16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Студенческая группа и групповая психология

К 100-летию доктора психологических наук, профессора, основателя Курской и Костромской научной социально-психологической школы Льва Ильича Уманского предлагаем вниманию читателей статью, написанную им в соавторстве с А.Н. Лутошкиным, о группе, ее свойствах и качествах, уровнях развития, правилах  организаторской работы...

Понять истоки, причины явлений, происходящих в группе, прогнозировать пути развития коллектива немыслимо без знания основ социально-психологической науки. Знакомство с основами теории малых групп вооружает комсомольских организаторов научным инструментом анализа и направленного влияния на процессы, происходящие в коллективе.

Студенческая группа — сложное и многогранное социальное явление.

Это одна из разновидностей социальных групп, существующих в нашем обществе, групп, каждой из которых присуще не только свое, неповторимое, своеобразное, особенное, отличающее ее от множества других подобных объединений. Студенческая группа — это живой социальный организм, который развивается по объективно существующим законам общества, законам общения.

Чтобы руководить студенческими комсомольскими коллективами, надо знать эти общие законы, особенности коллективного общения, в том числе особенности внутригруппового взаимодействия, надо учитывать значительное количество факторов, влияющих на групповые отношения молодых людей.

«Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, — писал К. Маркс, — надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать» [1]. Действительно, без знания «материала», каким для комсомольского организатора является личность каждого студента, каждая из комсомольских групп, трудно рассчитывать ни успех.

Сразу заметим, что, проводя психологический анализ студенческой группы, следует, с одной стороны, рассматривать ее как целостную систему со своей структурой, связями, управляющими органами, с другой — как часть более широкой общности (курса, факультета, института и т. д.). Рассматривать студенческую группу вне ее связей с другими объединениями, точно так же, как изучать личность студента, игнорируя его положение в других структурах общения (в семье, среди друзей, и спортклубе и т.п.), — значит допускать возможность ошибочных утверждений при объяснении многих важных явлений деятельности студенческих организаций.

Каждый из нас находится в сложных взаимоотношениях с окружающим миром. Известно, что личность формируют не только специально организованные обществом приемы и формы педагогического воздействия, не только средства массовой информации, нормы и ценности общества. Значительное воздействие на личность оказывает и ее непосредственное окружение, в том числе так называемые малые группы, к которым могут быть отнесены и студенческие группы. Именно через эти малые группы личность входит в контакт с более широкими социальными общностями.

В каждой из таких групп, как правило, существуют своя система отношений, эталоны поведения, психологическая атмосфера. Достаточно мысленно сравнить между собой несколько студенческих групп, как мы сразу обнаружим их очевидную непохожесть.

Нет сомнения в том, что различные группы и коллективы по-разному влияют на одну и ту же личность, точно так же, как один и тот же коллектив неодинаково воздействует на разных людей. В одном случае группа может активно влиять на деятельность и поведение личности, в другом, наоборот, тормозить, подавлять активность члена группы, в третьем — группа и студент остаются взаимно индифферентными. Все зависит от того, какая группа и каков студент, чем они живут, чего хотят и т.д.

Надо иметь в виду, что студенческая группа не является единственным объединением, куда входит студент. Ведь после учебы, как правило, общение с людьми продолжается в научном кружке, в спортивной команде, в комнате общежития, в кружке самодеятельности и т.д. Таким образом, студент одновременно входит в несколько групп. Та из них, которая оказывает более значимое воздействие на формирование убеждений, установок, ценностей личности, мнением и оценками которой более всего дорожит человек, обозначается как референтная группа. Такой референтной группой для студента может быть и учебная группа, и дружеский коллектив, сохранившийся, положим, со школьных времен, и спортивный коллектив и др.

Конечно, комсомольские организаторы должны стремиться к тому, чтобы для каждого студента, каждого комсомольца учебная, комсомольская группа была референтной, определяющей его установки, ценностные ориентации. Это становится возможным, когда группа представляет нравственно ценный, четко действующий, слаженный коллектив. В то же время следует отметить, что для человека возможно существование не одной, а нескольких референтных групп, каждая из которых оказывает на нее воздействие.

