Публикуем текст доклада А.Г. Асмолова, сделанного 26 сентября 2024 года на Всероссийской научной конференции с международным участием «Психология личности: методология, теория, практика», посвященной 100-летию со дня рождения Л.И. Анцыферовой.
В периодической таблице Дмитрия Менделеева всегда оставались незаполненные ячейки, в которых со временем должны были появиться ранее не открытые неопознанные элементы.
Если бы в психологии была изобретена подобная таблица, то она бы появилась или, надеюсь, явится нам во многом именно благодаря мудрым и честным исследованиям Людмилы Ивановны Анцыферовой, которые по праву могут быть названы поступками личности. И неуловимый легко испаряющийся элемент, который претворяла своими поступками в жизнь Людмила Анцыферова, воспользовавшись образом поэта и философа Ольги Седаковой, мог бы быть назван «Вещество Человечности» (О. Седакова «Вещество человечности», 2020).
Все исследования Людмилы Анцыферовой — это поступок и подвиг тихого гения.
Ее методология науки и эволюционно-динамическая системно- генетическая психология могли бы быть охарактеризованы как «Роддом идей».
Я не знаю ни одного из мыслителей в пространстве отечественной психологии, кто бы столь спокойно, столь непублично и аристократично отстаивал Идеи творческой роли разнообразия, смысла Различий в эволюции сложных эмерджентных систем. И отстаивал с поразительной силой личностного оптимизма, веры в человека как в принципе не завершающийся проект эволюции.
Сам стиль Людмилы Анцыферовой — это стиль жизнеутверждающегося оптимизма. Она никогда не напишет в жанре трагедийного балета, как Филипп Ариес «Человек перед лицом смерти». В ее исследованиях всегда в фокусе внимания антифиналистский и антифаталистский горизонт развития человека. Поэтому Людмила Анцыферова исходно проблематизирует ситуацию и исследует человека перед лицом Жизни и Смерти, а не только человека перед лицом смерти. Она творит особую геронтологическую психологию «приобретений и мудрости», а не только геронтопсихологию потерь, утрат и распада.
Особо подчеркну, что Людмила Анцыферова даже в самые тоталитарные времена творила и со-творила психологию неповторимости и уникальности человека, а не психологию отчаявшегося человека. Человек Анцыферовой — это не человек, который отчаивается, защищается и выступает как исключительно носитель копинг-стратегий. Он также совсем не похож и на Человека Бунтующего в стиле Альбера Камю (1951).
В своих исследованиях Людмила Анцыферова всегда держит в поле внимания человека как носителя Творческого Порыва жизни (вспомним эволюционную риторику близкого сердцу Людмилы Анцыферовой Анри Бергсона). Человек Анцыферовой, как и у Мераба Мамардашвили, — это Возможный Человек (см. Мераб Мамардашвили «Возможный человек», 2014). Именно Людмила Анцыферова создаёт концепцию Потенциала Человека, телеологическую концепцию целеустремленного человека как потока жизни. И неслучайно она неоднократно обращается к таким представителям телеологической методологии, как создатель концепции детерминирующей тенденции Нарцисс Ах, основатель методологии творческой эволюции Анри Бергсон, классик исследований психологии потока сознания Уильям Джеймс, творец индивидуальной психологии Альфред Адлер и величайший методолог психологии личности Курт Левин.
Сегодня как никогда современно звучит критика Людмилы Ивановны Анцыферовой линейных и иерархических моделей личности человека (например, иерархические модели потребности Абрахама Маслоу), жёстких финалистских схем детерминации жизненного пути, за которыми проступают либо парадигмы диктатуры прошлого в судьбах личности (методологически неважно — Зигмунда Фрейда или Джона Уотсона), либо не менее популярная среди экономистов шестидесятых годов прошлого века «парадигма человеческого капитала».
Через исследования Людмилы Анцыферовой проводится тезис о том, что человек приходит в настоящее не прямо из прошлого, а строит свое настоящее как реализацию экзистенциальных выборов образов будущего. Эти идеи Людмилы Анцыферовой актуальны и в связи с тем, что многие исследователи Искусственного Интеллекта, разрабатывая подходы к моделированию цифрового аватара человека, придерживаются линейных жестко детерминированных схем биографии человека и игнорирующего многопричинность и турбулентность жизненного потока предположения о том, что, основываясь только на механической цепочке прошлых событий жизни, можно предсказывать будущие поступки человека.
В плеяде поколения отечественных мыслителей, отважившихся говорить об уникальности личности в тоталитарное время, я бы упомянул также такие ставшие вызовами в тоталитарной системе труды, как первая книга Игоря Кона «Социология личности» (1966), а также циклы работ, посвященных социологическому портрету простого советского человека Юрия Левады.
Игорь Кон и Юрий Левада поколенчески близки к Людмиле Анцыферовой. Их голоса об уникальности и ценности Человека никогда не звучали хором. Психология личности, как и социология личности, — это жанр, кардинально отличный от жанра хорового пения. Но именно эти мыслители, как и Людмила Анцыферова, создавали образы Надсистемного Человека, обладающего мужеством и отвагой действовать, воспользуюсь близким моему сердцу названием книги Бориса Пастернака, «поверх барьеров».
Для меня чрезвычайно важно подчеркнуть, что именно Людмила Ивановна Анцыферова поддержала мое выступление, посвященное предмету психологии личности на методологическом семинаре Общества психологов СССР в самом начале 80-х годов (позднее это выступление было оформлено в виде небольшой монографии: Александр Асмолов «Личность как предмет психологического исследования», 1984) Никогда не забуду и то, что концепция динамической психологии личности Людмилы Анцыферовой органически близка динамическому подходу в контексте теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, который был предложен мною и Вадимом Петровским в 1978 году.
Именно Людмила Анцыферова с поразительной отвагой творила психологию личности поверх барьеров, психологию жизненного пути личности как историю отклоненных и созданных человеком альтернатив. На этом пути никогда, услышьте, никогда не стираются индивидуальные различия, являющиеся самодвигателем и человеческой жизни, и турбулентной эволюции живого. И благодаря Людмиле Анцыферовой мы можем говорить о богатстве индивидуальных вариантов старения как восхождения к вершинам Самости, а не о монотонных деперсонализированных картинах увядания личности.
И ещё одна черта творчества Людмилы Анцыферовой — это гимн многоголосью в методологии и истории нашей науки.
История и методология психологии для Людмилы Анцыферовой — это нескончаемые диалоги с любимыми и значимыми людьми; это история науки как автобиографическая память преданного своей науке профессионала. Здесь я хочу еще раз обратить внимание на исследования природы автобиографической памяти, которую давно и талантливо развивает Вероника Нуркова, ныне заведующий лабораторией психологии личности Института психологии Российской академии наук, той самой лабораторией, которую когда-то создала Людмила Ивановна Анцыферова.
Людмила Анцыферова была щедра в любви к разным голосам разума, живущим, подчеркиваю, живущим вовсе не как тени прошлого, а как наши собеседники в нашем что ни на есть настоящем и грядущем. Людмила Ивановна Анцыферова без страха «трансфера» идентифицировалась с теми мыслителями, чьи идеи она открывала для современников. Она всегда их воспринимала в интеллектуальной паутине жизни, а не вырывала из ткани социальной и личной биографии. Именно Людмила Анцыферова увидела переплетение интеллектуальных судеб Анри Бергсона и Уильяма Джеймса. Именно Анцыферова открыла для нас яркую поздно-тоническую энергетическую теорию активности личности Анри Валлона. И только Людмила Анцыферова породнила эволюционно-историческую парадигму классика психологии и психиатрии Пьера Жане с системно-генетической психологией Якова Пономарева. Особо подчеркну, что Людмила Анцыферова в содружестве с Яковом Пономаревым открыла для психологии принцип единства преадаптации и персистентности в эволюции сложных систем.
Напомню также, что Людмила Анцыферова совместно с Владимиром Асеевым разрабатывала при изучении мотивации принцип избыточности в эволюции сложной систем.
В своем невнимании к этим идеям мне лучше признаться сегодня, чем вытеснять в свое собственное бессознательное интеллектуальную связь этих идей с историко-эволюционным подходом психологии личности (А.Г. Асмолов «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека», 1990; А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер «Историко- эволюционная оптика познания Homo complexus: приглашение к диалогу» в монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии» под ред. А.Л Журавлева, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленской, 2023). Для меня также значимо, что моя коллега и однокурсница Елена Сергиенко, долгие годы работающая в Институте психологии Российской академии наук, как и замечательные мастера исследования личности на факультете психологии Санкт-Петербургского университета Наталия Гришина и Светлана Костромина последние годы делают все возможное, чтобы преодолеть познавательный эгоцентризм отечественных научных школ и развернуть конструктивный диалог между разными направлениями психологии, в том числе и в психологии личности.
И именно сегодня с радостью признаюсь, что выделенные Людмилой Анцыферовой и Яковом Пономаревым идеи единства преадаптации и персистентности, а также принцип избыточности в эволюции сложных систем придают мне «здесь и теперь» вдохновение и уверенность для дальнейшей разработки системно-деятельностного историко-эволюционного подхода в психологии и антропологии (см. например А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов «Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции», 2018)
В завершение отмечу, что организованная Институтом психологии Российской академии наук конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Людмилы Ивановны Анцыферовой, позволила мне в полной мере прочувствовать личностный смысл деяний в сфере психологии личности такой Личности Поступка, как Людмила Анцыферова. И благодаря Людмиле Ивановне Анцыферовой многие из нас пребывали и будут пребывать в творческом состоянии эффекта «прерванных действий», а точнее прерванных полетов, никогда не завершающихся в той психологии, где «Человек Человеку — Человек».
26 сентября 2024
В какие еще тоталитарные времена творила Л.И. Анцыферова? ? В прекрасные времена становления советской науки. "Тоталитарные времена" дали ей возможность развивать самые смелые идеи и направления психологии личности, опираясь на научный подход.
, чтобы комментировать