16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Основы музыкальной психотерапии

О том, кому помогает музыкальная психотерапия, нужно ли психотерапевту иметь музыкальное образование и какие качества могут помочь ему быть успешным специалистом рассказывает Сергей Михайлович Бабин - врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой психотерапии и сексологии СЗГМУ им И.И. Мечникова, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), руководитель русскоязычной группы Международного общества психологических и социальных подходов к лечению психозов, сертифицированный музыкальный психотерапевт Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия), ведущий авторской программы «Основы музыкальной психотерапии» (совместно с С.Ф.Случевской):

- Сергей Михайлович, для достижения каких результатов психологи используют музыкальную терапию?

-  Музыкотерапия способствует установлению коммуникации и альянса; освобождению психовегетативных реакций в процессе коммуникации; распознаванию и изменению моделей социального взаимодействия; наверстывающему развитию личности на основе преодоления возникших ранее болезненных проявлений психического дефицита; освоению действий, направленных на решение проблемы (Оберэгельсбахер Д., 2011). Музыкальная терапия показана в тех случаях, когда использование средств музыкального воздействия в лечении болезненных состояний и процессов, обусловленных заболеванием, задержкой и нарушением развития, либо кризовыми обострениями, дает наибольший эффект. Например, это могут быть: сильно ограниченная способность к коммуникации; повышенная потребность в катарсисе и регрессии; нарушенная или недостаточно развитая способность к пониманию речи; отсутствие способности к символизации; алекситимия; состояние тяжелейшей Я-дезинтеграции, работа с пациентами, находящимися в экстремальной экзистенциальной ситуации (Тиммерманн Т., Оберэгельсбахер Д., 2011).

- Для работы с какими клиентами музыкотерапия наиболее полезна?

- С клинической точки зрения музыкальная терапия может быть эффективна в работе с разными категориями клиентов. В лечении детей и подростков (психиатрия и психотерапия, а также неонатология): работа с новорожденными и недоношенными детьми в области неонатологии, синдром «кричащего ребенка», все формы эмоциональных расстройств, отклонений в развитии и поведении, все заболевания, связанные с детской и юношеской психиатрией. психотерапия и психосоматика: невротические и соматоформные нарушения, нарушения вследствие чрезмерных нагрузок, расстройства личности, расстройства питания.

В психиатрии музыкотерапия может быть использована при широком спектре расстройств: различные психотические заболевания, такие как шизофрения, шизотипные расстройства, аффективные расстройства, различные зависимости; возрастающее количество геронтопсихиатрических пациентов и больных с пограничными расстройствами.

В реабилитации людей с ограниченными возможностями (вследствие психических, физических или множественных недостатков): неврологическая реабилитация (черепно-мозговые травмы, кома, афазия); онкология, паллиативная медицина и хосписы (уход за умирающими пациентами); внутренняя медицина (неотложная помощь, длительная борьба с болезнью); гериатрия.

- Расскажите, пожалуйста, когда Вы заинтересовались этим направлением и начали использовать  музыкотерапию в своей работе?

- Традиционно в России, в т.ч. и в психиатрии, наибольшее распространение получила преимущественно пассивная или рецептивная музыкальная психотерапия (Якупова Г.А., 1995; Петрушин В.И., 1997; Декер-Фойгт Г.-Г., 2003). Впервые с применением пациентами музыкальных инструментов в ходе активирующей терапии я и другие оренбургские психиатры и психотерапевты познакомились в 1997 г. во время участия в работе XI конгресса Всемирной ассоциации динамической психиатрии (WADP) в немецком городе г. Мюнхене и посещения клиники «Ментершвайге», основанной известным психиатром и психоаналитиком Г. Аммоном (Кабанов М.М., Незнанов Н.Г., 2003). Последующее многолетние контакты со специалистами данной клиники, в том числе, обучающий семинар немецких коллег в Оренбурге (1999 г.) позволили постепенно внедрить в нашу практику новые формы психотерапии, в том числе и музыкальную психотерапию. Данная методика постоянно применяется на базе открытого в 2001 г. отделения динамической психиатрии (психотерапии) ООКПБ№2, созданного по модели клиники «Ментершвайге» (Бабин С.М., Аммон М., Казаковцев Б.А., 2004). За эти годы оренбургские специалисты не только освоили работу более опытных коллег, но и расширили методику благодаря привнесению авторских компонентов с учетом специфики работы и контингента пациентов, что нашло отражение и в многочисленных публикациях (Бабин С.М., 2006; Искандеров М.Н., 2005, 2010, 2011).

