18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024
Навыки персональной безопасности для детей до 11 лет

О возможностях обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста навыкам персональной безопасности рассказала Наталья Михайловна Кий, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Белгородского института развития образования, преподаватель Института практической психологии «Иматон», специалист в области реабилитации и коррекции поведенческих нарушений у детей и подростков с опытом практической работы более 30 лет.

По данным МВД конца 2019 года, за 5 лет рост преступлений против детской личности составил 42%. Эту цифру глава Следственного комитета Александр Бастрыкин назвал «ужасающей». Столь непривычная экспрессия в устах человека, связанного с властью в силовых структурах, говорит об особенно острой значимости этой проблемы.

Уполномоченный по правам ребёнка в РФ Анна Кузнецова предоставляет нам данные за май 2020 года. В докладе сказано, что в 2019 году число насильственных действий сексуального характера по отношению к детям увеличилось на 13,9%, развратных действий — на 35,9%.

Число изнасилований, совершаемых подростками по отношению к детям, снизилось, но частота развратных действий выросла на 45,4%. Эта кричащая цифра сигнализирует об изменениях в социуме, негативно влияющих на формирующуюся сексуальность детей, о нарушении норм психосексуального развития.

Как отмечают исследователи В.В. Абраменкова, И.Я. Медведева, происходит сексуализация детского сознания. На их взгляд, контент с центральных каналов демонстрирует нам извращённые, нездоровые отношения между людьми: это ток-шоу с признаками вуайеризма, эксгибиционизма, душевного стриптиза. По мнению психиатров, изначально здоровые люди с экранов телевизора проявляют поведенческие реакции, свойственные психически больным людям.

Также Анна Кузнецова обращает внимание на рост порно-контента с участием детей в Сети более чем в 2 раза. Подобные ролики могут разрушить ядро личности ребёнка, посмотревшего его.

Если мы посмотрим на ФГОСы, то увидим, что в них сформулированы требования об основах безопасного поведения детей в социуме, защиты от любых видов насилия. Как же эти задачи выполняются сегодня в российском образовании? Что мы с коллегами можем предложить для решения этой проблемы?

Вышеупомянутые цифры свидетельствуют о том, что преступления против половой неприкосновенности детей выросли как никогда ранее. Эти преступления характеризуются особенными качествами:

  • склонность к рецидиву,
  • прогрессирующая тяжесть,
  • высокая латентность вследствие просоциального поведения преступника в быту.

Встречаются разные типы преступников, совершающих противозаконные действия против детей:

  • педофилы (расстройство сексуальных предпочтений) — 10–20%,
  • регрессоры (руководствуются тем, что дети — легкодоступный объект для удовлетворения сексуальных потребностей) — 70–90%,
  • социопаты (дети — объект вымещения злобы).

В обществе очень много мифов на эту тему: например, люди соотносят гомосексуализм с педофилией, подпитывая гомофобные настроения в обществе. Настоящих педофилов немного. Это люди с истинным расстройством сексуального предпочтения. Остальные преступники имеют другие мотивы совершения преступления.

Есть два способа, с помощью которых совершается сексуальное насилие в отношении детей. Это физическое нападение — «прямой способ» и «мирный способ», реализуемый через растление, совращение, манипуляции.

Преступник, как и все вокруг, боится наказания, разоблачения, поэтому ему значительно проще выбрать жертву с высокой виктимностью: ребёнка, который легко поддаётся манипуляциям и уговорам. Кстати, чаще детей вовлекают в сексуальные действия без прямого физического насилия.

Каким образом преступники разрушают нормативные установки ребёнка? Это происходит через апелляцию к норме через:

  • просмотр порно,
  • совместное обнажение,
  • обращение к примерам из жизни великих людей,
  • сексуальные игры,
  • отрицание насилия.

Манипуляции для растления детей могут быть не только «мирными», но и включать в себя угрозы, запугивания. Фантазия преступников безгранична, вот последний пример из моей практики: к шестилетней девочке на детской площадке подошёл подросткок 12 лет, представился другом брата-ровесника и сказал, что тот попросил проводить её до дома. В результате ребёнка увели с площадки и она чуть не стала жертвой преступления.

Несколько выдержек из реальных уголовных дел:

  • «приглашал домой девочек 13–15 лет...»;
  • «заманивал девочек 5–11 лет из неблагополучных семей...»;
  • «подошёл к группе подростков 11–12 лет, предложил пива...».

Мы видим глаголы, говорящие о «мирном» взаимодействии, «доброжелательной» манипуляции.

Виктимологи говорят, что решение о возможности совершения преступления принимается в первые 7–10 секунд контакта с жертвой. Мы обладаем ресурсом в виде этого времени, за которое можно успеть его остановить. Этот контакт происходит чаще всего днём, в людном месте, с достаточными возможностями для спасения ребёнка.

Уполномоченный по правам детей Павел Астахов говорил о том, что в мире ещё не создана система, которая полностью защитит ребёнка от преступных посягательств. Но снизить риски насилия мы можем.

В обобщённом смысле виктимность — это психологическое качество личности, способствующее или препятствующее попаданию её в роль жертвы.

