16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Детство и родительство: два вектора в перинатальной и репродуктивной психотерапии

Перинатальная и репродуктивная психотерапия — молодое, бурно развивающееся направление психологической теории и практики, возникшеее в начале ХХI столетия как интеграция нескольких направлений: перинатальной психологии и психотерапии, психологии родительства, психологии раннего развития и практики психологической работы с беременными и родителями, а также с нарушениями репродуктивного здоровья взрослых [6, 7]. Главной особенностью этого направления является пересечение проблем раннего развития ребенка и родительства. Ребенок не существует сам по себе, он рождается и развивается во взаимодействии с родителями, которые создают для него необходимые физические и психологические условия. Нарушение этих условий на раннем этапе развития является фактором множественных проблем в актуальном состоянии ребенка и в его будущей взрослой жизни. Одним из этих нарушений оказывается повреждение психологической, а часто и физиологической составляющих его репродуктивного здоровья [5]. Таким образом в этом направлении пересекаются три основных вектора: проблемы раннего развития человека, проблемы его родителей и будущие проблемы родительства самого ребенка. Это определяет особенность подходов к практической психологической работе в данном направлении и специфику возникающих при этом проблем. Для прояснения этих вопросов в первую очередь необходимо определиться с соотношением главных составляющих этого направления — перинатальной и репродуктивной.

Перинатальная психология и психотерапия сформировались в конце ХХ века на стыке психологии родительства, психологии раннего развития и практики психологической помощи беременным и родителям с младенцами [1, 6, 7]. Постепенно рамки расширились и стали включать вопросы, связанные с подготовкой к зачатию и с развитием ребенка и родительством на всем периоде диадических отношений (до трех лет ребенка). На этом этапе сложилось определение возрастного периода перинатальной психологии, включающего подготовку к зачатию (созревание сперматозоидов и яйцеклеток), пренатальный период, роды и период диадических отношений. В начале ХХI столетия произошло дальнейшее расширение проблематики, связанное с изучением психологической готовности к родительству и практикой в этой области, а затем и включение в это направление проблем нарушений репродуктивного здоровья женщин и мужчин. При работе с нарушениями репродуктивного здоровья сформировалась специальная область психосоматики — репродуктивная психосоматика, в которой сформулированы специфические отличия психосоматических связей в репродуктивной сфере человека [2].

В результате стало очевидно, что психологическая и физиологическая способность к реализации репродуктивной функции являются взаимосвязанными компонентами психологической готовности к родительству, а перинатальный период оказывается областью пересечения проблем родительства и раннего развития ребенка [4, 5, 6]. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

  1. Развитие ребенка происходит во взаимодействии с родителями, которые обеспечивают для него физиологические, физические и психологические условия [5].
  2. Родители (в первую очередь мать) должны быть полностью готовы к выполнению своих родительских функций, то есть к полноценному обеспечению этих условий для ребенка уже к начальным этапам его развития [1, 5].
  3. Необходимость изменения своей жизни, незрелая мотивация родительства и недостаточная родительская компетентность стимулируют возникновение проблем и конфликтов как у родителей, так и у ребенка [1, 4].

В результате получается, что в данном направлении психологической практики клиент оказывается «двойным»: родитель и ребенок. При этом запросы этих клиентов могут не совпадать, то есть запрос родителей может не соответствовать задачам развития ребенка. Конечно, психотерапия традиционно работает с отношениями между людьми, но здесь случай особый. Во-первых, сам ребенок не может свой запрос предъявить, особенно до своего рождения, и тем более до зачатия. А в дальнейшем он также оказывается полностью зависим от родителей. Но при этом у родителей тоже возникают личностные проблемы, связанные как со своим перинатальным периодом, так и с обстоятельствами своей взрослой жизни [3, 4, 5]. И эти проблемы также требуют профессиональной помощи. Теперь уже получается «тройной» клиент: ребенок, родительская часть родителя и личностная часть родителя. Возникающие проблемы различаются на разных этапах репродуктивного цикла: подготовка к зачатию, беременность, роды, послеродовый период, разные периоды развития ребенка. Для оказания эффективной профессиональной помощи специалисту каждый раз приходится ориентироваться в ситуации, но при этом строго отслеживать интересы ребенка. Эти соотношения можно описать следующим образом.