В настоящее время весьма актуальными являются программы подготовки отечественных специалистов по музыкальной психотерапии, соответствующие международным стандартам. Примером такой программы является международный проект постдипломного обучения музыкальной терапии и музыкальной психологии, осуществляемый Оренбургским государственным институтом искусств им. Л. и М. Ростроповичей и Институтом музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга (Германия) совместно с Областным психотерапевтическим центром Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №2 (ООКПБ №2) и немецкой клиникой Гут Виннебютель в г. Люнебурге.  Идея проекта возникла в 2007 г. во время визита в Оренбург директора Института музыкальной терапии Высшей школы музыки и театра г. Гамбурга, президента Академии постдипломного обучения Фонда Герберта фон Караяна в Берлине, профессора, доктора Ганса-Гельмута Декера-Фойгта. Лекции и семинары, которые проводил профессор Г.-Г. Декер-Фойгт для врачей, психологов, музыкантов в медицинских учреждениях и высших учебных заведениях города вылились в уникальный для России проект. Программа обучения была рассчитана на два года (2008-2009 г.г.) и ориентирована на модульную систему образования, принятую в западных странах в результате подписания Болонского соглашения. Среди участников курса ― музыканты, психологи, врачи ― психотерапевты и психиатры, как уже практикующие специалисты, так и студенты последних курсов вузов. Основу курса составляли музыкально-терапевтические дисциплины, преподаваемые профессором Г.-Г. Декером-Фойгтом. Преподавание музыкально-теоретических и медицинских дисциплин взяли на себя преподаватели российской стороны. Общий объем курса составил 440 академических часов, распределенных на шесть сессий в течение двух лет, из которых 360 академических часов отводилось на лекционные и семинарские занятия по музыкальной психотерапии.

Своеобразным итогом проекта стало издание первого учебника по музыкальной терапии, написанного научным руководителем проекта Гансом-Гельмутом Декером-Фойгтом в соавторстве с западноевропейскими учёными: Тониусом Тиммерманом и Доротеей Оберэгельсбахер (перевод с немецкого ― Т. Резницкая, научные редакторы ― С. Бабин, В. Логинова) и сборника итоговых экзаменационных работ выпускников курса, с содержанием которого можно познакомиться на сайте Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.

Проведение в Оренбурге двухлетней программы подготовки по музыкальной психотерапии способствовало более широкому распространению методики, которая в настоящее время применяется в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и других городах. Я провожу для психологов и психотерапевтов авторскую программу под названием «Основы музыкальной психотерапии» в Институте практической психологии «Иматон».

- По Вашему опыту собственной работы и опыту подготовки специалистов - как влияет на работу специалиста музыкальное образование, насколько оно необходимо?

- Вопрос об обязательном наличии у ведущего какого-либо музыкального образования является довольно спорным, так как речь идет о разновидности динамически ориентированного психотерапевтического процесса, а не о музыкальных занятиях. В первую очередь психологу необходима именно психотерапевтическая подготовка, это обязательное требование. Однако должная музыкальная подготовка может не только облегчить понимание группового процесса, но и существенно дополнить традиционные механизмы действия групповой терапии. Поэтому желательно, но не обязательно иметь навыки владения тем или иным музыкальным инструментом и/или элементарные знания в области музыки. Возможно ведение группы двумя специалистами, один из которых имеет музыкальные навыки. Речь идёт не об умении играть на инструментах (хотя это может быть полезно), а именно об элементарных знаниях в области музыки. Однако должная музыкальная подготовка может не только облегчить понимание группового процесса, но и существенно дополнить традиционные механизмы действия групповой терапии. Опасность заключается в том, что музыкальные эстетические пристрастия терапевта могут начать превалировать над собственно терапевтической активностью. Контроль со стороны котерапевта позволит избежать этих осложнений.

 - Насколько важно использовать для психотерапевтической работы музыкальные инструменты высокого качества и какое воздействие использование качественных инструментов может оказывать на клиента?

- Обычно в работе используется набор инструментов ударно-перкуссионного ряда (барабаны, бонги, тамтамы, тарелки, литавры, ксилофон, колокольчики, тамбурин, кастаньеты и т. п.), либо простых в обращении других инструментов — блок-флейты, дудки, элементарные струнные (балалайка, гитара), в том числе этнические, народные инструменты. Очень важно использовать в работе именно качественные инструменты (не обязательно дорогие). Пациента/клиента можно условно сравнить с инструментом с «проблемой», соответственно, для того чтобы эту проблему исправить, он должен играть на хорошем инструменте, иначе, к его проблеме присоединиться и «проблема» инструмента.

- Какие личностные качества и профессиональные умения Вы считаете наиболее важными для успешной работы психолога-музыкотерапевта?

- Я не вижу каких-либо особых навыков, которые отличали бы музыкотерапевта от любого другого терапевта. Наверное, это любовь/интерес к музыке, к невербальной терапии в целом. А также достаточная экспрессивность и спонтанность.

Фотографии сделана на семинаре С.М. Бабина в Институте практической психологии «Иматон»:

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • 30-летие Компании «Иматон»: фото и видео-впечатления
    19.02.2020
    30-летие Компании «Иматон»: фото и видео-впечатления
    Не утихают впечатления от недавнего Всероссийского фестиваля практической психологии, который был посвящен 30-летию Компании «Иматон» и собрал в Санкт-Петербурге 400 участников. Творческую и праздничную атмосферу сохранили Фотографии и видеозаписи...
  • «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
    03.10.2018
    «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
    Методика «Эмоциональный арт-конструктор» является новым словом в работе с эмоциональной сферой человека. Эта работа включает диагностический и коррекционно-развивающий аспект. «Эмоциональный арт-конструктор» предназначен для решения комплекса задач в сфере эмоционального интеллекта детей, подростков, взрослых и предлагает им воспользоваться средствами, характерными для арт-терапии - совокупностью методов, использующих изобразительную, игровую деятельность...
  • Отражение состояния больного в рисунках
    15.02.2017
    Отражение состояния больного в рисунках
    Из практики применения арт-терапевтических техник известно много примеров, когда регулярно исполняемые человеком рисунки отображали изменение его состояния, наглядно иллюстрируя динамику улучшения или ухудшения психического состояния рисующего. Данную наглядную визуальную динамику в рисунках можно использовать для отслеживания состояния пациента с целью более точного выбора терапевтической стратегии...
  • «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    11.02.2017
    «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    «Психологическая газета» - старейшее периодическое издание для психологов. Вы читали её в печатном виде с октября 1995 года. С января 2006 года газета стала интернет-изданием, доступным огромному числу читателей по всему миру. Регулярно публикуются статьи, интервью, информация о профессиональных конференциях и событиях в мире практической психологии, научной психологии...
  • Работа с эмоциями в группе пациентов с психическими заболеваниями
    10.05.2016
    Работа с эмоциями в группе пациентов с психическими заболеваниями
    О своём опыте работы с эмоциями в группе людей, страдающих психическими заболеваниями, рассказывает Назарова Наталия Рафаэлевна - кандидат психологических наук, медицинский психолог медико-реабилитационного отделения Психоневрологического диспансера №5...
  • Посттравматические или перитравматические расстройства: диагностическая дилемма
    28.11.2022
    Посттравматические или перитравматические расстройства: диагностическая дилемма
    Категория «перитравматических расстройств» заменяет диагнозы «острый стресс» и «посттравматический стресс», она включает в себя все расстройства, возникающие после неординарной боевой психической травмы, и без нее они не могли появиться...
  • Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    11.08.2021
    Выявление групп риска эмоциональных нарушений у детей
    В кризисных стрессогенных обстоятельствах угроза эмоциональному благополучию детей возрастает. Для выявления возможных отклонений на ранней стадии и их своевременной коррекции психологу необходим эффективный диагностический инструментарий…
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Юрий Зинченко об уроках пандемии и точках роста для психологов
    22.10.2020
    Юрий Зинченко об уроках пандемии и точках роста для психологов
    «Цифровые и IT-компетенции необходимы, чтобы оказать качественную профессиональную психологическую помощь любому гражданину, который имеет запрос и который в ней нуждается», – отметил Юрий Зинченко в разговоре о влиянии пандемии…
  • Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    27.07.2020
    Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством ТДТ
    Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал…
  • Арт-терапия в работе с насилием в близких отношениях
    07.04.2020
    Арт-терапия в работе с насилием в близких отношениях
    Арт-терапия работает с образами, и язык образов понятен всем, на нём можно не говорить, а видеть и показывать. С помощью образа легче рассказывать о том, что сложно проговорить, потому что тяжело, больно, просто нет подходящего словарного запаса…
  • Полосатое тело помогло диагностировать шизофрению автоматически
    30.03.2020
    Полосатое тело помогло диагностировать шизофрению автоматически
    Исследователи из Китайской академии наук обнаружили ряд различий в работе полосатого тела у людей с шизофренией и здоровых добровольцев. Алгоритм, который обучили на этих данных, отличал больных шизофренией с точностью более 80 %...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»