Дети обладают повышенной виктимностью в связи со следующими факторами:

  • отсутствие жизненного опыта,
  • безусловная вера в слова взрослого,
  • любознательность и доверчивость,
  • установка социума на подчинённую позицию ребёнка перед взрослым.

Первые пункты относятся, как правило, к дошкольникам. В отличие от детей, современные подростки гораздо менее доверчивы. Они обладают адаптивной критичностью, то есть привычкой критически оценивать информацию в Сети, в рекламе. Это термин московского психолога Александра Шувалова.

Итак, основные программы обучения детей 3–11 лет безопасному поведению:

  • «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой,
  • «Основы безопасности жизнедеятельности» Р.Б. Стёркиной,
  • раздел в курсе «Окружающий мир».

В детском саду, в начальной школе уделяется достаточно много внимания обучению детей правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, безопасности в быту, поведения в случае природных катаклизмов, террористических актов. А персональной безопасности детей посвящены один-два урока.

Персональная безопасность ребёнка — безопасность, связанная с его телом, половой неприкосновенностью и имуществом. То есть она затрагивает всё, что касается конкретной подрастающей личности.

Опираясь на мнение Полы Статмен, мы выяснили, что к 7 годам ребёнку необходимо 26 навыков персональной безопасности. На данный момент по учебной программе у детей к этому возрасту формируется не более 11.

Каким образом детей обучали и продолжают обучать персональной безопасности в детских садах? Сейчас это обучение происходит по программе «Опасный незнакомец», она пришла к нам из США. Программа включает в себя проработку четырёх «не»:

  • «не отвечай незнакомцу!»,
  • «не ходи никуда с незнакомцем!»,
  • «не садись в машину незнакомца!»,
  • «всегда говори незнакомцу “нет”!».

Что говорит нам стратегия «Опасный незнакомец», которая по-прежнему в приоритете в детских садах? Она утверждает, что незнакомец — это тот, которого не знаю я и мои родители. Все незнакомцы — опасные. Мир полон опасных незнакомцев, поскольку большинство людей мы не знаем лично.

При формировании навыков по этой стратегии используются запреты: не ходи, не отвечай, ничего не бери. А также запугивающие слова, тон и мимика, ключевое здесь — это опасность.

Последствия использования стратегии «Опасный незнакомец»:

  • невротизация ребёнка,
  • незащищённость, так как большинство преступлений совершают знакомые люди (друзья семьи, отчимы, дальние родственники),
  • боязнь обращения за помощью к незнакомым людям,
  • новые способы совершения преступлений возникают быстрее, чем конкретные запреты,
  • усвоенный навык работает только в учебной ситуации.

Если ребёнок потерялся на улице, к кому он должен обратиться за помощью? Конечно, к взрослому незнакомому человеку.

Мы должны научить детей правильному определению людей, к которым в первую очередь следует обратиться за помощью. Это, например, люди в форме, люди на рабочем месте и женщины с ребёнком. Вместо этого мы блокируем этот навык, фактически лишая ребёнка возможности искать помощь от взрослых.

У меня в практике был случай, когда мужчина похитил девочку, вёз её на машине со случайным шофёром. Девочка плакала. Водитель поинтересовался, почему она плачет, а преступник ответил что-то несвязное про разлуку девочки с мамой. У ребёнка была блокирована потребность обращения за помощью. Важно научить ребёнка произносить основную информацию о себе, также нужно обучить его навыку произнесения готовых выученных фраз.

Регулярно возникают риски, связанные с новыми способами преступлений: это использование детей в порноиндустрии, детская проституция, похищение детей с целью выкупа, разведывание через детей информации о родителях, манипулирование с целью шантажа родителей. И в новых условиях стратегия «Опасный незнакомец» не только бесполезна, но и вредна.

Есть альтернативная стратегия, которую предлагаем мы с коллегами. Надеюсь, что нам удастся реализовывать этот проект в детских садах Белгородской области. Стратегия называется «Воспитание уверенного, но осторожного ребёнка» или «Уверенность и осторожность».

Эта стратегия учит ребёнка тому, что в целом мир дружелюбный, но в нём есть отдельные опасности и, если ты будешь соблюдать правила, то опасности можно избежать.

Мы убираем слово «незнакомец», который ранее был синонимом «опасного». И вводим новое слово «чужой», синоним слова «посторонний». То есть он не плохой, не страшный, он просто посторонний. Любой человек, знакомый или незнакомый, если он не член семьи, — чужой. Единственная безопасная группа дошкольника — близкий круг семьи. Все остальные, даже приходящие в гости, — это чужие люди.

Когда ребёнок вырастает (старший дошкольник или младший школьник), круг «своих» людей расширяется. Тогда мы вводим новый навык, который называется «безопасный список». В него входят люди, которым родители могут лично доверить тебя: с кем можно сходить в кино, пойти в поход, поехать на дачу.

Ещё один важный, практически не применяемый в России навык — «семейный пароль», который знают только люди из безопасного круга. Он хорошо работает для школьников и подростков.

