Доклад кандидата психологических наук, научного руководителя Института практической психологии «Иматон» Александра Иосифовича Палея состоялся в рамках VI Всероссийского фестиваля практической психологии «Где дни облачны и кратки...».
Перед началом доклада с приветственным словом выступила директор Института практической психологии «Иматон» Ольга Ивановна Муляр:
«Очень рада приветствовать вас в этом замечательном зале! Мы хотели в первый день фестиваля собраться в Институте «Иматон», но, к сожалению, наш актовый зал не вмещает всех участников. Мы рады, что нашли интересное место около Мариинского театра, Никольского собора – вдохновляющее, праздничное место! Этот зимний фестиваль не совсем традиционный, потому что первый раз в жизни «Иматон» свой день рождения, свою очередную круглую дату отмечает в формате такого крупного мероприятия. Компания «Иматон» появилась в 1990 году, вместе с первыми ростками психологической практики – первыми центрами профориентации, ППМС-центрами, психологами, психотерапевтами, тренерами. Все эти годы мы росли вместе с психологической практикой, все эти годы миссия компании – «Комплексное обеспечение психологической практики» – не менялась. Мы старались чутко реагировать на потребности наших коллег, мне кажется, что у нас это достаточно хорошо получалось. И сегодня я испытываю настоящую гордость за то, что психология сейчас, по сравнению с 90-ми годами, когда все это только начиналось, пронизывает все слои нашего общества. Не знаю, насколько это заметно непосвященному взгляду – людям, которые не находятся внутри психологического сообщества. Я уверена, что это так. В 21 веке психология вносит еще больший вклад, чем раньше, она влияет на качество жизни каждого человека, качество отношений, определяет глобальные перспективы человечества в целом. В эти годы, которые уже называют цифровой эпохой (мне кажется, психологи особенно ярко это чувствуют), становится понятно, насколько каждому человеку нужен другой человек, насколько сейчас остра потребность сохранить человеческое в каждом человеке. В связи с этим я глубоко, всем сердцем, разделяю слова Аркадия Борисовича Балунова, основателя Компании «Иматон»: «Космонавты и психологи – это профессиональная элита общества». Мне кажется достойной альтернативой нашей Вселенной, от которой захватывает дух, могут быть только таинственные глубины человеческой психики. Практические психологи с этими глубинами пытаются взаимодействовать, общаться, понимать их, для того чтобы делать мир лучше, светлее, человечнее…
Я вспоминаю Владимира Валентиновича Лоскутова – любимого ученика Л.М. Веккера. Этот человек потрясал своими глубинными знаниями основ разных направлений школ академической научной психологии. Один раз мы пригласили его в «Иматон» на заседание «Психологического клуба», где собирались психологи-практики, и мне было очень интересно, зачем он придет, что он может сказать этой аудитории. Он сказал: «Я пришел сюда, чтобы, во-первых, выразить восхищение, а во-вторых, удовлетворить свое любопытство. Мне очень хочется понять, каким образом вам удается делать то, чему не может найти объяснение академическая психология». Я с этими словами живу и с тех пор я действительно понимаю, что практические психологи – это те специалисты, которые делают очень важное дело, в условиях когда наша академическая наука психология не имеет полной единой теории. Это не плохо, это, наверное, специфика нашей науки, но это создает чрезвычайные сложности в работе практиков. Низкий поклон им, что они в таких условиях занимаются этим интересным делом по зову сердца и мне кажется, что они вносят огромный вклад в улучшение нашей жизни, в развитие нашего общества.
Все эти 30 лет мы старались сосредотачивать вокруг себя самых удивительных практиков, которые умеют совершать чудеса психологической помощи, несмотря на то, что нет единой теории. Практиков, которые прошли огромный путь. Мы их хотели сосредоточить вокруг себя, чтобы сделать их опыт, знания, понимание, методы, которыми они работают, достоянием всего психологического сообщества, чтобы наша психологическая практика эффективнее развивалась... Сегодня мы представляем вам тяжелую артиллерию – наших уважаемых заведующих кафедрами, людей, которые стоят во главе наших программ дополнительного образования. По разнообразию этих программ Институт «Иматон» не имеет, на сегодняшний день, себе равных. Практически все эти люди стояли у истоков того направления, которым они занимаются всю свою жизнь и до сих пор вносят огромный вклад в развитие области практической психологии, в которой живут и работают.
Первый, кому мы предоставим слово – замечательный Александр Иосифович Палей, который идет рука об руку с Компанией «Иматон» с 1998 года, с момента появления Института «Иматон». Он возглавляет старейшую кафедру Института – кафедру психологического консультирования, старейшую программу – «Психологическое консультирование: интегративный подход». Очень важно сказать о том, что А.И. Палей является представителем первой волны психотерапевтов, которые появились у нас в стране. В далекие 90-е годы был основателем, долгое время занимал пост президента первого общественного объединения психологов, психотерапевтов и тренеров, которое появилось в Петербурге – Ассоциации психотерапии и тренинга. 25 лет он руководит «Мастерской психотерапевтического консультирования», состоялись 25 выпусков специалистов, которые прошли эту замечательную школу. С 1998 года он руководит нашей программой дополнительного образования, состоялось 23 выпуска специалистов, которые разъехались по всей стране и пополнили отряд очень хороших грамотных профессионалов, которые оказывают людям психологическую помощь. Я не знаю с кем можно сравнить Александра Иосифовича Палея по глубине понимания и осознания, что же такое психотерапевтическая помощь, сам феномен психотерапии. Потому что это уникальное явление, он разделяется на множество школ и течений, и все они разные, это не научные теории и все они примерно одинаково эффективны, по-разному подходят к человеку и разными методами стремятся оказать ему помощь. В этой разноголосице понять, в чем же все-таки суть, сердцевина, самое главное, что работает в психотерапии, какие универсальные факторы помощи существуют, которые объединяют нас в каком-то едином пространстве, – за это ему низкий поклон. Я хочу вас ориентировать на страницу с описанием программы на сайте Института и персональную страницу Александра Иосифовича Палея в «Психологической газете», потому что там собрано множество интересных материалов – интервью, публикации, видеоматериалы, которые касаются глубоких и важных тем в психотерапии. Огромное спасибо Александру Иосифовичу за то, что он представляет вашему вниманию новую тему! Сегодня мы поговорим об этической позиции психолога-консультанта, о безусловном принятии, безоценочности в общении с клиентом, о том, как складываются отношения в реальном консультативном процессе, насколько достижима эта высокая цель, о диалектике психотерапевтической этики».
