16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Киберсоциализация детей и подростков

Над проблемой киберсоциализации детей и подростков размышляет Елена Бахадова. Она предлагает задуматься, как сохранить гуманистические ценности, плодотворно жить в «мире цифры» и научить детей безопасному поведению в интернет-среде.

Елена Викторовна Бахадова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник ФГБНУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, специалист в области детской и семейной психологии, вопросах отклоняющегося и зависимого поведения детей и  подростков, в том числе связанного с распространением цифровых технологий, работает с использованием методов нейропсихологической коррекции, артпедагогики и арт-терапии, песочной терапии. 

«Мир сильно изменился, и мы за ним не «поспеваем»… Меньше чем за полвека технический прогресс прошел путь от синхрофазотрона до гаджета и чипа, мир сильно ускорился и получил новые возможности.

Даже если внешне мы вполне респектабельны, хорошо владеем новыми технологиями, то наше «психе» – душа, которую трудно оценить изнутри, то поет, то плачет: чувствует, не оценивая себя, она — подлинный, невероятно красивый камень-самоцвет, но ему всегда нужна оправа, форма существования в действительности, а значит адаптация и социализация во времени, пространстве и обществе. Появление интернета и цифровой среды настолько сильно изменило картину мира, что человек как явление уникальное, разумное и свободное начинает «пасовать» и, обретая как новые возможности, так и новые опасности, теряет себя и свою уникальность и человечность!

На сегодняшний день это предмет жарких споров как в науке, так и в жизни, а в самой жизни скорее предмет драм, а иногда и трагедий. Перефразируя В. Гумбольдта, мы говорим, что в наше время «не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком».  

Появление смартфона в руках у полуторагодовалого ребенка стало менять его психологию и когнитивное развитие. Скоро мы будем иметь нового человека, но не будем знать, как с ним общаться, как воспитывать, как передавать общечеловеческие и гуманистические ценности. Интернет-зависимость, игромания, кибер-буллинг, виртуализация сознания и связанная с ней диффузная идентичность, клиповое мышление – вот то, что уже вышло на поверхность, но это только вершина айсберга. 

Профессиональному педагогическому, психологическому, родительскому, да и всему гражданскому сообществу необходимо выработать свое точное отношение к явлению цифровой или кибер- социализации подрастающего поколения. Для сохранения основополагающих принципов глубинного развития личности необходимо осмыслить и научиться целенаправленно развивать у детей и подростков навыки безопасного поведения в интернет-среде, навыки этичного использования пространства интернета и общения в нем, навыки цифровой гигиены. Для выработки профессиональной и осознанной позиции необходимо понимание научно-обоснованных позиций и практико-ориентированных подходов в воспитании и обучении подрастающего поколения в условиях цифровизации жизни. Нужен Великий переход от эпохи Гутенберга к эпохе Цукерберга, но без потери Человека! 

Сегодня все хотят быстрого интернета, быстрых и максимально систематизированных знаний, легких решений без усилий или лайфхаков. Но все, кто так живет, уже почувствовали, что жизнь в постоянном лайфхаке невозможна и не состоятельна. По своей глубинной природе человек нуждается в осмысленной жизни с опорой на внутреннюю философию».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»