — 2012: Психология образования в современном мире», международная научная конференция (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), номинант
- «X Юбилейная международная Зимняя Психологическая Школа молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета (ЗПШ СПбГУ)», выездная научно-практическая школа (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2010 г.), победитель
- Лариса Григорьевна Лавриченко, 30.11.2020
- Аркадий Борисович Балунов, 30.11.2017