16+
Выходит с 1995 года
8 ноября 2024
Методы этического образования психологов-консультантов

Этическое образование предполагает формирование системы профессиональной поддержки и сопровождения психологов-консультантов. Для этого необходимо решить содержательные вопросы: «Что является предметом этического образования?» и методические: «Какие методы целесообразно использовать в этической подготовке?» Также необходимо создать определенные организационные условия, наладить коммуникации для формирования соглашений между профессионалами относительно того, что приемлемо, допустимо и полезно в консультировании, а чего следует избегать.

Обращаясь к опыту, который сложился в Ярославском регионе, назовем предпосылки, которые позволили создать такую систему:

  • наличие Ярославской психологической школы, благодаря которой есть возможность проводить научные исследования по проблемам этики;
  • наличие кафедры консультационной психологии и магистратуры по психологическому консультированию на факультете психологи ЯрГУ им. П.Г. Демидова, которая инициирует проведение исследований, занимается подготовкой психологовконсультантов, взаимодействует с психологическими Центрами Ярославской области. Все преподаватели, работающие на кафедре, — практикующие психологи-консультанты и психотерапевты. Это позволяет студентам знакомиться с деятельностью опытных консультантов, видеть перед собой различные образцы профессионального поведения;
  • успешно работающий в регионе Центр корпоративного обучения и консультирования, созданный при университете им. П.Г. Демидова, который объединил психологов-консультантов, психотерапевтов, бизнес-тренеров, коучей. Одно из значимых направлений работы Центра — психологическое консультирование. Встреча на практике со сложными этическими ситуациями побуждает специалистов обратить внимание на этические основания консультационной практики;
  • наличие профессионального объединения «Региональная Ассоциация психологов-консультантов», которое в том числе ориентировано на этическую подготовку начинающих специалистов. В Ассоциации активно работает Этический комитет, инициирующий обсуждение сложных ситуаций на заседаниях, где рассматриваются обращения клиентов и консультантов. Важно, что заседания объединения являются открытыми для студентов и магистрантов факультетов психологии.

Наличие компетентного и хорошо организованного профессионального сообщества крайне важно для «продвижения» этических идей внутри и за его пределами. Для сообщества важна институциональная этика, обращенная к профессиональному долгу, принципам и правилам деятельности консультанта, обозначенным в кодексах. Она позволяет минимизировать риски и предполагает добросовестное администрирование: контроль за освоением и соблюдением Этических кодексов, реакцию сообщества на обнаруженные нарушения, информирование о морально ненадежных специалистах. Ответственность за принимаемые решения переносится с личности на организацию, сообщество, которое обозначает, что есть должное, на что следует ориентироваться в этически сложных ситуациях.

В то же время внешняя регламентация этического поведения важна, но не достаточна. Поэтому целесообразно опираться на этику ответственности, в которой делается акцент на идею принятия и уважения личности, милосердие, личной ответственности, авторстве за принимаемые в консультировании решения и субъектности консультанта. Указанные подходы не противоречат, а дополняют друг друга [5]. Связующим звеном между ними является этический дискурс, который означает пронизывающую сообщество систему коммуникаций, позволяющую профессионалам участвовать в коллективной дискуссии по выработке конвенциональных этических норм относительно того, что приемлемо в психологическом консультировании, а чего следует избегать. В коммуникативной теории Ю. Хабермаса дискурс конституирует взаимоотношения, учитывая интересы каждого его участника [7].

Согласно исследованиям кафедры консультационной психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, в образовании специалистов важно учитывать необходимость развития этической зоркости как способности к распознаванию этического поля взаимодействия с клиентом, к рассмотрению возникающих этических дилемм в экзистенциальном контексте, который предполагает восприятие ситуации как личностно значимого выбора [1].

Значимую роль при разработке программ и методов этического образования играет их направленность не только на просвещение, но и на развитие личностных особенностей, связанных с нравственной зрелостью, умением принимать решения в условиях неопределенности и способами понимания этического поля взаимодействия психолога и клиента. Для того чтобы студенты уже на этапе вхождения в профессию могли осознать, что этичность — неотъемлемая часть их профессиональной компетентности, которая не исчерпывается знанием Этического кодекса, важно создать в образовательном процессе (обучение в вузе, поствузовское образование) условия для осмысления оснований принятия решений в этически сложных ситуациях.

