16+
Выходит с 1995 года
23 апреля 2024
Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского

Прежде чем представить читателю некий объединенный конструкт, включающий в себя результаты теоретического анализа и эмпирических исследований, следует оговориться, что в рамках одной статьи провести полнообъемное сопоставление всех постулатов культурно-исторической теории Л.С. Выготского и наших исследований в области психологии одиночества не представляется возможным. Связано это в первую очередь с тем, что работы Льва Семеновича касаются множества смежных областей психологического знания, а исследования одиночества личности, несмотря на определенную концептуальность, находятся в большой степени на стадии становления, и на сегодняшний день невозможно говорить даже об их первичной систематизации. Во вторую же очередь необходимо отметить, что культурно-историческая психология, будучи центральной парадигмой наших исследований, вместе с тем не является единственным теоретическим базисом. Наряду с культурно-исторической психологией нами анализировались и принимались в качестве точек отсчета ряд идей, теорий и концепций, как созвучных теории Выготского, так и не соотносящихся с ней в определенных моментах.

Л.С. Выготский не создал законченного учения о личности, но подходы к созданию такого учения в его работах существуют.

Идея того, что развитие аффективно-потребностной сферы проходит тот же путь культурно-исторического развития, что и развитие познавательных процессов, а также последовательное эмпирическое исследование тех психических систем, которые Л.С. Выготский считал стоящими в особом отношении к личности и распад которых связывал с ее распадом, позволили приблизиться к изучению содержания, строения и формирования детской личности. Стало ясным, что в центре ее формирования стоят процессы «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции. Поэтому в рамках культурно-исторической психологии понятием «личность» может быть обозначен такой уровень психической организации человека, который позволяет ему управлять и обстоятельствами своей жизни, и самим собой [1]. С этой точки зрения понятие «личность» не тождественно понятию «индивид», а личность не может быть определена через индивидуальные особенности человека. Человек как личность характеризуется наличием у него собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований, определенностью жизненных целей, к достижению которых он стремится. Всё это делает его относительно устойчивым и независимым от чуждых ему влияний окружающей среды. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения.

Центром развития личности в этой связи является сознание, включающее в себя как интеллектуальные, так и аффективные компоненты. В нем интегрируются все психические новообразования, определяя тем самым личность человека как «высшую психическую систему» [2].

Единицей исследования личности как целостной иерархической системы становится поступок. Понятие поступка отлично как от понятия действия (не обязательно включающего в себя внутреннюю мотивацию), так и от слишком широкого понятия деятельности. Поступок всегда предполагает особого рода активность субъекта. Он сопровождается борьбой мотивов и принятием решения, хотя во многих случаях эта борьба субъектом не осознается. Поступок потому и характеризует личность, что он осуществляется в соответствии с победившим, устойчиво доминирующим в структуре данной личности мотивом. Проанализировав с этой точки зрения различные поступки, можно построить гипотетическую модель данной личности.

Говоря о том, что одиночество непосредственно связано с развитием личности и имеет связь с личностной активностью (специфически стимулируя еe или блокируя), с социализацией и индивидуализацией личности; непосредственно — с рефлексией; с ориентацией на свой внутренний мир; с самопознанием; с переживанием — этот ряд может быть продолжен, мы рассматриваем и сам феномен одиночества, и его генез как эффект личностного развития. Другими словами динамика развития одиночества как личностного феномена будет если и не тождественна, то прямо зависима от развития личности. Именно это предположение позволяет нам уйти от традиционного взгляда на одиночество как специфическую производную социально-коммуникативных процессов, понимая переживание одиночества как ядро феномена одиночества личности.

Если вслед за Л.С. Выготским рассматривать переживание не в контексте эмоциональных процессов, а как единицу сознания, то переживание одиночества выступает в этой связи сущностной характеристикой личности.

