Статьи
- Нарциссическая уязвимость и ресурсы психолога15.05.2018У нас чрезвычайно нарциссически уязвимая работа. Трудно выстраиваемое «высокое» представление о собственной компетентности постоянно подвергается попытке клиентов обрушить нашу, такую хрупкую, профессиональную уверенность в собственном величии. Что чертовски неприятно, но чрезвычайно полезно, иначе в представлениях о собственном всемогуществе мы бы улетели в стратосферу. Полезность воспринимается мозгами как необходимая, а чувствами … многие, наверное, и согласились бы на устойчивое всемогущество. Быть регулярно уязвленным непросто...
- Нарушения этики и психологическая травматизация15.05.2018На дискуссионных площадках не утихают обсуждения профессиональной этики психолога и границ допустимого в процессе психологического консультирования и психотерапии. Казалось бы, давно ушли в прошлое неэтичные методы воздействия на людей, которые были признаком первого этапа распространения психологического консультирования в нашей стране. В конце 90-х сплошь и рядом рекламировались так называемые тренинги, которые впоследствии были признаны сектами. Но и спустя 20 лет, в 2018 году, профессиональное сообщество продолжает активно дискутировать о проблеме несоблюдения профессиональной этики, обсуждая сомнительные методы работы...
- Гештальт-подход в клинической практике14.05.2018В этом тексте я хотел бы предложить поразмышлять над двумя вопросами - нужны ли гештальт-терапевту базовые знания в области клинической психопатологии и, если на этот вопрос будет получен утвердительный ответ - что нового привносит гештальт-подход в измерение клинической практики? В этом тексте я не буду касаться очень широкой темы разграничения психического здоровья и нездоровья, остановлюсь лишь на описании того, как гештальт терапия расширяет представление о клинической психопатологии...
- О концепции развития психологической службы в образовании11.05.2018В конце 2017 года был опубликован текст, значение которого для развития практической психологии образования, трудно переоценить - «Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года». Характеризуя современное состояние Службы практической психологии в системе образования, здесь обращается внимание на множество существующих проблем, среди которых внимательный и опытный читатель найдет и общие для всей системы образования, и частные - относящиеся к компетенции Службы. Анализ текста показал, что в нем есть ряд идей, реализация которых может существенно изменить место и роль практического психолога в системе образования...
- Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии10.05.2018Когда дети достигают подросткового возраста, семья часто переживает сложные времена. Подростковый кризис и семейная система: что тут особенного? Малыши становятся подростками: как меняются отношения? Семейная жизнь в "пустеющем гнезде" - какая она? Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейная терапия: системный подход» Екатерина Уголева рассказала о наиболее актуальных аспектах практической работы с семьями, в которых есть подростки...
- Историческая память и возможность новой войны09.05.2018Почему американцы и англичане спокойно принимают идею войны? У нас даже через 73 года, когда сменилось, как минимум, три послевоенных поколения, по-прежнему популярна присказка: «Лишь бы не было войны». А в то же время на Западе нормальные люди, которым хорошенько промыли мозги «свободные» СМИ, считают вполне возможной идею наказания слишком независимой России, в том числе – с применением атомного оружия. Почему это происходит? Думаю, что объединив подходы психологии масс, индивидуального опыта и сухой статистики, мы сможем увидеть эту проблему более ясно...
- Танцевальная терапия для мам с маленькими детьми09.05.2018В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать взрослым. Ребенок зависим от взрослого, а родители - его главные авторитеты. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Рядом со счастливой гармоничной матерью у ребенка только один путь - вырасти счастливым и гармоничным. Чтобы лучше слышать и понимать своего ребенка, существует простой путь - установить с ним контакт через тело, через движение. Самый надежный способ научить детей танцевать - это подать им пример...
- Психологические аспекты информационных войн08.05.2018Ни для кого не является секретом и уже давно провозглашено на самом высоком уровне, что в отношении России ведется реальная информационная война. Но за пределами узкого круга психологов и политологов, далеко не все понимают, что скрывается под этой фразой. Возможно, кому-то покажется, что автор страдает паранойей, но, даже рискуя получить такой вердикт от своих же коллег, считаю необходимым обобщить, обострить и конкретизировать некоторые идеи, которые явно недомысливаются и недоговариваются. Одновременно с этим, даже при минимальной вероятности предлагаемого прогноза, анализируемые тенденции требуют качественно иных подходов к проблеме защиты наших национальных интересов, национальной безопасности и обороноспособности страны...
- Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра07.05.2018Образ тела является одним из важнейших компонентов телесного осознания в развитии человека, и это то, на что следует обратить внимание при работе с аутичными детьми. Танцевально-двигательная терапия для особых детей фундаментально работает с развитием и интеграцией сенсорных систем и связанной с ними моторикой, в конечном итоге выстраивая образ тела. Терапия сенсомоторной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, моторной системами как предпосылки для формирования других систем...
- Межэтническое согласие в эпоху гибридных войн04.05.201826 апреля состоялся круглый стол «Психологическая концепция этногенеза». Доклад «Теоретические основы межэтнического согласия в эпоху гибридных войн» представил Вассоевич Андрей Леонидович – доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета...
- Сравнительный анализ психодиагностических показателей03.05.2018Основываясь на положениях теории ведущих тенденций, описанной во 2-й части публикации, в повседневном процессе поиска решений в разнообразных, не похожих друг на друга ситуациях и стал вырисовываться тот универсальный подход, с помощью которого выстроилась модель психодиагностического исследования в виде батареи тестовых методик. И если отдельные тесты, используемые поврозь, подчас имеют достоверность не выше 0,3, то продуманное сочетание нескольких методик с учетом особенностей каждой из них значительно повышает эту достоверность. То есть, достоверность каждого отдельного теста повышается, если значимость его факторов подтверждается близкими по психологической сущности показателями других тестов, в том числе и проективных, которые тоже имеют свои численные показатели...
- Терапия осознаванием: решение проблем в индивидуальном консультировании03.05.2018Осознавание часто понимается неправильно, как внимательность к тому, что есть. Этого недостаточно. У осознавания есть еще замечательные функции понимать причины происходящего и открывать непроявленное. Может быть стоит использовать термин глубокое осознавание, но оно именно таково: и отражающее, и создающее или проецирующее мир. Это знание рассеяно в психологической практике, начиная с таких авторов, как Юнг и заканчивая коучингом или холодинамикой. Есть определенные правила для того, чтобы осознавание было глубоким. В частности, это – телесное осознавание. Если следовать им, наши представления о несбывшемся, но желаемом, становятся не просто фантазированием, а сном наяву, открывающим новые телесные ощущения и энергии...
- «Инстинкт к подвигу не приводит»03.05.201840 дней после пожара в городе Кемерово. «...Говоря о пожаре в Кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», стоит обратить особое внимание на необходимость сохранения человечности и адекватности поведения в ситуации, когда в горящем здании находится большое количество детей. Они в любой небезопасной ситуации ориентируются на значимых взрослых (родителей). Поэтому дети не должны видеть и знать, что главные авторитеты в их жизни могут позволить себе не помочь пострадавшему человеку, проявить агрессию по отношению к окружающим. Помимо того, что необходимо с раннего возраста учить детей конкретным способам эвакуации из мест чрезвычайного происшествия, особое внимание необходимо уделять психологическим аспектам поведения...»
- Принцип «жизненной силы». Зачем большому городу Сказка?02.05.2018Как часто взрослый человек задает себе вопрос: «Есть ли в моей жизни место Сказке?». А если речь идет о мегаполисе, тогда можно спросить так: «Зачем большому городу Сказка?». В мире материальном все четко отлажено, структурировано и логично выстроено. Однако всем известно, что, если в мире не будет места Чудесам и Волшебству, все превратится в бездушный механизм, да и сами люди больше станут походить на роботов. Добрая Сказка помогает людям беречь и питать в себе частичку Творца, не очерстветь Душой, а Сердцу быть умягченным. А еще пробуждает в себе и других Веру в Чудеса и помогает исполнению заветных Желаний...
- История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ СПбГУ (ЛГУ)01.05.2018Воспоминания В.Е. Семёнова реконструируют сложный период в развитии отечественной социальной психологии, а именно - ленинградской научной школы, сформировавшейся под руководством Е.С. Кузьмина. Подробно изложены этапы становления и причины завершения деятельности Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ). В интервью приводятся взгляды ученого на связь прошлого, настоящего и будущего отечественной социальной психологии...
- Теория ведущих тенденций30.04.2018Теория, которая положена в основу психодиагностической модели личности, обозначена нами как теория ведущих тенденций. Вот ее основные положения. Если следовать основной идее парадигмы П.К. Анохина в приложении к психологии («доминирующим фактором, стабилизирующим организацию системы является тот факт, что нижележащий уровень является субстратом для вышележащего, а вышележащий уровень – формой для нижележащего»), то психические процессы можно рассматривать как иерархию последовательно усложняющихся структур, когда каждый более сложный уровень организации строится на базе предыдущего...
- Формирование «взрослых» качеств личности - задача образования28.04.2018Сегодня российская система образования поставлена перед необходимостью решения сложной задачи: с одной стороны, сохранения фундаментального характера обучения, гарантированного Конституцией, а с другой - осознанной трансформации форм и методов обучения, освоение новейших информационных технологий и поиск новых педагогических решений. Все более актуальной задачей становится повышение профессионального внимания к внутренним педагогическим процессам, прежде всего, к качеству межличностного взаимодействия между субъектами образования...
- Слагаемые успеха на современном рынке труда27.04.2018Молодые специалисты, получив в учебных заведениях определённые профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жёстким условиям. Приём на работу – улица с двухсторонним движением. Работодатель заинтересован в том, чтобы наилучшим образом заполнить вакансию, а соискатель работы – чтобы занять её. Для нанимателя главное – нанять нужного человека на нужное место, а соискатель должен убедить его, что он именно тот человек, который ему нужен. Каковы же факторы успешности на рынке труда? Что необходимо сегодня работодателю?...
- Философия контакта. Примеры из практики консультирования26.04.2018Во всех психологических школах в том или ином виде присутствует понятие контакта, раппорта, присоединения... Это состояние знакомо каждому человеку, принадлежит его эмоциональному опыту, содержащему удовольствие от ощущения собственного бытия. Оно узнаваемо и притягательно. Психологическую проблему можно рассматривать, как нарушение способности человека обращаться к этому опыту, и, как следствие, трудности в нахождении контакта с самим собой, другими людьми и окружающим миром...
- Психолог детсада: как прожить на зарплату 6900 руб?25.04.2018Я работаю психологом в детском саду. Сейчас в декрете. Скоро выходить. Прочла я все комментарии – пришла в ужас… Я, конечно, верю до сих пор в лучшее. Но вот как прожить на 6900 рублей в месяц? Как после универа прийти в коллектив детсада к «взрослым тёткам» и зарекомендовать себя, невзирая на насмешки... Результаты видны родителям – и то хорошо! А ещё эти постоянные отсылки: «Пройдите повышение квалификации!» Я заработать не только на повышение квалификации не могу. Я жить на 6 900 не могу...
Темы
Популярные публикации
Все публикацииХотите получать подборку новых материалов каждую неделю?
Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»