1. Ребенок. Ребенок рождается не для родителей, а для себя: это его жизнь, его потребности развития, его задача быть собой. Родители для него «обслуживающий персонал», создающие условия для реализации этих его задач. Он «рассчитан» на то, что на ранних этапах развития со стороны родителей будет безусловное принятие, включенность родителей в заботу и компетентное родительское поведение. Встреча с ожиданиями и намерениями родителей, не соответствующими его особенностям и задачам развития, оказывается для него фрустрацией и ведет к нарушениям, спектр которых подробно изучен в разных направлениях психологии и психотерапии [5].

2. Родительская часть родителя. Здесь главными проблемами являются такие компоненты психологической готовности к родительству, как недостаточная родительская компетентность и неподготовленность условий для рождения и выращивания ребенка. Собственно, второе также связано с недостаточной родительской компетентностью. У родителей нет адекватных знаний об особенностях ребенка и своих родительских функциях, нет способности понимать состояния ребенка и нет готовых умений в заботе и взаимодействии с ребенком. Возникающие при этом трудности тут же отражаются на состоянии ребенка, так как нарушаются необходимые условия его развития. В этом направлении для клиентов необходима профессиональная подготовка к родительству, плотное психологическое сопровождение и коррекция на всех этапах родительства [1, 4].

3. Личностная сфера родителей. В этой части есть несколько аспектов. В первую очередь — это мотивация рождения детей. В большой степени, а нередко и полностью это мотивация «для себя»: ориентация на то, что рождение ребенка даст самому родителю. И это большой спектр запросов: реализация социальных установок, достижение полоролевой и личностной идентичности, компенсация многих личностных проблем (от своих диадических до обретения смысла жизни), задачи партнерских отношений и т.п. Все это не имеет отношения к самому ребенку, и он приходит в мир не для того, чтобы решать эти проблемы родителей. Встреча с реальностью и осознание того, что не ребенок для родителей, а родители для ребенка, — оказывается для родителей неожиданностью и часто фрустрацией. И тут возникает необходимость перестроить свою жизнь «в пользу ребенка», к чему родители оказываются не готовы. Они сталкиваются с фрустрациями в своих чувствах, в потребностях самореализации и саморазвития, а также с тем, что им приходится тратить свою жизнь (время и силы) на деятельность, которая не доставляет им удовольствия и не расценивается как ценная для себя. Главное переживание состоит в том, что не хватает возможностей «на себя», на свою жизнь «для себя», а вся жизнь теперь для ребенка [1, 3]. Важным аспектом является актуализация, а нередко и ретравматизация своих перинатальных и детско-родительских проблем, что становится причиной обострения отношений со своими родителями, а также переноса этих проблем на реальные отношения со своим ребенком и с партнером.

Все это определяет особенности позиции и направленность работы специалиста. В работе психотерапевта в перинатальной и репродуктивной психотерапии можно выделить несколько аспектов, связанных с характером запроса и особенностью «тройного» клиента.

В любом случае и при любом запросе терапевт имеет дело со всеми тремя «составляющими клиента». Но поскольку запросом является рождение ребенка или проблемы с уже рожденным ребенком, то в любом случае основным персонажем в этой ситуации является сам ребенок. Это его жизнь ожидается или уже случилась. И все сопутствующие обстоятельства влияют на возможность его появления в мире и на его жизненный путь. В этом аспекте задача состоит в том, чтобы у родителей была готовность к своей родительской позиции: обеспечить условия для рождения и развития ребенка и его безусловного принятия ради него самого.

Если запрос родителей относится к самой реализации родительских функций и обеспечению условий для развития ребенка, то задача терапевта состоит в коучинге: помощь родителям в формировании родительской компетенции и в создании условий для развития ребенка. В это входит формирование адекватной мотивации родительства, освоение знаний о ребенке и родительской деятельности, тренинги родительской компетенции и навыков ухода и взаимодействия с ребенком.

Запрос на свою жизнь при переходе в родительство включает осознание целей своей жизни и ценности создания новой жизни, умение конструировать такой план жизни, в котором будут гармонично сочетаться задачи личностного роста и самореализации родителей и создание условий для роста и реализации ребенка как личности.

Запрос на работу с нарушениями репродуктивного здоровья (бесплодие женское и мужское и невынашивание беременности, репродуктивные потери) также связан с проблемами мотивации родительства и своей семейной и индивидуальной историей. В этом случае работа направлена на выявление психологических факторов нарушения репродуктивного здоровья и формирование адекватной мотивации родительства, готовности жизненной ситуации, в создании конструктивной позиции в лечении и в сопровождении процесса лечения.

Специфика работы состоит в том, что все эти аспекты существуют одновременно, и здесь невозможен выбор «или-или». Нужно понимание необходимости всех составляющих, но при этом возможность правильного их сочетания в соответствии с особенностями конкретной жизненной ситуации. В этом и состоит искусство и квалификация специалиста, работающего в данной модальности. Ему необходимо соблюсти интересы ребенка и одновременно помочь родителям в разрешении их родительских и личностных проблем. Именно с этим связаны многочисленные сложности в работе перинатальных и репродуктивных психологов. В зависимости от этапа репродуктивного цикла и возникающих проблем, его работа в той или иной мере смещается на вектор ребенка, родительской или личностной части родителей. Особенно это ярко проявляется на тех этапах репродуктивного цикла, когда ребенка еще нет «в реальности» (хотя даже физически он уже существует): до зачатия и на ранних сроках беременности, а также в ситуации репродуктивного выбора и репродуктивных потерь. Именно здесь на первый план выходят проблемы родителей: трудности зачатия и вынашивания беременности, репродуктивные потери, репродуктивный выбор — рассматриваются в первую очередь как личностные проблемы родителей, хотя на самом деле речь идет о ребенке как самостоятельном, отдельном человеке.

Изложенные выше соображения свидетельствуют о том, что модальность, определяемая как перинатальная и репродуктивная психотерапия, является сложным комплексным направлением, требующим квалификации специалистов в области раннего развития ребенка, его влияния на все стороны жизни человека, а также в области психологии репродуктивной сферы человека и психологии личности в целом. Это определяет требования к квалификации и подготовке специалистов и, конечно, к разработке и реализации образовательных программ и профессиональной поддержке психологов и психотерапевтов, работающих в этой модальности.

Специалист (психолог и психотерапевт) должен иметь теоретическую и практическую подготовку в нескольких областях:

  1. раннее развитие ребенка: общие закономерности развития, связь психического, соматического и телесного аспектов развития, развитие личности и репродуктивной сферы в онтогенезе, условия развития, которые обеспечиваются взаимодействием с родительскими фигурами;
  2. психология родительства: родительские функции, формирование психологической готовности к родительству в онтогенезе, проблемы на разных этапах родительства (беременность, роды, грудное вскармливание, диадические отношения, детско-родительские отношения в постдиадическом периоде);
  3. личностные проблемы взрослых при реализации репродуктивной функции;
  4. перинатальные проблемы взрослого человека, их проявление в разных сферах жизнедеятельности, в партнерских и детско-родительских отношениях;
  5. нарушения репродуктивного здоровья и проблемы, связанные с их лечением; в этом направлении необходима подготовка в области репродуктивной психосоматики, понимание специфики психосоматических связей в репродуктивной сфере и их отличия от связей психики с соматикой в других сферах жизнедеятельности.

Литература

  1. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 258 с.
  2. Филиппова Г.Г. Репродуктивная психоcоматика: специфика психосоматических соотношений в репродуктивной сфере // Психотерапия. – №11 (155). – 2015. – стр.40 – 45.
  3. Филиппова Г.Г. Самореализация и родительство: конфликт
мотиваций в современном обществе // Психотерапия. – № 10 (166). – 2016. – С. 16 – 22.
  4. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии // Антология Российской психотерапии и психологии. Сетевое научно-практическое издание. Материалы итогового международного конгресса «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества». Москва, 12–15 октября 2017 г. С.154 –159.
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 212 с. – (Серия: Авторский учебник).
  6. Филиппова Г.Г. Печникова Е.Ю. От перинатальной психотерапии – к репродуктивной психологии: современные тенденции развития модальности //Психотерапия. №9 (141), 2014 г. Материалы Международного Конгресса «Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии» 17–19 октября 2014 г., Москва. – Выпуск №1. – 100с. – С. 36–41.
  7. Galina Filippova. Perinatal and reproductive psychology: history and modern problems of theory and practice //Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, 2019. — 1571 р. – p.6

