16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
КПТ-терапевт: Как разговаривать с детьми о конфликтах и военных действиях

Как помочь ребенку справляться с тревожной и негативной информацией в интернет-пространстве, рассказала на онлайн-форуме PRE CBT FORUM 2023: «Последствия стресса: расстройства и ресурсы» доцент кафедры психосоматики и психотерапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, психотерапевт Клиники когнитивной психотерапии, кандидат медицинских наук Марина Веанировна Земляных.

Дети и подростки в возрасте до 18 лет составляют примерно треть пользователей Интернета в мире. Исследователи устанавливают, что чрезмерное использование Интернета может стать причиной возникновения у детей тревожных и депрессивных расстройств. Сразу скажу, что я не считаю, что Интернет является единственной причиной появления этих расстройств. Причины их возникновения, разумеется, комплексные. Но то, что Интернет явно является не последним в этом комплексе причин, это совершенно очевидно и основывается на достаточно серьезных исследованиях.

Испытывая переживания тревожно-депрессивного толка, попадая в сложные, проблемные ситуации, дети начинают искать решения того, как справиться с этой ситуацией, и, в первую очередь, обращаются к Интернету, где могут столкнуться как с полезными рекомендациями, так и с предложениями неконструктивного или даже деструктивного толка, например, «унять душевную боль» через селф-харм.

Тревожная и негативная информация может быть подкрепляющим фактором для тревожных и депрессивных состояний. А деструктивная информация может быть фактором, который приводит детей к тому, что они стратегии совладания выбирают тоже деструктивные, зачастую аутоагрессивные.

Что можно отнести к информации, которая может нанести вред психологическому здоровью ребенка?

  • сцены насилия, убийств, которые могут содержаться в видео, играх;
  • эпизоды жестоких драк, нападений;
  • видеоролики и аудиосообщения, содержащие устрашающий, пугающий контент как реального, так и мистического содержания;
  • игры, перенасыщенные действиями агрессивного характера.

Риски социальных сетей:

  • когнитивные и эмоциональные изменения;
  • аддиктивный потенциал;
  • онлайн-буллинг;
  • сексуальные злоупотребления, вовлечение в порнографию, сексуальное насилие;
  • доведение до суицидов, романтизация и популяризация суицидов и самоповреждений;
  • интернет-мошенничество;
  • вовлечение несовершеннолетних в гражданские волнения, экстремистскую деятельность.

Для дальнейшего доклада я выбрала тематику двух направлений: информация в Интернете о самоповреждениях и информация, связанная с политической нестабильностью в мире, как дети её воспринимают и как взрослым себя вести.

Негативная информация создает хронический неконтролируемый стресс. Наиболее уязвимы дети и подростки групп риска: имеющие психопатологические расстройства (тревожные, депрессивные) и находящиеся в ситуации психологического неблагополучия в школе или дома.

Мы видим, что негативная информация, в первую очередь, ослабляет чувство безопасности. Если ребенок уже имеет эмоциональную нестабильность или домашнее неблагополучие, его чувство безопасности уже ослаблено, и, получая негативную информацию того или иного толка, ребенок усиливает свое чувство опасности, что, в свою очередь, усиливает тревогу. Усиление тревоги приводит к появлению избегающих стратегий.

В ряде случаев дети начинают формировать неконструктивные копинг-стратегии, к которым относится как самоповреждение, так и появление агрессивных копинг-стратегий.

Хочу сказать с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода о роли родителей в ситуациях кризиса, стресса, в ситуациях, когда поступает негативная информация из СМИ.

Родители могут быть как фактором, поддерживающим переживания детей на фоне негативной информации, так и фактором, ослабляющим эти переживания.

Не последнюю роль в этом будет играть то, как родители будут давать объяснения в отношении той информации, которую получают дети, и то, каким образом они будут взаимодействовать с детьми, если заметят, что дети увлеклись негативной информацией.

Если родители поддерживающие, то переживания ослабляются. Довольно простая схема, вопрос в том, как её осуществлять. Если родители не поддерживающие и не взаимодействующие, то переживания начинают усиливаться.

В современном мире кто может помочь ребенку либо не поддержать его? Это родители, информация в Интернете — как бы абстрактно это ни звучало, и школа, которая ставится на третье место, потому что, наверное, такого влияния с точки зрения обсуждения каких-то вещей имеет меньше. И еще сверстники.

Мы знаем, что протоколы работы с детьми и подростками содержат такой пункт, как психологическое образование родителей. Далеко шагнула КПТ детей и подростков из психотерапии, из психологического консультирования в работу школьных психологов, даже социальных педагогов. Те, кто интересуются, пользуются базовыми приемами из когнитивно-поведенческой терапии.

Чего можно достичь, работая с родителями, с точки зрения психологического образования родителей? Можно в какой-то степени изменять родительское поведение, менять реакции родителей. Работать с эмоциональными реакциями. Если у родителей существуют дисфункциональные убеждения или когнитивные искажения в отношении детей или того, как ребенок взаимодействует с Интернетом, можно работать и с этими убеждениями.

Если бы специалисты могли бы в рамках взаимодействия с родителями разворачивать их на более конструктивные реакции в отношении детей, то, возможно, мы бы ослабляли два негативных фактора: негативное воздействие социальных сетей и негативное взаимодействие самих родителей.

Приведу несколько примеров того, как разговаривать с детьми о безопасности в Интернете.

  • Избегать шаблонов и стереотипов: «Опять висишь в своем телефоне! Это вредно! Глаза испортишь! Голова перестанет работать!» И т.п.
  • Проявите интерес к тому контенту, которые ребенок потребляет в Интернете.
  • Не говорите об Интернете только в отрицательном ключе — это увлекательный мир, в котором много полезного и интересного. Тем более что взрослые сами много времени проводят в Интернете, дети это видят, и говорить только о его вреде нелогично.
  • Расскажите (не запугивая и не на высоких тонах) о рисках Интернета, таких как мошенничество, насилие, наркотики, порнография, экстремизм, призывы к самоубийству. После информирования поговорите о правилах безопасного поведения.
  • Поддерживайте контакт, старайтесь договариваться, в том числе и о том, сколько времени ребенок, в зависимости от его возраста, может проводить в Интернете.
  • Постарайтесь обеспечить досуг детей таким образом, чтобы у них были и другие увлекательные занятия помимо Интернета.

Мы сталкиваемся с определенной нестабильностью: вначале она была связана с пандемией, теперь это политическая нестабильность. Возникает вопрос: как разговаривать с детьми разного возраста о конфликтах и военных действиях.

Несколько рекомендаций, которые специалисты могли бы адресовать родителям, поскольку не все родители находят нужный язык и реагируют конструктивно на вопросы детей о военных действиях. А дети часто обращаются к родителям с этими вопросами. И если мы говорим о доподростковом возрасте, то такая информация у детей дошкольного и младшего школьного возраста, до 10 лет, часто вызывает сильную тревогу, потому что нарушает чувство защищенности и безопасности.

Если ребенок интересуется этой ситуацией, нужно узнать, что именно его беспокоит, вызывает страх и тревогу.

В первую очередь нужно поинтересоваться, что дети смотрят и слушают, из каких источников берут информацию, — это позволит исправить любую неверную информацию, которую они получили из Интернета, ТВ, от друзей или слышали от других взрослых, и позволит им успокоиться.

Дети могут задавать разные вопросы, в том числе достаточно прямолинейные: «Мы все умрем?», «На нас сбросят ядерную бомбу?», «Нас захватят?» и т.д. В этом случае нужно снова поинтересоваться, как ребенок пришел к этой мысли, и заверить детей, что этого не произойдет. Задача родителя — убедить ребенка, что ему и его близким ничего не угрожает. Объяснять причины и последствия сложных исторических моментов нет необходимости. Даже если есть реальная опасность — ребенка нужно заверить в том, что взрослые делают все необходимое, чтобы его защитить.

Не старайтесь уклоняться от прямых вопросов детей и говорить им стереотипно «Не говори глупостей!» или что-то подобное, это может вызвать у них еще больше тревоги.

Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей тревожные политические события, а тем более слухи.

Следите за состоянием детей и своим собственным состоянием, помните о своей уязвимости и о том, что дети хорошо чувствуют вашу тревогу и страхи.

Ограничьте поток информации для себя и для детей.

Как говорить с подростками? От подростка, который самостоятельно читает новости, ходит в школу и общается с друзьями, скрывать кризисный момент уже нет смысла. Он узнает об этом сам и, скорее всего, сам сформирует точку зрения. На нее, вероятно, повлияют источники информации и ближайшее окружение. Позиция подростков часто отличается от взрослой и обладает особой эмоциональной заряженностью. И когда подростки сталкиваются с иным мнение взрослых, выраженным внутри семьи, возникает идеологический раскол.

Важно сохранить эмоциональную стабильность и не потерять хорошие отношения в семье. Также важно не обесценивать мнение подростка и задавать себе вопрос: «Что важнее: сохранить отношения с ребенком или отстоять свою правоту и взгляды?»

Можно предложить ребенку высказывать свою точку зрения и поделиться в ответ своей. Необходимо следить за корректностью своего поведения и показывать, что мнение подростка по-настоящему интересно вам, а также не катастрофизировать ситуацию.

К продуктивной стратегии будут относиться высказывания:

  • ты можешь иметь другое мнение, но мы одна семья;
  • что именно тебя раздражает? Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?
  • иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь;
  • что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать.

Даже в непростых ситуациях стоит пробовать сохранять семейные традиции, продолжать, по мере возможностей, вести тот образ жизни, который семья вела всегда: дети чувствуют себя увереннее и безопаснее, когда всё в порядке и предсказуемо.

Поощряйте своих детей говорить о своих негативных чувствах и мыслях, помогите им разобраться в себе и рассказать вам или другим взрослым, которым они доверяют, что заставляет их становиться замкнутыми или «уходить в себя».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»