В связи с этим обозначим наиболее значимые, с нашей точки зрения, методы этической подготовки студентов и специалистов:

  • освоение материала через интерактивные практические методы обучения: групповая дискуссия, анализ этически сложных ситуаций и этических дилемм из практики психологов-консультантов. Декларация этических принципов создает у студентов, не имеющих практического опыта, иллюзию абсолютной регулируемости кодексом всей профессиональной деятельности психолога: требования аксиоматичны, понятны, согласованы и не вызывают сомнений. Интерактивные методы позволяют студентам увидеть, что не все этические конфликты могут быть решены с опорой на Этический кодекс. Активное участие в обсуждении приближает к «проживанию» этики, осознанию персональной ответственности консультанта;
  • использование рефлексивных методов, которые побуждают учащихся самих поднимать проблемные вопросы, «вживую» приходить к таким требованиям к личности психолога-консультанта, как аутентичность, конгруэнтность «профессионального Я» и «личного Я» психолога-консультанта и др. Использование подобных технологий представляет собой возможность наполнения нравственного сознания специалиста личностным смыслом;
  • использование образовательного пространства и отношений «преподаватель — обучающийся» для проживания опыта консультирования и ассимиляции профессиональной этики. Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев описывают важность целенаправленного построения особого рода отношений между преподавателем и студентами, предполагающих соблюдение тех же этических принципов, которые будут регулировать их будущую профессиональную деятельность: конфиденциальность, компетентность, забота о психологической безопасности, ясность и честность в отношениях и др. [2];
  • исследовательская работа, направленная на осмысление психологических феноменов, связанных с этикой в консультировании. Подобные исследования расширяют ресурс теоретической рефлексии этического поля консультирования;
  • обязательное прохождение студентами практики, где они непосредственно вовлечены как исполнители в профессиональную деятельность. Одна из задач, которую могут решать студенты — выявление и анализ этических нарушений, допускаемых консультантами в социальных сетях;
  • волонтерство в социальных проектах предоставляет студентам пространство для культурно-экзистенциального самоопределения в профессиональной сфере. Этот вид деятельности непосредственно связан с готовностью действовать в интересах «другого», руководствуясь, прежде всего, личностным смыслом, а не только материальными интересами. Студенты переживают опыт взаимодействия с различными категориями населения, развивают гуманистические ценности, что важно для формирования их этической чувствительности как специалистов;
  • просмотр видеосюжетов и художественных фильмов с последующим анализом. Нами собрана коллекция фильмов, которые поднимают серьезные этические вопросы профессиональной деятельности психолога, расширяют границы понимания ситуаций, требующих от специалиста нестандартного подхода, помогают обучающимся рассмотреть обсуждаемые темы в контексте их жизни. Темы, предлагаемые к обсуждению: психологический анализ сюжета фильма, анализ психологических особенностей главных героев, описание этического поля взаимодействия психолога и клиента в данных фильмах;
  • дидактическая супервизия позволяет обучающимся обрамить образующиеся этические знания в дискурс практики. И.В. Пышинска определяет ее как супервизию переживания собственной профессиональной позиции [6]. В контексте супервизионного взаимодействия начинающего и более опытного коллеги они становятся партнерами в сотворении понимания происходящего с системой отношений «клиент — консультант — супервизор», что переводит данный опыт в экзистенциальное измерение (Р. Кочюнас).

Кроме того, надо учитывать, что этическая проблематика должна пронизывать не только специальные курсы, такие как «Этика в психологическом консультировании» [3], но и весь образовательный процесс. Очевидно, что спецкурсы по этике должны вести преподаватели, имеющие практический опыт работы в психологическом консультировании для разбора этически трудных ситуаций.

Литература

  1. Армашова, А.Б. Уровни этической зоркости психолога-консультанта и их детерминация / А.Б. Армашова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2018. – № 5. – С. 62–66.
  2. Жедунова, Л.Г., Посысоев, Н.Н. Этические принципы, как регуляторы клиент-терапевтических отношений: Особенности освоения в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции. – 2017. – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf
  3. Клюева, Н.В. Этика психолога-консультанта и образование [Электронный ресурс] /Н.В.Клюева // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции. – 2017. – Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2017.pdf
  4. Клюева, Н.В. Этика в психологическом консультировании: учебник для вузов / Н.В. Клюева, Е.Г. Руновская, А.Б. Армашова; под редакцией Н.В. Клюевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 186 с.
  5. Клюева, Н.В., Руновская, Е.Г. Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога-консультанта /Н.В. Клюева, Е.Г. Руновская // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. 21–22 ноября 2019 г. Часть I / Под ред. Ткаченко П.В. –Текстовое (сингольное) электронное издание (1,64 Мб). – Курск: КГМУ, 2019. – 1 электронный оптический диск (CD/R). – С.128–136.
  6. Пышинска, И.В. Заметки о дидактической супервизии / И.В. Пышинска // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – Том 19. – № 4. – С. 51–57.
  7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб.: Наука, 2001. – 382 с.

Источник: Клюева Н.В., Армашова А.Б., Руновская Е.Г. Методы этического образования психологов-консультантов // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: Сборник материалов. Электронное издание, Москва, 05–07 ноября 2020 года. М.: ПИ РАО, 2020. С. 124–128. DOI: 10.24411/9999-055A-2020-00029

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»