Отправной точкой настоящего исследования является понятие переживания, как оно задано в контексте культурно-исторической психологии. Переживание, по определению Л.С. Выготского — единица, в которой в неразложимом виде представлена, с одной стороны, среда (то, что переживается), с другой стороны, представлено то, как переживается. Л.С. Выготский рассматривает переживание как деятельность по перестройке психологического мира, направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием. Переживание имеет формальные (структурные) и содержательные аспекты. Культурно-исторический анализ его формальных особенностей позволяет выделить две исторически различные формы переживания: дискурсивную, связанную с абстрактным мышлением и ставящую своей целью выявление каузальных взаимосвязей, и мифологическую, связанную с «первобытной» системой семантизации. Отталкиваясь от этой позиции, мы можем рассматривать одиночество в контексте переживания (переживание одиночества), сводя в единую систему собственные субъективные представления и ощущения человека в связи со спецификой мировосприятия и развитием ряда личностных процессов — таких как рефлексия, самосознание, я-концепция — и факторы внешней социальной среды, способствующие актуализации переживания одиночества, формирующие условия позитивизации и негативизации данного переживания.

А.Г. Асмолов насчитывает три значения, в которых психологи используют термин «переживание» [3].

  1. Переживание трактуется как «любое эмоционально окрашенное явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни». Не обращая внимания на различие между переживанием и переживаемым, автор уточняет, что переживание не исчерпывается аффективным состоянием, а представляет некий синтез знания и отношения.
  2. Понимание переживаний как стремлений, желаний и хотений, непосредственно представляющих в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым принимающих участие в детерминации процессов деятельности. Стремления, желания, хотения — как формы переживания — отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбора и отвержения целей, к которым стремится субъект.
  3. Переживание как особая форма деятельности, возникающая в критической ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов и планов его жизни, крушения идеалов и ценностей. Результатом этой деятельности является преобразование психической реальности.

Указанные три значения термина «переживание» можно попытаться связать друг с другом, опираясь на концепцию развития высших психических функций, разработанную Л.С. Выготским. Теоретически к переживанию можно подойти как к любой другой психической функции, которая в онтогенезе развивается от непроизвольных и непосредственных форм к высшим формам, имеющим статус действия или деятельности (что Л.С. Выготским названо «высшей психической функцией»). Такая постановка вопроса открывает широкие возможности для различения нескольких генетических форм переживания, а также для поиска культурных средств овладения переживанием как в онтогенезе, так и в историческом филогенезе.

Особый интерес представляет этап перехода переживания в свою высшую форму. Очевидно, что этот этап связан с развитием рефлексии и понятийного мышления. Есть основание для заключения, которое сам Л.С. Выготский в явной форме не сделал: развитие переживаний в онтогенезе следует по общему, магистральному для высших психических функций пути. На определенном этапе происходит интеллектуализация переживаний (т.е. рефлексивное осознание и овладение ими), и в результате субъект получает возможность более или менее успешно осуществлять сознательную саморегуляцию переживаний [4].

Возникновение интеллектуализированных переживаний делает возможным дальнейшее развитие личности.

Переживание одиночества находит свое отражение во всех содержательных личностных процессах и характеристиках, и, так же как и самая личность, развивается, видоизменяясь и трансформируясь. Основываясь на представлении Л.С. Выготского о переживании и его месте в структуре личности, мы вправе говорить о том, что переживание одиночества есть сущностная характеристика личности. Это — то базовое переживание, которое сопровождает процесс личностного развития, спрягаясь с наиболее значительными личностными содержательными переменными (самосознанием, рефлексией, оформлением «я»), прямо определяет характер развития личности и степень личностной зрелости.

Рассматривая, по Л.С. Выготскому, интеллектуализацию как процесс движения от ощущения к пониманию, подчинения когнитивному контролю рефлексивного процесса, в конечном итоге приведения рефлексивных образов переживаний к понятиям, мы можем говорить о переживании одиночества как о двусоставном процессе. В этом случае до момента интеллектуализации переживания в процессе рефлексивного осмысления мы будем иметь дело с комплексом эмоциональных ощущений и аффектов, своеобразным «сырым материалом» для рефлексии и на определенном этапе онтогенеза — собственно с рефлексией, которая в этом случае будет выступать как механизм исследования и (далее) структуризации переживания. Рассматривая эмоционально-аффективный компонент переживания одиночества, мы фактически будем говорить о специфическом эмоциональном комплексе. Мы можем представить переживание одиночества как мотивационный феномен, имеющий адаптивные функции. Рассматривая аффективно-когнитивное взаимодействие как содержательный процесс в рамках рефлексии, мы говорим о том, что сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, за которой стоит более глобальная личностная черта. В нашем случае она является сущностной характеристикой личности. Переживание одиночества также специфически влияет на все личностные процессы, актуализируя их, выступая в одних случаях как катализатор (с взаимовлиянием рефлексии и переживания одиночества связан процесс личностного взросления), в других как стабилизатор — для самосознания.

На сегодняшний день могут быть выделены несколько содержательных аналогов термина «одиночество»: уединение, отчуждение, изоляция. Однако, рассматривая переживание одиночества как характеристику личности, мы имеем право говорить о том, что все эти аналоги репрезентируют формы проявления акцентуализированного переживания. С этой точки зрения переживание одиночества представляет собой тот механизм отношения личности к непосредственному (уединение, изоляция) или опосредованному (отчуждение) изменению характеристик социального пространства–времени, который определяет степень и форму индивидуальной психологической адаптации к этим изменениям.

Рассматривая переживание одиночества как личностную характеристику, необходимо говорить о том, что данное переживание обладает собственной структурой, которая представлена следующими основными звеньями: первичная реакция одиночества (в виде ощущения дискомфорта на фоне психотравмирующей ситуации) — оформление переживания, его интеллектуализация — процесс проживания специфического переживания (состояние одиночества) — следствия интеллектуализированного переживания.

Возвращаясь к мысли о двусоставности процесса переживания одиночества, отметим, что в ходе интеллектуализации аффективная составляющая этого процесса есть «полевое» переживание, возникающее в момент осознания одиночества. Это — собственно пере-живание. Вторая составляющая — динамическое про-живание процесса. Речь идет о формировании на основе интеллектуализированного переживания особого состояния и его сознательном анализе — рефлексии, позволяющей углублять и разнообразить переживание, переводя его в конкретные формы. Исходя из этого можно выделить три формы переживания одиночества, которое проявляется в виде:

  • реактивного неосознаваемого, невербализированного кратковременного — «моментного», точечного переживания;
  • интеллектуализированного переживания со сменой фаз активации аффекта под влиянием саморефлексии (экзистенциализация переживания) или факторов социальной среды — «дискретной» формы;
  • интеллектуализированного переживания с постоянной (закрепленной) аффективной активностью — «хронической» формы (по сути это — фоновый процесс).

В отношении последнего необходимо пояснить, что закрепленная аффективная активность в рамках переживания одиночества, по нашему предположению, обусловливается психотравматическими факторами.

Анализ интеллектуализации переживания одиночества позволяет зафиксировать собственное содержательное значение, которое приобретает это переживание. Переживание одиночества может рассматриваться как связующее звено между опытом внутренним (самообщения, самоанализа и самонаблюдения) и опытом внешним (непосредственного общения и наблюдения). Более того, переживание одиночества на «внутрииндивидном» уровне (собственно личностный процесс) объективируется в виде специфической социальной ситуации на внешнем уровне и образует, таким образом, систему особого контроля индивидуального поведения в коммуникативной деятельности. Иначе говоря, переживание одиночества как сущностная характеристика личности является тем глубинным механизмом, который регулирует (на основе мотивации действия) систему коммуникативных связей. Идя дальше, следует отметить, что переживание одиночества будет представлять собой тот индикатор, согласно которому социальный контакт определяется как желаемый (нужный), нежелаемый, возможный или исключенный. Фактически мы говорим о том, что индивид с позиции собственного понимания трансформирует переживание одиночества в ту ситуацию, которую создает. Привнося собственное индивидуальное переживание в ситуацию социального контакта и соотнося его с переживанием другого, он проверяет тем самым себя, другого, а также устойчивость (стабильность) самой ситуации общения. Тем самым переживание одиночества, являясь регулятором общения, одновременно выполняет функцию контроля субъектной значимости. С этой позиции субъект будет для другого значимым при условии, что в его обществе переживание одиночества не актуализируется, а негативные аспекты одиночества не проявляются. Переживание одиночества, безусловно, тесно связано и с общением, и с деятельностью, поскольку зависимо от того и другого. Но зависимость эта проявляется не по отношению к собственно переживанию и процессу проживания, а к качеству этого процесса, степени его норматизации. В этом смысле в рамках переживания-проживания одиночества мы можем рассматривать следующие зависимости:

  1. при достаточном общении и включении в деятельность (удовлетворенности результатами этой деятельности) проживание одиночества носит нормативный характер;
  2. при нарушении общения или деятельности проживание одиночества приобретает черты патологического процесса, а само состояние одиночества может рассматриваться как хроническое негативное (несущее в себе тенденцию к формированию патологии характера, личности или психопатологии).

Рассматривая представления Л.С. Выготского о самосознании, необходимо отметить, что обычно самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человека, отделяя при этом самосознание как сторону, аспект сознания. Для обозначения этого он использовал термины «рефлексия», «самосознание» (употребляемый здесь в широком смысле), «интроспекция». Согласно Выготскому, самосознание — это социальное сознание, перенесенное вовнутрь, а память — та основа, которая сохраняет целостность самосознания, неразрывность и преемственность отдельных его состояний. Для объяснения механизмов преобразования внешних отношений во внутренние Выготский использовал представление об интериоризации. Выготский отмечал, что возникновение самосознания означает в то же время переход к новому типу развития — саморазвитию (сознательному, осмысленному управлению собственным развитием), «самооформлению».

Представляя самосознание аспектом сознания, Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конституирующей характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появлением самосознания. Важным моментом в развитии рефлексии служит возникновение способности к вербализации поведения, которая выступают, по Выготскому, основой развития самосознания и высших волевых регулирующих механизмов.

Эти положения теории Л.С. Выготского послужили основанием для выделения стадий развития переживания одиночества в онтогенезе.

I. Возникновение одиночества (досознательный период). Данный этап фактически соотносится с ситуацией рождения ребенка и первыми месяцами жизни. На этом этапе в зависимости от различных социальных условий и факторов одиночество либо

«оформится», конкретизируясь, проявляясь как значимое, но не осознаваемое состояние, либо будет протекать латентно. В основе переживания одиночества, как и печали, лежит естественная травматизация, связанная с фактом рождения. Однако в отличие от печали одиночество не прерывает свое развитие и становится состоянием «накапливающимся», заново актуализирующимся, переходящим в хроническое

«Хроническое одиночество» — практически непрерывное ощущение (переживание) одиночества в его актуализированной форме. «Острое одиночество» — момент переживания одиночества в форме аффективной реакции, в рамках социальной ситуации или в связи с актуализацией этого переживания.

На первой стадии своего формирования одиночество еще не является собственно ощущением. Переживание и, тем более, состояние, может иметь различную длительность в зависимости от следующих факторов: а) степени прирóдовой физиологической травматизации (которая обусловлена первичным физиологическим состоянием новорожденного и роженицы); б) уровня удовлетворенности первичных базовых потребностей и потребности в эмоциональном принятии, фактического уровня выраженности деривации.

Если эти факторы начинают играть значимую роль в жизни ребенка, происходит так называемая досрочная актуализация переживания одиночества. По нашим данным, ранняя актуализация переживания одиночества является прямой предпосылкой формирования (при сохранном интеллекте) ранней (ускоренной, досрочной) психологической зрелости в период детства.

II. Стадия первичной (неполной) вербализации. Она характеризуется тем, что аффективные реакции находят свое преломление в сознании. Проявления эмоционального дискомфорта носят единичный, кратковременный характер. Актуализация переживания представляет собой процесс нерефлексируемого переживания преимущественно негативной окраски в рамках действия внешних неблагоприятных факторов, таких как психологический дискомфорт в микросоциуме, ситуация неуспеха в общении и деятельности, социально-психологическая дезадаптация.

Данный этап является отправной точкой в активизации собственной динамики одиночества. С этого момента одиночество развивается в одной их двух форм: как непрерывное (хроническое, фоновое) или дискретное. Необходимо отметить, что в случае дискретного проживания одиночества периоды, в которых оно не переживается остро (периоды эмоциональной ремиссии) могут быть достаточно продолжительны. Здесь мы говорим о реактивном процессе, результатом которого является формирование состояния одиночества. Уже сформированное состояние в дальнейшем может трансформироваться в ряд ситуативных эмоционально-аффективных реакций, которые, в свою очередь, со временем способны вновь сложиться в относительно устойчивый комплекс. Будучи встроенным в рамки определенного социального контекста, данный комплекс может приобретать характер устойчивого состояния.

III. Стадия частичной вербализации. Она является наиболее значимой в развитии одиночества. На этой стадии происходит смыкание аффективного и когнитивного компонента, переживание принимает рефлективный характер, начинает осознаваться как специфическое. Именно с этого момента процесс развития одиночества приобретает двуединый и двунаправленный характер, т. е. в процессе осознания и последующей рефлексии переживание начинает рассматриваться как положительное или отрицательное в разные временны´е промежутки. Кроме того, индивид приобретает возможность управления собственным внутренним состоянием. Говоря о формировании регуляции переживания одиночества, мы прежде всего имеем в виду умение оценивать и корригировать негативные следствия этого переживания (в том числе в условиях патологии развития личности, хотя здесь имеются определенные ограничения).

Наряду с рассмотренными этапами могут быть выделены также предкритическая, критическая и посткритическая стадии развития одиночества. Их правомерно идентифицировать как отдельное состояние — «кризис одиночества». Вместе с тем этот кризис выступает лишь стороной процесса развития одиночества в целом как вектора общего развития личности.

Предкритическая стадия развития переживания одиночества является закономерным следствием непрерывного динамического процесса при следующих условиях: 1) нарастающее по протяженности переживание одиночества; 2) нарастающее по качеству переживание (интенсификация одиночества). Предкритическая стадия проявляется в росте внутреннего психического напряжения с одновременным обострением ощущения эмоционального дискомфорта. В итоге на соответствующем социальном фоне последнее достигает максимума и «разрешается» в кризис.

Критическая стадия соотносится с понятием «кризис личности». Она выражается в предельно остром эмоциональном переживании. Кризис одиночества — результат длительно накапливающихся событий, ситуаций, ощущений, состояний. В основе данного симптомокомплекса лежат тревожность, заниженная самооценка, эмоциональная нестабильность, низкая стрессоустойчивость.

На посткритической стадии находит свое разрешение общий кризис личности. При благоприятном исходе кризиса интенсивность переживания одиночества значительно ниже, чем на предыдущих этапах.

Анализ переживания одиночества в возрастной перспективе на основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского будет представлен нами в виде отдельной публикации.

Литература

  1. Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. №1.
  2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  4. Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. 1998. №3.

Источник: Слободчиков И.М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2008. №3. С. 32-42.


11 октября 2021 года Илья Михайлович Слободчиков, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психолого-педагогического сопровождения развития творческой личности Института художественного образования и культурологии РАО, ведущий научный сотрудник, руководитель лаборатории инновационной деятельности Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского государственного университета пищевых производств, профессор режиссёрского факультета Всероссийского государственного института (университета) кинематографии им. С.А. Герасимова, психотерапевт, режиссер, литературовед, празднует юбилей. «Психологическая газета» поздравляет Илью Михайловича и желает, чтобы все желанное и задуманное сбывалось самым лучшим образом!

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»