Источник: Филиппова Г.Г. Детство и родительство: два вектора в перинатальной и репродуктивной психотерапии // Антология всемирной психотерапии : Материалы научно-практических конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», Москва, 23–26 июня 2022 года. Специальный выпуск. Часть II. М: ОППЛ, 2021. С. 19–21.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Семейные кризисы и близость в отношениях: что обсуждали на Зимнем фестивале
    12.02.2024
    Семейные кризисы и близость в отношениях: что обсуждали на Зимнем фестивале
    11 февраля состоялось открытие 10-го Зимнего фестиваля Психологической газеты «Счастливая семья — это…».
  • Скованные одной цепью: Мать и дитя. Травма и любовь
    13.04.2023
    Скованные одной цепью: Мать и дитя. Травма и любовь
    «Цели совместного психоаналитического исследования заключаются в том, чтобы определить наиболее проблемные аспекты психотравм периода беременности и аффективной взаимосвязи “мать (ЭКО) — родившиеся дети”».
  • Помощь при перинатальных утратах
    11.12.2022
    Помощь при перинатальных утратах
    В ситуации перинатальной утраты происходят потери части себя, ожидаемого будущего, надежд на приобретение статуса родителя… утрата создает ситуацию психической травмы, носит экзистенциальный характер и может приводить к нарушениям семейной системы.
  • Кризисы современной семьи глазами психотерапевта
    22.09.2022
    Кризисы современной семьи глазами психотерапевта
    Неудача в прохождении кризисов порождает семейную дисфункцию, а она, в свою очередь, порождает различные последствия — от невротических и психосоматических расстройств до болезней зависимости.
  • Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    28.03.2022
    Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    Многие личностные проблемы, проблемы в семье, проблемы развития ребенка, проблемы зачатия и внутриутробного развития возникают в связи с соперничеством диад.
  • «Забота о других через соматизацию себя»: семейные терапевты о тревоге во время пандемии
    11.11.2020
    «Забота о других через соматизацию себя»: семейные терапевты о тревоге во время пандемии
    Как отношения в семье влияют на тревожность во время пандемии коронавируса и о чем важно помнить психотерапевту? На заседании Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье, об этом рассказали Екатерина Уголева и Евгения Кораблева…
  • Эмоциональное состояние одного члена семьи отражает состояние другого
    23.04.2020
    Эмоциональное состояние одного члена семьи отражает состояние другого
    Опишу стандартный случай, собранный из нескольких. У женщины сидящей долгое время в декрете, когда ребенок соберется идти в первый класс, появляется головокружение и ощущение предобморочного состояния перед выходом из дома. Она не может водить его в школу…
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • Котерапия — эталонное исполнение семейных ролей психотерапевтами
    27.02.2020
    Котерапия — эталонное исполнение семейных ролей психотерапевтами
    Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер и Нина Викторовна Александрова, авторы модели аналитико-системной семейной психотерапии и модели краткосрочной аналитическо-сетевой психодрамы, рассказали о котерапии, экспериментах в работе и секретах успешной практики…
  • Фарс и фарсовые произведения в психотерапии и жизни. Часть 2
    20.11.2018
    Фарс и фарсовые произведения в психотерапии и жизни. Часть 2
    Ложный стыд и вина могут разрушить самооценку. Только смех позволяет выжить в этом «теневом» мире. В средневековом фарсе комизм строится на открытии «подлинного» лица, о котором зритель знает. И это ничем не отличается от того, что происходит на психотерапии. Клиент на самом деле догадывается о «подлинном» лице проблемы. Он знает, что он живой, но это зачастую является тяжело переносимым фактом, ведь живые — не идеальны...
  • Рожать. Нельзя откладывать
    30.01.2017
    Рожать. Нельзя откладывать
    Материнство – святая обязанность, долг, работа? Существенная и обязательная часть женской жизни? Во времена доступной контрацепции женщина принимает решение о том, быть или не быть матерью. На радио «MediaMetrics» в передаче «Психологическая среда» перинатальный психолог Алёна Луферчик отвечает на вопросы психолога Алёны Солодиловой о том, какую роль материнство играет в жизни современной женщины...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»