16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Елена Олеговна Смирнова

Елена Олеговна Смирнова

01.11.1947 - 03.02.2020

Доктор психологических наук, профессор.

Руководитель центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Основатель и руководитель Центра игры и игрушки (Москва).

Член двух специализированных диссертационных учёных советов. Эксперт научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт — республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Член редсовета журналов «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», член редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание».

Член Российского психологического общества, Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). 

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников». В 1992 г. — докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей».

В 1993–2009 гг. возглавляла лабораторию психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В 2004 г. стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете.

Научная и практическая деятельность.

Научные интересы: детская психология, психология развития, психология игры и игрушки.

Е. О. Смирнова является автором оригинальной концепции развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

Под руководством Е.О. Смирновой разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Основные публикации:

  • Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  • Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.
  • Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  • Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. — СПб., «Питер», 2009.
  • Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  • Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
  • Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. — М.: Дрофа, 2006.
  • Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. — М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. — М.: «Лосоносовъ», 2009.
  • Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. — М.: ЭКСМО, 2010.

?Награды:

  • Медаль К. Д. Ушинского
  • Медаль Г. И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» II степени (2001 г.)
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2002 г.)
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005 г.)
  • Премия правительства Российской Федерации в области образования (2011 г.) за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»