Письмо А.Г. Асмолова о заимствованиях в проекте конкурса «Золотая Психея» 2014 года комментирует доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, автор более 160 научных работ, член Экспертного совета конкурса Елена Ивановна Николаева:
Профессиональное сообщество не живет в изолированном пространстве. И психологи – не исключение. И если 25 человек из нашей Думы находятся в базе dissernet.org/ как люди имеющие диссертации, являющиеся абсолютным плагиатом, если министр культуры РФ практически полностью заимствовал чужую кандидатскую и в существенной мере докторскую, то трудно предположить, что простой психолог в какой-то момент не соблазнится легкостью написания такой научной работы и абсолютной безнаказанностью. Плагиатом считаются диссертации многих ректоров университетов, прокуроров, директоров школ и т.д. Более того, когда диссернет подает в суд документы, подтверждающие плагиат, суд не лишает этих людей их должностей. И в обществе нет идеи нерукопожатности в отношении таких людей.
Более того, чтобы пройти квалификационную комиссию должны иметь научные статьи учителя школ, воспитатели детских садов, профессиональные военные. Все это дискредитирует саму идею научной работы, если ее легко (без научного исследования, проведенного в соответствии с определенным стандартом) может сделать любой человек. У меня секретарь кафедры однажды спросила, как я пишу книги. Она предположила: «Вы ведь берете идеи из других книг и их объединяете?». Исчезло представление о том, что идея рождается в голове автора, а научная работа - это не компиляция цитат из трудов твоих предшественников.
Да и вузов, в которых готовят психологов, сейчас много. А особенность обучения, связанная с тем, что финансирование приходит со студентом, ведет к тому, что нельзя отчислить никого. Если ты ставишь неудовлетворительную оценку студенту, то лишаешь сотрудников кафедры куска хлеба. А потому фактически несешь ответственность за то, будет у другого преподавателя возможность кормить семью или нет. Не знаю, как другие профессора решают эту дилемму, я, каюсь, решаю ее в пользу сотрудников кафедры.
Резко возрастает вероятность того, что людям, получившим психологическое образование, не вполне соответствующее стандарту, живущим в обществе, где даже министр образования не чурается плагиата, кажется нормой заимствование из других источников.
Мне кажется, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый состоит в том, чтобы статью А.Г. Асмолова максимально перепостить (кажется, это слово уже вошло в обиход), послать в редакцию «Флинта», отправить в ректорат вуза, где работает этот человек (нет сил назвать его психологом). Нужно сделать его нерукопожатным.
Второй вариант состоит в том, чтобы работы новых авторов в варианте pdf предлагать одному из специалистов, связанных с тематикой работы (члену Большого жюри), чтобы он глянул работу на предмет плагиата и смог сделать свое резюме.
Третий вариант состоит в том, чтобы все работы, которые подаются на конкурс пропускать через программу «Антиплагиат».
Если не работают внутренние барьеры, приходится возводить внешние.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать