Научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Вадим Артурович Петровский на 16-м Санкт-Петербургском саммите психологов представил доклад «Травма взаимонепонимания (из неотосланных писем другу)».
Дорогие коллеги, обычно на Саммите, а я не впервые здесь, рассказываю о том, чем занимаюсь как исследователь, а сегодня почти не буду об этом. Тема такая. Время такое. Один очень близкий мне человек, врач «веселой» специализации, патологоанатом, как-то сказал, выразив мою мысль лучше, чем я это сделал в разговоре с ним. Он сказал: «Нельзя видеть точку, с которой смотришь». Я это к тому, что наука о настоящем заявит о себе позже, с некоторым отставанием во времени. Но это окупается объективностью. Хотя и сейчас первые шаги делаются, и Саммит, конечно, подтвердит это.
Несколько слов о себе и другом человеке, тоже друге, живущем в Гамбурге, художнике (вообще сегодня я — о друзьях). Мой друг, Сергей, эмигрировал в перестройку, 33 года назад. Мы оба родом из Харькова, и в последние годы переписываемся на «Фейсбуке»*.
Я уехал из Харькова (был увезен родителями) в возрасте 6 лет; и летом, с сестрой, из года в год мы отдыхали под Харьковом, в цветущем небольшом городке сельского типа. Там была дача нашего деда, доставшаяся еще от прадеда, режиссера («Театр начинается с вешалки» — этот лозунг приписывали Станиславскому, но появился он впервые в театре у прадеда, сейчас в этом московском здании «Театр наций», — звучит в наши дни интересно). А дача была — вишневый сад, очень, кстати, напоминавший чеховский. Словом, Харьков — родное мне место, моя родина не только формально. А несколько дней назад моя сестра, она старше меня на два года, кружным путем — Львов, Польша, Белоруссия — вернулась в Москву из-под Харькова — слава Богу.
Так что всё происходящее сегодня затрагивает меня очень лично.
А Сергей провел в Харькове свое детство, отрочество, юность, молодость, стал членом Академии художеств СССР, затем покинул Союз и теперь многие годы живет в Германии. И мы не общались с ним годы. «Фейсбук»*, как я уже сказал, объединил нас, ну, а потом чуть было не разлучил, не разбросал в разные стороны, когда вдруг выяснилось, что мы совершенно по-разному воспринимаем и оцениваем происходящее в мире. Но, Господь миловал, этого не произошло. Мы продолжаем общаться, однако же, вы догадываетесь, у нас появились закрытые темы; и таким образом в голове каждого образовалось некое пространство — «пространство травмы отсутствия диалога».
Думаю, мы оба заполняем это пространство письмами, которые пишем друг другу мысленно, не отсылая их. О чем эти письма, и зачем я хочу рассказать о них?
Такой разговор имеет практический смысл: «Лечение разговором»… Напомню общеизвестное: так понимали психотерапию Брейер и Фрейд. И вот я думаю, после группового сеанса «терапии» на Саммите, при участии коллег, я даже рискну отослать другу реальное письмо на его вторую родину.
Я затрагиваю несколько тем в этих письмах.
Первая тема в мысленных диалогах — психология как инструмент выхода из пространства травмы; травма лимитированных (ограниченных) возможностей. Ограничения не только внутренние, но и внешние. Таков печальный опыт писем двух инфантилов во времена перестройки (это был я и мой коллега). Мы написали тогдашнему высокому начальнику, имя его упоминать не хочу, но скажу, что начиналось на «Х», о том, что совершенно необходимо (безотлагательно! всенепременно!) проводить психологическую работу в верхнем эшелоне власти; мы писали о том, что нужно-де оценивать психический статус наших руководителей. Чем все это закончилось? Мы были посланы адресатом на ту же самую букву («вы что, охренели?!»). Косой росчерк пера в левом уголке бумаги.
Вторая тема — эффект коллективных петиций; травма разочарования. Здесь сразу несколько подтем. Гегелевский закон несовпадения поступков и деяний (добрых намерений и злополучных последствий). Вундтовский закон гетерогонии целей (ставим цель и промахиваемся). Точка Нэша (хотим улучшить, но только усугубляем ситуацию). И все это в целом, прошу прощения, — антропологический поворот от ворот.
Третья тема — пространственные и темпоральные аспекты травмы; хронотоп травмы: «По ком звонит колокол?»
А. Пространственный аспект: насколько событие травмы приближено к нам? Насколько оно затрагивает нас физически? Здесь мы имеем дело с субъективным расстоянием — открытием Экмана, показавшего, что существует линейная связь между субъективной оценкой значимости события и субъективным расстоянием до него (представьте себе летчика в кабине бомбардировщика: чем ближе к тем, кого он видит внизу, тем больше его затрагивает, что будет с людьми, чем выше над ними, тем меньше его волнует их смерть). Ну, скажем, из Америки — одно, из Европы — другое, из России — третье. Еще о пространстве: есть разница между «быть реально травмированным» или «ощущать угрозу травмы»; важна точка отсчета: кто субъект, кто объект травмы, «по ком звонит колокол?». И — границы пространства травмы: напрашивающаяся аналогия с «размытым множеством» математика Лотфи Заде.
Б. Темпоральный аспект: времяисчисление травмы. Однажды я спросил у новобрачных: «Как давно вы вместе?» Он сказал — полгода. Она — в сторону: «У каждого свой счет». Итак, происхождение травмы. Точка отсчета: 24 февраля сего года? 2014 год? 1941 год, 30 июня, спустя 8 дней после начала войны?
Личное воспоминание вдалеке от трагедии сегодняшнего дня и ее зарождения. Август, 1991 год. Мы с женой ночью у Белого дома. Дождь. Моего соседа, щуплого такого парня, с которым стою в цепочке, бьет крупная дрожь. То ли от холода, то ли от страха. Еще бы — вот-вот танки! Люди, родившиеся 20–30 лет назад, должны децентрироваться, чтобы разделить со мной мои чувства, но у них, похоже, есть тысяча поводов не делать этого, не «децентрироваться»...
Четвертая тема: конфликт «Мы и Они»; травма обманутых ожиданий. Речь здесь идет о феномене проекции в межнациональных отношениях. Еще одно личное воспоминание. С подачи сегодняшнего руководителя этой секции и при его деятельном участии когда-то уже давно, в конце прошлого века, я разрабатывал модель «перестроечной» концепции дошкольного воспитания. Чуть позже она была принята ягодинским госкомитетом по образованию. Александр Григорьевич Асмолов был тогда главным психологом этого комитета. Мы с группой коллег работали вдохновенно. Самоценность детства! Общечеловеческие ценности! Искренне верили: мир-дружба всех со всеми, не разлей вода! Вот, наконец, рухнул железный занавес, мы все теперь будем вместе, мы все хотим этого! Однако… однако…
В ретроспективе все это выглядит теперь иначе. В чем дело? Почему — облом? Даже если отвлечься от экономических соображений? Какая-то психологическая причина? Моя гипотеза, основанная на известном факте: существует на свете коллективистическая культура (скорее, восточная) и — индивидуалистическая (скорее, западная). В России — некий баланс, а в перестроечные времена доминировала первая над второй, особенно если иметь в виду нарождающиеся отношения с Западным миром. Теперь можно прийти к осознанию: тогда «срабатывала» и отчасти действует до сих пор перекрестная межнациональная проекция двух парадигм — восточной и западной. Долго верили, а некоторые и сейчас верят в «мир-дружбу» между народами, не замечая, что новоявленные «друзья» могут приписывать друг другу противоположные намерения и ожидания. Мнится, что другие хотят того же, что и мы, а они при этом желают совсем другого, чем мы, проецируя, соответственно, «своё» на нас.
Пятая тема: информационные войны; фейки; травма оболганности. Потрясающий американский фильм «Хвост виляет собакой». Фильм о том, как создаются политические мифы. Прорезать бы этот фильм фейками, да и показывайте тем же американцам, а также европейцам, а также всем-всем! К фейкам нужно относиться всерьез. Обижаться на фейки глупо — все равно, что обижаться на зажигалки с неба еще той, прошлой, войны с фашистами. Возмущает другое! Фейк — совершенно особый жанр искусства, сопоставимый разве что с демонстрациями Игоря Кио или Дэвида Копперфильда, сравнимый с безукоризненной работой престидижитаторов, таких как отец и сын Акопяны, и с фокусами восточных мастеров... А тут, понимаете, примитив на примитиве, все грубо скроено, моментально разоблачаемо, фу, гадость какая, стыдно, ребята… Но потом я понял: что все ведь нормально! Так и надо мастерить фейки. Здесь главное — информационный импритинг! Прямо по Лоренцу: гусенок вылупился из скорлупы, видит гусыню, идет за ней и потом будет ходить за ней долго; а если вместо гусыни — мяч, двигающийся с той же скоростью, то гусенок станет всю жизнь ходить за мячом. Так и люди — вот мы все вылупились на видео и пойдем за ним. Чем нелепее ложь, тем быстрее люди в нее поверят. Закон логики, хотя, я думаю, Геббельс не был знаком с нею, «ложь имплицирует все, что угодно», то есть из лжи одинаково следует как истина, так и ложь. Закон Роберта Шекли: «Проигрывает тот, кто говорит правду, его ограничивает истина, лжец может нести все что угодно». Так что дело не в качестве лжи, а в ее количестве и скорости поступления — потому что разоблачения отстают.