Александр Иосифович Палей: «Мой доклад называется «Безоценочная или/и этическая позиция психотерапевта. Трудная диалектика». Принцип безоценочности во многих учебниках по психотерапии и психологическому консультированию декларируется как один из главнейших. Если психотерапевт, консультант что-то открыто оценивает в отношении клиента – это плохо. Кстати, вполне такое оценочное суждение. Мне кажется, что этот принцип приобретает несколько догматичный характер, а догматичность для реальной живой практики, мне кажется, опасна, даже вредна. Такое мое оценочное суждение. Что на деле означает безоценочность в психотерапии? Какие ее аспекты представляются естественными, не сопряженными с особенными трудностями непосредственной реализации на практике, а какие кажутся весьма сложными и связаны с трудным выбором для профессионала – разрешением нетривиальных, можно сказать, диалектических противоречий?
Во-первых, что хочется сказать: принцип безоценочности на деле, на практике, очевидно, односторонен. Он касается только запрета на негативные оценки. Хвалить клиента можно. Более того, похвала, особенно если она искренняя и взвешенная, кажется вполне полезной и терапевтичной. Она подкрепляет самооценку клиента, улучшает терапевтический контакт, просто радует. Этого о негативной оценке, критике, конечно, не скажешь. Рискну сравнить своеобразную однобокость этого принципа с правилами высказывания на поминках, когда об усопшем либо хорошее, либо ничего.
Теперь о содержании оценивания, о его предмете. Понятно, что нельзя говорить клиенту, что он, по вашему мнению, плохо соображает, ленив или малопривлекателен внешне. Это психотерапевтическое хамство. Контролировать это ответственному профессионалу, мне кажется, не совсем трудно. По крайней мере, если клиент сам не запрашивает такого рода обратную связь.
Реальные трудности (которым и посвящен мой доклад) лежат в плоскости морали и нравственности. Может ли консультант говорить клиенту о том, что какой-то его поступок безнравственен? Принцип безоценочности здесь диктует, что этого делать нельзя, так как можно травмировать клиента, отпугнуть его, разрушить терапевтический контакт. Это очевидное вмешательство. Терапевт внедряется в ту область, куда его совсем не звали. Клиент пришел за психологической помощью, а не на воскресную проповедь или в полицию нравов, он готов платить именно за помощь, а не за моральные наставления. Но, с другой стороны, консультант испытывает что-то вроде негодования, праведного возмущения, протеста и так далее. Держать это при себе и не подавать вида – довольно трудно. Получается, что нужно изображать нейтральную безоценочную позицию, играть, фальшивить, может быть. Установлению реального терапевтического альянса это, конечно, вредит.
Я практикую 40 лет, много раз в своей практике я переживал эту дилемму: давать этическую оценку или сдержаться, отстраниться. Сказать, что у меня здесь есть какие-то ясные, четкие ответы – это было бы, конечно, неправдой. Но соображениями на этот счет все-таки я хочу поделиться. Одно из них, важное для меня и, наверное, совсем не оригинальное – то, что, по большому счету, нравственные императивы прагматичны. Стратегически они способствуют адаптации, они полезны. Например, с точки зрения филогенеза Homo sapiens, чрезмерный эгоизм – это вредное качество. Человечество выживает, адаптируется и развивается благодаря объединению людей. А это объединение возможно, если индивидуально-эгоистические стремления человека соотносятся с желаниями и интересами других. Что-то вроде социального интереса, по Адлеру. И поэтому «не убий, не укради, возлюби ближнего своего...» и тому подобное. Альтруизм, доброта, стремление помочь, с этой точки зрения, – адаптивные, стратегически полезные качества. А их противоположности, понятно, вредные. По крайней мере, в стратегической перспективе. Я думаю, что в микро-социумах, в которых живем мы и наши клиенты, эта закономерность тоже работает.
Противоречащее нравственности поведение через некоторое время оборачивается потерями для самого эгоистически ориентированного субъекта. Стоит ли об этом говорить с клиентом? Я думаю, что, во многих случаях, стоит. Но это предполагает, что терапевт переводит дискурс из сугубо этической и оценочной плоскости в как бы прагматическую. Это разговор о вероятных последствиях. О возможной плате в будущем, более-менее отдаленном, за эгоистические выгоды сейчас.
Что-то вроде фрейдовского принципа удовольствия и принципа реальности. Хочу особо подчеркнуть, что эти вероятные последствия – это не только внешние изменения, вроде друзей, которые почему-то перестали поздравлять с днем рождения, жены, которая отдаляется и не горит желанием заниматься сексом, детей, которые прогуливают школу, избегают близкого общения и грубят. Это и негативные внутренние переживания человека: чувство вины, угрызения совести, одиночество, самоуничижение и так далее…»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать