Есть уникальная среда для совершения виртуальных психологических путешествий – это песочница. Что для этого потребуется? Во- первых, сама песочница голубого цвета размером 50х70 и высотой бортиков 8-10 см. Когда песочница наполовину заполняется чистым просеянным песком, мы фактически получаем уникальную среду, где можно создавать модели миров: раскопаете дно – потекут реки и моря, линия горизонта поделит землю и небо, а ландшафт можно создавать и из сухого и из влажного песка.
Во-вторых, набор миниатюрных фигурок размером не более 10 см. Все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если каких-либо фигурок-образов не будет хватать для путешествия, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Фигурки расставляются либо по темам, либо вперемежку. Бессистемно расставленные фигурки заставляют путешественника более внимательно рассматривать коллекцию.
Нам кажется, в данном пособии нет смысла рассказывать о всех тонкостях и преимуществах песочной терапии. Это тема для другого пособия. Мы только использовали уникальную возможность песка моделировать ландшафты, страны, города. Представим результаты индивидуальных и коллективных виртуальных путешествий.
Упражнение №1
Инструкция: «Построй в песочнице то место где тебе хорошо»
Работа Артура:
Это место, где я родился. Провинция Нампуту в Мозамбике. Лететь туда 14 часов с двумя пересадками в ЮАР и в Дубаи. У нас очень красиво. Местность холмистая. С гор течет река Замбези и впадает в океан. Река дает очень много энергии. У нас очень много животных, очень много кобр. А также очень много морских животных. Порой мне хочется домой, а порой нет…
Упражнение №2
Инструкция: «Постройте в песочнице страну, где вам было бы хорошо вместе».
Маша Б, Алена Д, Оксана Б, Алина У. (создавали мир не общаясь вербально):
Это реальный мир. Здесь живут люди в загородных домах. На детской площадке играют дети. Дети здесь все одаренные (дети-индиго).Скорее всего, это курортное место. На шезлонге отдыхает девушка, она давно не была в отпуске. Хотя здесь есть и те, кто трудится. Это врач, полицейский, девушка с фотоаппаратом. Есть в этой стране и тайна, но только ее никто не охраняет. Нам бы хотелось вместе там отдохнуть.
Упражнение №3
Инструкция: «Создайте в песочнице место, где вам хотелось бы оказаться»
Таня С., Лера К., Аня Г., Соня К. (путешествовали, договариваясь):
Это сказочная страна. Точнее, ряд стран. На карте их нет. Одна страна славится садом с прудом в котором водятся русалки. А может, это море. Тогда это приморские страны.. путешественников в этих странах любят. У ворот их встречают гномы и эльфы и работают экскурсоводами. Работа эта добровольная и неоплачиваемя. Все работают для создания всеобщего блага. Везде мир, покой, красота, бабочки. Дороги ведут в разные места. По воскресеньям все выходят на улицы, веселятся, общаются. Самая главная ценность в этих странах – это сами страны. Сами строители попутешествовали бы по этим странам. Аня - на машине с семьей, Лера - маленьким волчком, Соня - маленьким ребёнком, А Таня - птицей. Результат такого виртуального путешествия устроил всех авторов.
Цветной песок даёт нам дополнительные уникальные возможности для виртуальных путешествий. Можно купить готовый цветной песок для детского творчества. А можно покрасить самим. Для этого подойдут любые красители: гуашевые, акриловые маслянные краски. По нашему опыту лучше всего с покраской песка справляются колеровочные красители. Далее песок помещается либо в пластиковые ведерки, либо пакеты и он готов к творческой работе.
Из цветного песка получаются невероятно красивые картины. Создается удивительная атмосфера нереальности происходящего, погружения в сказку. Неуспешных в таком процессе не бывает.
Упражнение №4
Инструкция: Создайте общую картину не общаясь друг с другом вербально, используя только имеющиеся у вас цвета песка. В нашем случае у каждого из участников виртуального путешествия было по 4 цвета.
Вот так начиналось это путешествие:
А вот в такую картину превратился пол деканата психолого-педагогического факультета всего за 15 минут:
Взрослым метод помогает войти в контакт со своими чувствами, мягко прикоснуться к подлинному «Я», развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творческого успеха. У детей рисование песком, помимо этого, развивает мелкую моторику и координацию движений, расширяет кругозор и общую осведомленность, способствует развитию воображения и творческих способностей.
Вот так может выглядеть результат личного путешествия к своей проблеме:
Главное, картину можно многократно переделывать, пока результат не устроит автора.
А вот так выглядят переживания, выраженные в песке:
В завершение нашего песочного путешествия мы приводим притчу Идриса Шаха СКАЗАНИЕ О ПЕСКАХ
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни.
Подобно тому, как она преодолевала все другие преграды, река попыталась одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.
И, хотя не было никакого сомнения, что путь лежит через пустыню, положение казалось безвыходным.
Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
- Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем.
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать и именно поэтому ему ничего не стоит
пересечь пустыню.
- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра, и он доставит тебя к месту назначения.
- Но как это может произойти?
- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал её, да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, потеряв её однажды, как сможет вернуть её когда-нибудь снова?
- Ветер, продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем даёт упасть ей вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
- Но как я могу проверить это?
- Это так, и если ты не веришь этому, то не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь это, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.
- Но как же я смогу остаться такой же, какой я являюсь сегодня?
- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, отвечал шепот. Переноситься и вновь становиться рекой - твоя суть. И даже свою теперешнюю форму существования ты только потому принимаешь за самое себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной.
В ответ на эти слова что-то шевельнулось в мыслях реки. Смутно припомнила она состояние, в котором то ли она, то ли какая-то ее часть – но так ли это? - что эта хотя не всегда очевидная, но вполне реальная вещь выполнима.
И речка отдалась в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего её и умчавшего вдаль за много-много миль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил её вниз. А, поскольку у реки были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своей памяти более основательно подробности этого опыта.
- Да, теперь я узнала свою истинную сущность, размышляла река.
Река узнавала, а пески шептали:
- Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазах и поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят, что тот путь, которым должен пролиться поток жизни в своем путешествии, осуществляя свою непрерывность, записан на песке.
Альбина Юрьевна Татаринцева - кандидат психологических наук, доцент, декан психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, преподаватель Института практической психологии «Иматон», член Экспертного Совета Национального психологического конкурса «Золотая Психея».
Продолжается приём заявок на участие во Всероссийском фестивале песочной психотерапии, который состоится 29 - 31 января 2015 года.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать