16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Конференция «Культура. Психология. Искусство. Гештальт»: о личности терапевта, детстве и одиночестве

7 сентября состоялась VIII Междисциплинарная онлайн конференция «Культура. Психология. Искусство. Гештальт». Организаторами мероприятия выступила творческая группа альманаха «Гештальт панорама».

Директор Рижского Гештальт института, психотерапевт, гештальт-терапевт Артур Домбровский (Рига) выступил с докладом «Психотерапия и мораль. Важное в личности терапевта».

«Те, кто преподают психотерапию, возможно, тоже задаются этим вопросом: психотерапия — это то, чему можно обучить? Или это априорная данность человека? И дальше он просто осваивает некоторый профессиональный навык?», — поделился размышлениями Артур Домбровский.

«Когда психотерапия уходит дальше от философии и приходит ближе к количественной науке, возникает конфликт. С одной стороны, психотерапия ориентирована на личность как нечто уникальное, а с другой стороны, с такой ориентацией невозможно сделать психотерапию массовой. Когда психотерапия становится массовой — как и любое массовое производство — она ориентирована не на индивидуальность, а на усредненное представление о человеке. Психотерапевт ориентирован не столько на помощь, сколько на процедуру, то, что когнитивно-бихевиоральные терапевты называют протокол», — рассказал Артур Домбровский.

«Трудно создать гуманистическое пространство в психотерапии, если в системе ценностей человека эти гуманистические идеи выступают исключительно как декларации», — отметил доклдачик.

«Чтобы сформировался гештальт-терапевт, необходимо наличие специфических личностных основ, базовых, существующих еще до образования», — считает Артур Домбровский.

«Терапевту важно удерживать внимание на однородном и низкодинамичном процессе… Микроизменения нужно уметь видеть. Устойчивость внимания — это биологическая характеристика, но это и нечто, что является моральной характеристикой: "Мне интересен этот человек, принципиально интересен". Это нельзя дать как метод. Это нельзя воспитать у взрослого человека, это что-то есть изначально. Но эти характеристики не всегда очевидны и не всегда проявляются сразу», — отметил Артур Домбровский.

«Идея морального кодекса психотерапевта состоит в том, что его нельзя навязать. Это является априорной характеристикой, которая дальше отстраивает всю практику. И этический кодекс тогда воспринимается не как репрессивный инструмент, не что-то навязанное сверху, чего я боюсь, а как инструмент для помощи», — подчеркнул Артур Домбровский.

Медицинский психолог, гештальт-терапевт, член Европейской ассоциации гештальт-терапии (EAGT), руководитель модальности «Гештальт» в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге, преподаватель Института практической психологии «Иматон» Елена Петрова представила доклад «Для чего клиенты вспоминают своё детство в трудной ситуации?».

Елена Юрьевна привела примеры случаев, в которых обращение к детству «запутывает клиента», и тех, в которых такое обращение «осмысленно». «Мы никогда не знаем, это действительно незавершенные действия, которые человек пытается завершить, или это регрессия до псевдодетского уровня из-за стресса, который сейчас происходит с человеком», — отметила Елена Петрова.

«Я обращаю внимание в последнее время на сочетание травмы и уклонение от текущего конфликта. Человеку стеснительно сказать об обстоятельствах в настоящий момент или он считает их привычными, но проецирует напряжение куда-то...», — поделилась Елена Юрьевна.

Елена Юрьевна рассказала о специфике русского менталитета: «Норматив русского языка таков, что для того, чтобы описать свое состояние, нам надо дать название для окружающего. Мы будем передавать свои состояния через внешние атрибуты».

Другой проблемой русского менталитета Елена Юрьевна назвала интегрированный стыд: «Сочетание двух параметров — интегрированного в менталитет стыда и интегрированной в менталитет за счет языка темы проецирования — создают довольно интересную композицию, которая от меня как от гештальт-терапевта требует определенной внимательности».

«Тем дальше, тем всё больше я верю в гештальт-подход с точки зрения теории поля. И все сильнее пропагандирую, что не надо интегрировать компоненты психоанализа в гештальт-подход. Хотя и возражения тоже могут быть…», — отметила Елена Петрова.

Медицинский психолог, гештальт терапевт, тренер, супервизор, преподаватель Института практической психологии «Иматон» Татьяна Поломошнова представила доклад «Когда клиент говорит об одиночестве, а мечтает о любви».

Татьяна Николаевна обратилась к вопросу «Что за психологический феномен мы имеем в виду, когда говорим об одиночестве?»

Татьяна Поломошнова рассказала о том, на какие аспекты может опираться терапевт в работе с одиночеством. Во-первых, необходимо учитывать, что, клиент, который жалуется на одиночество и говорит о поиске любви, обладает контактной интенциональностью, разворачивающейся в будущее.