Мы проводили эксперимент в детском саду: дошкольники из подготовительной группы рисовали нам безопасный список, состоящий из людей, которым доверяет ребёнок и его родители. Затем мы задавали тот же вопрос родителям. Потом шли к администрации детского сада и смотрели на количество заявлений, написанных на людей, которые могут забрать детей. В идеале эти три списка должны были совпасть в среднем на 90%: у детей и родителей — на 100%, с администрацией — на 80–90%. Выяснилось, что эти списки не совпадают. От того, насколько они не совпадают, мы можем сказать об уровне виктимности ребёнка.

Преступники изобретают всё новые и новые способы для вступления в вербальный и тактильный контакт с ребёнком. Невозможно придумать правило под каждый преступный замысел. Мы же предлагаем «правило зонтика», которое учит накрывать сразу десятки потенциально опасных ситуаций. Важно, что при обучении не должны использоваться запугивающие тон, слова и мимика — только разъясняющие.

Картинки, которые предлагаются в современном пособии для дошкольников, как раз направлены на запугивание, преступник на них изображён страшным и подозрительным человеком, что редко соответствует действительности. Их можно использовать только с диагностической целью, с обучающей — невозможно. Предупреждения вроде «осторожней будьте, милые ребята, незнакомым людям доверять не надо» в моменте, когда нужно самому обратиться к взрослому за помощью, порождают в ребёнке невротизацию.

В нашей программе мы используем другую картинку и стихотворение:

«Чужой дядя дарит куклу,
Улыбается, спешит.
Ты скажи: возьму игрушку,
Если мама разрешит.

Чупа-чупс большой и вкусный
Предлагает он тебе,
Просит он спасти котёнка
И помочь ему в беде.

Нет, скажи, спасибо, дядя,
Мама этому не рада,
Она смотрит из окна
Мне уже домой пора».

В тексте представлено сразу три разных ситуации с потенциальной угрозой для ребёнка. На иллюстрации изображён незнакомец совершенно не страшный, якобы добрый человек. Так это обычно и происходит в жизни.

Пользуясь «правилом зонтика», ребёнок сможет перекрыть сразу множество возможных угроз. Стихотворение учит тому, что в первую очередь ребёнок должен спросить разрешения у мамы. Важно научить его прямому, уверенному ответу. Иными словами, это отработка не запрета, а правила.

Также важно отработать с ребёнком навык сообщения о необычном. Дети обладают отличной интуицией, ориентированной на распознавание необычного поведения взрослых. Что можно отнести к странному поведению? Необходимо приучить ребёнка к тому, что взрослый не должен обращаться к ребёнку за помощью, спрашивать его адрес, уточнять время. Взрослый должен просить помощи у взрослых.

Следующий навык — «доклад о передвижениях»: «Где, куда хожу — маме расскажу!» Для самых маленьких — это навык быть на виду.

Специалист в области детской безопасности, профессор, полковник полиции Юрий Дубягин, написавший книгу-бестселлер «80 способов защитить детей от преступника», много лет занимался поисками пропавших детей, основал группу «РОДЕРО». Он неоднократно делился историями из своей практики. Например, однажды на одном из оживлённых пляжей Краснодарского края мама отвернулась от ребёнка на несколько минут, чтобы взять кошелёк. Когда она обернулась, сына уже не было рядом. Подняли весь пляж, вызвали водолазов, охрану, искали везде, но мальчик пропал бесследно. Или история с Чикатило: он напал на семилетнего ребёнка днём около оживлённого пляжа. Простой навык — «доклад о передвижениях» — может спасти жизнь.

Помимо прочего, необходимо приучить ребёнка к тому, что у него не должно быть секретов от родителей, и если чужой человек призывает разделить с ним общую тайну — это ненормально.

Ещё один навык, более специфический, — это «словарь тела». Он подразумевает умение называть свои интимные части тела так же спокойно, как и все остальные. Он может формироваться только в семье или в детском саду под руководством психологов. Этот навык учит ребёнка правильно называть, что с ним произошло, и понимать, какие части тела строго неприкосновенны.

К путям и способам формирования у детей навыков персональной безопасности можно отнести:

  • обучающие и развивающие игры,
  • моделирование ситуаций,
  • использование режимных моментов,
  • родительские собрания-практикумы,
  • спортивные праздники,
  • театр безопасности.

Для профилактики опасных ситуаций необходимо воспитывать в ребёнке качества, уменьшающие виктимность: как психологические, так и физические. Психологические качества развивают игры на тренировку внимания, интуиции, самообладания, противостояния манипуляциям. Физические — развитие ловкости, навыков контроля дистанции, бега с ускорением и многое другое.

Более того, нужно самостоятельно изучать литературу по теме, в частности, ознакомиться с книгой Полы Статмен «Как вы защищаете вашего ребёнка?». Родители должны быть мотивированы на обучение детей навыкам персональной безопасности.

19 сентября в Институте «Иматон» Наталья Михайловна Кий проведёт вебинар «Навыки персональной безопасности: как защитить детей от преступных посягательств взрослых?». Стоимость участия существенно снижена за счёт внутренних ресурсов Института в связи с социальной значимостью программы!

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»