Студенческая группа, как правило, существует еще как группа комсомольская. А это значит, что она влияет на каждую личность не только в силу внутренних законов общения, но и в силу того, что она обязана воздействовать в определенном направлении. И компасом здесь является комсомольский Устав. Группа, первичная организация обязаны воспитывать в комсомольцах качества, особо ценные в обществе: коммунистическое мировоззрение, непримиримость к буржуазной идеологии, строгое соблюдение принципов и норм коммунистической морали, ответственное отношение к труду на благо общества.

Комсомольский организатор должен учитывать психологические возможности группы. С одной стороны, видеть группу как целое, как единый организм, с другой — как совокупность отдельных личностей, каждая из которых оригинальна.

Эффективное, творческое руководство студенческой комсомольской группой требует проникновения в существо отношений внутри группы, понимания характера внутригрупповых связей.

В структуре комсомольской группы (под структурой мы понимаем внутригрупповые связи) можно выделить несколько подструктур, которые определяются типом отношений людей.

Официальные деловые связи. Это те отношения между членами группы, которые определены Уставом ВЛКСМ. В их основе — система постоянных (комсорг, члены бюро, комитета и т.д.) и временных поручений. За каждым комсомольцем закреплены определенные права и обязанности: комсорг, член бюро имеют право потребовать от комсомольца действий, связанных с интересами группы, и тот обязан выполнить требование, так как оно высказывается от имени организации, а не лично от себя.

Чтобы успешно руководить комсомольской группой, организатор должен обладать известными навыками управления, организаторскими способностями, инициативой, активностью и т.д. Если студенты, избранные в руководящие органы группы, не владеют организаторскими навыками, то в этом случае фактическими организаторами ведущих дел в группе будут не они, а кто-то другой, не имеющий поручений (а значит, и полномочий) и не избранный в руководящие органы. Бывает, что такие студенты полностью подчиняют группу своему влиянию. В этом случае одержала верх подструктура, которую можно назвать неофициальной деловой. Как видим, и здесь есть свои лидеры и ведомые. Они появляются во всякой группе. Такая дифференциация зависит от способностей, опыта, подготовленности к. организаторской деятельности, которые по-разному проявляются у членов группы.

Оптимальными можно считать условия, когда происходит совпадение официальной и неофициальной деловых подструктур, то есть когда руководят комсомольской группой самые авторитетные, самые уважаемые в коллективе студенты, уверенно чувствующие себя в роли организаторов. На деле полное совпадение структур происходит не всегда. Специфичность деятельности комсомольской организации заключается также и в том, что отличные организаторские способности студента — это еще не основание для обязательного выдвижения в органы студенческого самоуправления: требуются еще и определенные нравственные качества, ответственное отношение к учебе и др. Но использовать организаторские таланты всех студентов, обратить их на пользу группе — долг комсорга.

Характер общения в группах создает еще одну подструктуру — эмоциональную. В каждой группе независимо от деловых отношений формируются личные связи. В основе их лежат взаимные психологические притяжения — симпатии, отвержения — антипатии, нейтральные отношения (безразличие, равнодушие). Внутри студенческих групп по этому принципу создаются дружеские и товарищеские группировки, компании. И здесь могут быть свои «звезды» — люди, наиболее популярные, привлекающие к себе симпатии большинства, могут быть и такие, кто находится в психологической изоляции.

Различные эти группировки, имеющие своих лидеров, могут также находиться в разной позиции по отношению друг к другу: быть лояльными, нейтральными, соперничающими. Сам факт существования таких дружеских группировок внутри группы — явление вполне естественное. Другое дело — как они взаимодействуют между собой, какие установки и ценности являются для них определяющими.

Взаимоотношения студентов, их деловые и личные контакты создают своеобразный психологический микроклимат, тот настрой, который А.С. Макаренко назвал общим тоном коллектива. Там, где преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, симпатии и взаимопомощь, легче строятся и деловые контакты. В свою очередь, четкая система деловых взаимоотношений, хорошая организация совместного дела создают почву для развития личных отношений, мажорного настроя в группе.

Известно, что стихийное и сознательное всегда взаимодействуют. Такое взаимодействие происходит и в студенческой группе. Комсомольскому организатору важно уметь использовать стихийные факторы, включить их в систему целенаправленного воспитательного воздействия группы на каждого из студентов.

Несколько лет проводит студент в своей учебной группе. Он приобретает знания, опыт общения, здесь формируются его убеждения. А как группа? Растет ли она? Взрослеет ли? И как это учитывать при выборе форм и методов руководства ею?

Разумеется, рассматривать группу как нечто стабильное, неизменное довольно абсурдно. Как и всякий организм, она живет, развивается. Ну а как это увидеть, определить? По каким критериям сравнивать группу, которая сформировалась на первом курсе, с той, какой она стала на пятом; да и просто, как сравнить группы одного курса?

В социальной психологии существует несколько принципов сравнительного анализа групп. Познакомимся с одним из них.

Группа как социальная организация может развиваться от своих низших форм — номинальной, или так называемой диффузной, группы (случайно собравшиеся люди или объединившиеся по воле обстоятельств) до высших — коллективов. (Хотя в житейской практике слово «коллектив» мы употребляем для обозначения любой общности людей — коллектив колхоза, завода, студенческий коллектив, коллектив художественной самодеятельности и т.д.)

С научной точки зрения коллектив следует рассматривать как самую «качественную» разновидность контактных групп. Именно на это обращал внимание А.С. Макаренко, подчеркивавший, что «нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц...». «...Это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов...»

А если это так, то до коллектива группе еще надо дорасти. Одни группы могут развиваться как социальная организация сравнительно интенсивно, формируясь в сплоченный коллектив, другие продвигаются к цели медленно, размеренно, третьи скорее «топчутся на месте», оставаясь, несмотря на приличный стаж совместной деятельности, в «младенческом» возрасте.

Причем надо отметить и такую закономерность: достижение группой определенных вершин в своем развитии еще не гарантия того, что в ней навсегда установились стабильные образцовые отношения. Даже краткая остановка повлечет за собой признаки застоя, «засыпания», потерю перспектив, ослабление управляющих связей и др. Остановка в развитии — начало дезорганизации, рассплочения группы, в отдельных случаях все может кончиться скатыванием на прежние позиции.

Таким образом, каждая группа в каждый данный момент находится на определенном этапе, уровне развития. Она как бы поднимается по ступенькам социальной зрелости, которая выражается в способности группы действовать не как сумма индивидуумов, а как единое целое, разумная ячейка общества.

Как определить уровень социальной зрелости группы? Какими критериями при этом пользоваться? Условно можно выделить следующие показатели.

1. Организационное единство группы предполагает ее способность к деловому объединению для решения общегрупповых практических задач. Групповая структура характеризуется четким выделением способных организаторов, действенностью органов самоуправления, авторитетностью их для членов группы, участием всей группы в решении общих дел. Организационное единство проявляется во взаимодействии и взаимопомощи, согласованности действий, в стремлении к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в институте и вне его.

2. Психологическое единство — это общий настрой, тон группы, который создает чувство локтя, эффект защищенности для каждого ее члена. Интеллектуальная сторона этого единства проявляется в способности находить общий язык, приходить к единым суждениям и выводам по важнейшим вопросам групповой и негрупповой деятельности, понимать общую ответственность за нее. Это свойство группы обнаруживает себя, когда надо принять общее решение, а также в конфликтных ситуациях. Психологическое единство группы — это способность выработать общее мнение, установить своеобразный динамический баланс между интеллектуальной самостоятельностью каждого и необходимостью подчинения мнению большинства при решении вопросов работы комсомольской группы.

Сторона эмоциональная помогает нам судить о степени психологического единства группы, прежде всего, через общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, симпатий, если хотите, взаимной терпимости (у каждого есть свои слабости и недостатки). Если радости неприятности одного вызывают искреннее сопереживание у всех, если ребята в группе стремятся к общению, к совместному отдыху, празднествам и др., значит, эмоциональное единство становится характеристикой группы, внутренне сплачивая ее.

Психологическое единство может выражаться и в волевых действиях группы. Способность преодолевать препятствия, упорное движение к цели, настойчивость, умение собрать силы в нужный момент, не раскисать, когда трудно, выдержка каждого, способность подчинять свои чувства, сдерживать их, если этого требуют интересы группы, — все это выражение волевой стороны психологического единства.

3. Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умения действовать всем вместе. Речь идет именно о групповой подготовленности, а не о подготовленности каждого члена группы, хотя личный опыт, знания и умения, несомненно, входят в групповой «багаж». Трудно говорить о подготовленности комсомольской группы, если студенты (пусть даже они все активисты) фактически не участвуют в совместной, именно групповой, деятельности. (Например, большинство членов группы так активно работают в руководящих органах факультета, курса, института, что в делах самой группы принять участие уже некогда.) Сам факт совместного пребывания студентов на занятиях создает лишь возможность для общения, но это еще не показатель групповой подготовленности в комсомольской работе.

4. Нравственная направленность групповой деятельности — одна из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Группа может быть сплоченной, создавать большое напряжение при преодолении трудностей, без труда приходить к единому мнению, и все-таки ее нельзя будет назвать коллективом, если направленность группы, мотивы, которыми она руководствовалась в своих действиях, окажутся в противоречии с нравственными нормами общества. Ради чего сплотилась группа, к чему она стремится, что лежит в основе ее деятельности, какие цели, интересы являются определяющими? Направленность выражается в моральных ценностях группы. Всех ли увлекает достижение общественно ценного результата, оказывает ли группа помощь другим, готова ли она поступиться своими интересами ради интересов общих? Анализируя направленность группы, можно понять мотивы ее деятельности. Даже когда цель достойна всяческого уважения, мотивы могут быть отрицательными. Иногда за стремлением к цели, которая носит общественно значимый характер, стоит корыстная мотивация: желание выделиться, получить награду и т. д. Здесь может проявиться групповой эгоизм — стремление поставить интересы собственной группы выше интересов общественных.

По тому, как и в какой степени представлены в группе перечисленные качества, мы судим об уровне развития группы. Следует сразу предупредить, что при анализе развития качеств группы надо исключить всякую торопливость, поспешность оценок, нельзя основываться на отдельных, порой случайных наблюдениях, фактах. Рассматривать факты следует в их совокупности, важно выявить общее, существенное, характерное для данной группы.

Попытаемся условно определить эти уровни.

Номинальная группа. Она существует лишь формально, не имеет ни одного выраженного группового показателя. Отличается лишь временной (ситуативной) связью, в основе которой лежит общий интерес, краткая совместная деятельность (незнакомые друг с другом участники воскресника; пост, созданный для выполнения временного поручения, и др.). Как правило, номинальная группа существует короткий срок: она или распадается, или,, если для этого созданы условия, развивается как организация, подымаясь на более высокий уровень.

Группа-ассоциация имеет официальную структуру, общую цель деятельности (чаще одинаковые цели), но еще не действует как целое. («Ассоциация» — в переводе «соединение».) Здесь деятельность каждого носит преимущественно индивидуальный характер. Каждый сам по себе. Взаимопомощь, взаимовыручка еще не главные свойства группы, носят эпизодический характер, а то и отсутствуют вовсе. Хотя дело и делается, но у членов группы еще не выражена потребность работать сообща, вместе решать групповые задачи. Общее мнение достигается с трудом, неприятности могут поставить группу в тупик, расстроить ее связи.

Группа-кооперация (кооперация — сотрудничество) отличается более четко выраженной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в данном виде деятельности. Здесь проявляется взаимопонимание, существует четкая система ответственной зависимости, выражено стремление к совместным действиям, к сопереживанию событий. Однако такая группа еще не отличается высоким уровнем психологического единства. Многие связи неустойчивы, достаточно не закреплены.

Наконец, коллектив — это группа, в основе действий которой лежат общественно ценные цели и мотивы деятельности, ее отличает высокий уровень подготовленности, организационное и психологическое единство, то есть группа обладает всеми основными признаками социальной зрелости.

Программа формирования коллектива в студенческой группе — программа комплексная, она требует учета самых различных социально-психологических и педагогических условий развития группы.

Положим, студенческая группа имеет сравнительно высокую степень подготовленности (опыт совместной деятельности), отличается организационным и психологическим единством, но при этом проявляет явные признаки группового эгоизма, отчуждена от других групп, противопоставляет себя им. Можем ли мы такую группу определить как коллектив? Разумеется, нет. Такое полосе характерно, скорее для групп-корпораций. Следует заметить, что относительная автономизация группы — явление вполне естественное (могут же существовать свои групповые интересы, потребности и т.д.), и эта относительная автономность является одним из условий ее самодвижения к единству, к коллективу. Но излишняя, крайняя автономизация — это уже корпоративные проявления. Уловить нужную грань диалектических переходов — важная задача руководства комсомольской группой.

В последние годы для характеристики отношений внутри группы все чаще употребляют понятие психологической совместимости людей. Здесь имеется в виду такое соотношение особенностей и качеств членов группы, которое способствует эффективным взаимодействиям между ними и выражается во взаимной удовлетворенности отношениями внутри группы.

Так называемое совмещение личностных черт и психологических особенностей может происходить как по принципу тождества (одинаковости характеров), так и по принципу взаимодополняемости — отсутствие каких-либо развитых качеств у одного компенсируется их наличием у другого (например, импульсивность, порывистость и резкость холерика могут уравновешиваться рассудительностью и самообладанием работающего рядом с ним флегматика).

Совместимость или несовместимость обнаруживает себя в деятельности людей. А каждая деятельность имеет свои особенности, требует определенных качеств от тех, кто в ней участвует. Поэтому, заботясь о психологической совместимости людей, нужно помнить, что условия ее зависят от вида деятельности, от сферы общения. Согласитесь, что участие студента в общественно-политической, общественно полезной деятельности требует несколько иного характера взаимодействий, согласования, взаимоотношений с товарищами, чем неформальное общение с товарищами, проживающими вместе с ним в комнате общежития.

Если в сфере дружеского общения студент обычно выбирает себе приятелей, друзей по своему усмотрению, так же как и отвергает тех, кто ему не нравится (или сам покидает этот круг, компанию), то в учебной группе он это сделать не волен. Академические группы формируются, как известно, по решению администрации и деканата и пока что не учитывают фактора совместимости собираемых в группы людей.

В этих условиях большая ответственность ложится на комсомольский актив, педагогов: с самых первых дней пребывания студентов в институте формировать правильные взаимоотношения, сознательно управлять процессом адаптации к вузу, к новому окружению. Разумеется, взаимная притирка людей во многом происходит стихийно, по естественным законам саморегуляции, но было бы ошибкой совсем устраниться от воздействия на эти процессы.

Очень трудно формируется коллектив там, где не сочетается высокая требовательность по отношению друг к другу с известной гибкостью, терпимостью, уступчивостью в процессе взаимодействия людей. Ведь не секрет, что наряду со сплоченными, сбитыми коллективами мы иногда встречаем студенческие группы, буквально раздираемые противоречиями, конфликтами (при этом нередко каждый из членов группы сам по себе является неплохим, разумным и сильным студентом). Есть группы, где много «одиночек» — людей, которые существуют вне группы, сами по себе. Есть и такие, в которых отдельные группировки в течение многих лет учебы так и не могут пойти другу навстречу, потому что у каждой свои «принципы».

Группы, как и люди, бывают самыми разными, непохожими одна на другую. Одни подвижны, импульсивны, бурливы как во взаимодействиях членов группы друг с другом, так и во внешних групповых проявлениях, связях, другим более свойственны уравновешенность, спокойствие, размеренный ритм. У каждой группы свой индивидуальный «почерк», свой эмоционально-динамический стиль жизни и деятельности. Его своеобразие зачастую зависит от индивидуальных особенностей включенных в эту группу людей. Точно так же, как различное сочетание звуков образует тот или иной аккорд минорной или мажорной окраски, так и присутствие в группе человека, обладающего своеобразными чертами (а каждый па пас своеобразен и неповторим), вносит в стиль жизни группы свой штрих. Эмоционально-динамический стиль группы может зависеть не только от преобладающих личностных особенностей студентов, но и от стиля деятельности самых авторитетных членов группы (как в деловой, так и в эмоциональной структурах). Авторитетный комсорг, куратор группы может заразить своей энергией, своим динамическим стилем всю группу, добиться, чтобы она действовала как единый организм.

Комсомольского организатора, естественно, интересуют предпочтительные формы руководства студенческой группой, позволяющие добиваться наилучших результатов, активности каждого студента, обстановки сплоченности и требовательности в группе. Вполне очевидно, что формы руководства студенческой группой зависят, во-первых, от того, какова группа, на какой ступеньке социальной зрелости она стоит. Своеобразие каждой группы определяет соответствующий стиль и почерк вожака, то есть психолого-педагогическую инструментовку приемов воздействия.

Еще очень часто руководители комсомольских групп больше надеются на интуицию и традиции, подсказку и инструкцию, чем на знание дела, людей, правил организаторской работы. В конечном счете, выручает проверенный метод проб и ошибок. Но ошибки в работе с людьми слишком дорого обходятся. Избежать большинства из них, предупредить их, несомненно, можно.

Выбор методов руководства группой определяется не только уровнем развития группы, а целым комплексом условий, в том числе задачами деятельности, конкретной ситуацией и прежде всего личностью самого организатора.

Каждому организатору присуща своя «линия», свой «почерк». Но те, кто пытается в организаторской работе упрямо следовать только одному какому-то правилу (гнуть одну линию), без учета изменяющихся условий, чаще всего терпят неудачу. Например, одни организаторы предпочитают преимущественно волевое воздействие (авторитарный стиль руководства), другие пытаются привлекать как можно больше членов группы к решению задач (демократическое руководство), третьи успешно сочетают оба эти приема, четвертые пускают дело «по воле волн» (либерально-уступчивый тип руководителя) и т.д.

Как показывает опыт, авторитарные методы руководства могут иметь место в группах с невысоким уровнем развития коллективных связей, в группах-ассоциациях и номинальных группах. Однако они, как правило, вызывают противодействие у членов групп-коллективов, где предпочтительнее демократический тип руководства. В связи с этим нельзя не вспомнить мнение В.И. Ленина: «...подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера. Оно может принимать резкие формы диктаторства, если нет идеальной дисциплинированности и сознательности» [2].

Необходимо чутко улавливать изменения, который происходят в группах, и корректировать в связи о ними приемы воздействия: в одном случае отдавая полностью инициативу членам групп, органам самоуправления, в другом — опираясь на твердое, решительное требование) (которое при всех условиях составляет основу коллективных связей, принимая в группе-коллективе форму взаимной требовательности членов коллектива друг к другу и к лидерам группы).

Нужно иметь в виду, что опора в руководстве на авторитарные методы значительно снижает волевые возможности группы, ее волевое единство, принижает чувство коллективной ответственности, ослабляет психологические связи, особенно если группа в своем развитии поднялась до уровня коллектива. В этом случае вожак обязан расти вместе со своей группой, менять методы управления на более демократические. В свою очередь, либеральное управление всегда создает опасность ослабления организационного единства группы, «рaстворения» в ней руководящего центра — органа само управления.

Работа по формированию коллектива сложна. Но она вполне доступна тому, кто умеет всю эту работу представить себе не как нечто аморфное, а как совокупное п. определенных организаторских задач, вытекающих из общих задач высшей школы, комсомола, задач, стоящих перед каждым студентом — будущим специалистом которому предстоит работать в условиях научно-технической революции.

На основе изучения практики, опыта многих и многих организаторов можно представить себе составные части организаторской работы в виде некоторых правил. Об этих правилах необходимо иметь представление и комсомольцам-студентам, получившим постоянное или временное поручение, и особенно организаторам трудового семестра, бойцам студенческих строительных отрядов, каждому из студентов, кто стремится выработать у себя систему деловых качеств, организованность и четкость в работе — учебной, научной и всякой другой. Вот, как нам кажется, основные из этих правил.

1. Получив задание, разберитесь в нем.

Это значит, что необходимо:

  • определить конечную цель, что должно быть «на выходе», чего нужно добиваться;
  • усвоить содержание задачи: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли привлечения помощников;
  • выделить главное и вспомогательное;
  • определить последовательные этапы выполнения задачи; выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, состав группы;
  • уточнить свое место, положение: кто подчиняется вам, кому подотчетны вы, ваши права и обязанности;
  • проговорить задание еще раз, убедиться, что оно верно вами понято.

2. Не пренебрегайте опытом других — он ваш помощник.

Подготовиться к выполнению задачи — значит ознакомиться с опытом выполнения аналогичных организаторских задач, собрать и проанализировать имеющиеся данные, отметить достоинства и недостатки выполнения работы в каждом случае, обсудить возможные решения со специалистами, опытными людьми.

3. Учитывайте возможности членов групп.

Мысленно сопоставьте основные условия задачи с возможностями каждого. Подберите помощников, младших организаторов. Сделайте «прикидку» — примерную расстановку людей (вначале для себя). Теперь посоветуйтесь с активом и помощниками.

4. Определите, что может понадобиться в работе.

Если работа требует материальных средств, то необходимо решить, какие именно материалы, в каком количестве нужны, где их можно получить, где хранить. Лучше сразу составить список всех необходимых материалов и принадлежностей.

5. Составляя план, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий.

Прежде всего, учитывайте ваши возможности, возможности людей и конкретную обстановку. Определите составные части работы, их последовательность, выделите главное направление, предусмотрите возможные затруднения, подумайте, как их устранить.

6. Работа должна быть понятна каждому.

Познакомьте всех членов группы с задачей, целью, содержанием работы, условиями ее выполнения. Обсудите план, попросите высказать замечания, предложения, советы. Примите коллективное решение (в зависимости от задачи).

7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок.

Это основной принцип работы организатора.

Распределите людей по видам работы, по участкам. Если какую-то часть работы выполняют два или несколько человек — назначьте старшего. На сложные участки ставьте более опытных. Проведите инструктаж: давая поручение, четко формулируйте его цель, условия; проверьте, понял ли вас человек. Каждый должен знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется.

8. Обеспечьте взаимодействие, взаимосвязь.

Наладьте контакты между всеми участками работы. Обеспечьте необходимую обратную информацию от младших организаторов и помощников. Информируйте всех о ходе общей работы и успехах каждого.

9. Обеспечьте внешние связи.

Необходима координация действий с вышестоящей инстанцией — бюро, комитетом, деканатом и др. Наладьте связи с соседними, аналогично действующими группами, организациями.

10. Общий и персональный контроль и проверка исполнения.

Следите за ходом выполнения задачи на каждом участке, держите в поле зрения каждого исполнителя. Ведите строгий учет времени. Активно привлекайте к проверке исполнения и контролю ваших помощников и всех студентов. Анализируйте эффективность выполнения задачи. Если необходимо, проведите перегруппировку сил, укрепите отстающие участки. Применяйте формы морального стимулирования (одобрение, осуждение) только на основе объективного анализа и в зависимости от успехов в работе.

11. Не ослабляйте напряжения в период завершения работы.

Будьте особенно внимательны в это время. Усталость, торопливость в предвкушении окончания работы могут повлиять на качество выполнения задачи.

12. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем.

Проведите учет работы, проделанной на всех участках, во всех подразделениях, каждым членом группы. Обсудите со всей группой итоги, отметьте лучших, укажите на недостатки. Установите, какими средствами достигнута цель.

Все эти положения, обозначенные в виде тезисов-правил, разумеется, могут служить лишь самым общим руководством для организатора.

Работая с комсомольской группой, необходимо помнить, что боевой и сплоченной, способной решать задачи, на нее возложенные, организация сама по себе не становится. Добиться, чтобы в основе ее было настоящее внутреннее единение всех студентов, — в этом и состоит главная забота и работа комсомольского актива, организаторов. И эта работа будет тем успешнее, чем шире комсомольский организатор будет опираться на знание людей, знание законов общения, психологию организаторской работы.

Литература:

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 195.
  2. 2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 200.

Источник: Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. — М.: Молодая гвардия, 1980. — С. 58–77.

Редакция «Психологической газеты» благодарит доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии Курского государственного университета Сергея Васильевича Сарычева за предоставленные материалы.

Статьи к 100-летию Л.И. Уманского:

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»