«Очень вероятно, что наш собеседник находится в стрессе или истощен, и очень уязвим к стыду по отношению к своему переживанию и к своим желаниям: желанию достичь другого, желанию быть желанным», — отметила Татьяна Николаевна.

«Сообщение об одиночестве и желании любви не всегда обозначает регресс или обсессию», — подчеркнула Татьяна Поломошнова.

«Внутри ситуации человек, вероятно, переживает что-то еще: тревогу, пустоту или конфликт — сомнения, стыд, страх, ярость. Энрайт это называл "одиночество плюс" (или "одиночество минус"). И этот второй процесс связан с напряжением фрустрированной потребности, вероятно, из прошлого опыта, незавершенным гештальтом, включая неосуществленные в прошлом желания. Таким образом, имеет смысл рассматривать эти две — как минимум — стороны дела рядом, но по отдельности друг от друга», — рассказала Татьяна Николаевна.

Гешталь-терапевт, преподаватель Института практической психологии «Иматон», психолог-консультант Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Ольга Горохова выступила с докладом «BANI общество и подростки. Конфликт поколений».

Ольга Бернардовна назвала основные характеристики BANI-мира, отметила то, как они влияют на взаимоотношения между поколениями, между детьми и родителями и объяснила, как идеи BANI-мира, наработки экономистов и футурологов может использовать психотерапевт в своей работе с клиентами.

«10-15 лет назад подросток приходил с родителем, и я могла на родителя опираться. Сейчас я могу это делать меньше и меньше… Приходят люди из разных миров. Среда поменяла темп. Подросток живет в современном темпе, а родители — в ином. Зачастую сейчас получается два клиента: подросток и родитель, которому я помогаю найти точки опоры во взаимодействии со своим ребенком. Как гештальтист я помогаю восстановить контактный процесс…», — рассказала Ольга Горохова.

Также в рамках конференции состоялись доклады:

  • Анастасия Лебедева (Москва, РАНХИГС) «Методика "БИОРАН" — Биографический ресурсный анализ" в работе терапевта»
  • Надежда Зейглиш (Рига) «Сценарии короткометражных фильмов и психологическое консультирование»
  • Мария Лапушкина (Москва) «Выращивание орхидей и опыт работа психолога: искусство параллельных процессов?»   
  • Инна Илларионова (Москва) «Про архетипы и древнегреческое искусство. Опыт терапевтических прогулок в ГМИИ им. Пушкина»
  • Сергей Кондуров (Санкт-Петербург) «Двери, порталы, калитки — тема в медитациях и фантазиях клиента»
  • Ольга Никитина (Санкт-Петербург) «Sand-art терапия, рисование песком как визуальная метафора»
  • Екатерина Тимофеева (Санкт-Петербург) «Котики/кошечки как феномен бессознательного массовой культуры»
  • Анна Кучанская (Санкт-Петербург) «Характер? Лечится!!!»            
  • Екатерина Смирнова (Москва) «Работа с телесностью при срыве цикла контакта на фазе «формирование фигуры»   
  • Михаил Чегодаев (Москва) «Восприятие древних культур в современности. 200 лет египтологии»
  • Светлана Никитина «Плейбэк и психология. Психологический театр как искусство помощи»
  • Светлана Важнова (Москва) «Про возМОЖНОсти. Две стороны возможностей»   
  • Елена Минц (Пермь) «Практические советы психолога по выстраиванию контакта родителя с ребёнком: как организовать диалог?»
  • Петр Москалев (Санкт-Петербург) «Третья волна психотерапии — экзистенциально-гуманистический подход. История, люди, методы»
  • Наталья Суворкина «Восстановление осознанной активности и смыслов как значимые цели терапевтической работы с родителями особых детей» 
  • Наталья Староборова (Санкт-Петербург) «Мотивы путешествия в литературе и его возможности для психотерапии»  
  • Анна Радченко (Москва) «Использование волевого процесса для активации воодушевления в процессе изменений»
  • Роман Мельников «Компьютерные игры: проблемы языков культуры»    
  • Дарья Фрейдинова (Санкт-Петербург) «Работа с отчаянием в терапии: культурные примеры и терапевтические приёмы»          
  • Валерий Храмов «Встреча с психологом. Авторский метод работы со сновидениями»
  • Анастасия Буренкова (Москва) «Процесс диалога на антикварной барахолке. Винтажные вещи. Особенные люди. Проявление Self»
  • Григорий Королев (Санкт-Петербург) «О том, о чем я не могу сказать в отношениях»
В статье упомянуты
Комментарии
  • Татьяна Александровна Ермолаева

    Забавно. Чем заняты высокооплачиваемые психотерапевты. Только о своем кармане....

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»