Шестая тема — конфликт интерпретаций и интерпретаторов; травма потери друзей. «И распались кружки, раздружились дружки, потому что история любит прыжки». Так сказано в стихах у Юрия Айхенвальда, я слышал их от своего отца (они ровесники и были знакомы друг с другом):
И распались кружки,
Раздружились дружки,
Потому что история
Любит прыжки,
Потому что безумный
Плясун на канате
Ненавидит
Времен пресловутую связь.
Но как говорить с друзьями, если мы видим разное, слышим разное и по-разному, и когда вдруг оказывается, что мы — «разные», до неузнаваемости, хотя дружбе нашей сто лет? И мы были рядом у Белого дома. А в терминах «объект» и «субъект» это вопрос о том, как избежать участи быть объектом и, тем более, субъектом информационных войн? Как избежать гражданской войны с самыми близкими в своих семьях, в общении с друзьями? Или — как подняться над ситуацией? Говорят: «Надо быть над схваткой!» А вы попробуйте сказать роженице нечто подобное («Будь над схватками!»).
Так что же делать? Николай Гаврилович Чернышевский не дает нам ответа на этот вопрос. Вот и думаешь: может быть, взять, да и заставить себя, пересиливая всевозможные «когнитивные диссонансы», преодолевая отвращение, слушать источники альтернативных посланий? Или, общаясь с близкими, «включать Роджерса»? К сожалению, здесь нет пока ни общего, ни персонального решения. Никто еще не придумал «Памятки для спорщика», да и вряд ли когда-нибудь придумает.
Но, кажется, ясно одно: потребность «победить» в таком споре вторична.
Герои ринга, трека, корта
Вопят, ликуя под конец...
Лишь побеждает неохотно
Своих соперников мудрец.
(Евгений Винокуров)
Мудрецов я встречал нечасто, но с проявлениями мудрости эпизодически, встречался, и она, действительно, состоит в том, чтобы побеждать неохотно и при этом достигать главного: взаимоотраженности. И я думаю, что это исходное, фундаментальное стремление человека — отразиться в другом человеке, отразиться своими чувствами, мыслями, побуждениями, поделиться тем, что личностно значимо, приобрести инобытие в другом. Это — базовая потребность; я называю ее в публикациях «потребностью в персонализации». Об этом мы также писали с моим отцом, Артуром Владимировичем Петровским, в «Вопросах философии» в 1984 году. Сейчас я хочу сказать: нам не так уж и важен спор — спор как таковой… Мы просто хотим быть услышанными, отраженными, для того и спорим. Если чувствуем, что нас не слышат, то мы пытаемся сломить сопротивление, и получается так, что ненароком «сметаем» тех, кто сопротивляется понять нас, — как если бы нам было важно именно победить в споре. Парадокс состоит в том, что чем ближе «по жизни» этот другой (другая), тем мы яростней. Эрик Берн называл чувство «я прав» золотом для дураков и был, безусловно, прав. Но, кстати, я думаю, он ошибался, считая, что все клиенты, играющие в «судебную комнату», приходят к нему, чтобы доказать свою правоту. Да, им, безусловно, хотелось, но главным было достижение отраженности друг в друге. В присутствии третьего лица такое доступнее.
Иногда на сеансе я предлагаю партнерам, не перебивая, выслушать друг друга. Единственное, что требуется, — парафразировать, «возвращать» партнеру смысл сказанного, используя свои, а не заемные слова. Бывает непросто, но иногда этого хватает для разрешения острого конфликта. Появляется возможность найти «общие точки».
И вот я думаю, может быть, именно так общаться сегодня на острые темы? 10 минут — мне; 10 минут — тебе + «повтори, как ты меня услышал(а)». При этом — никаких возражений! И далее — «минута молчания», растянутая на час, а то и на два. Пусть каждый прочувствует: «Я сказал — Ты услышал меня».
Однако, и такое вряд ли поможет, если заранее не принять тот факт, что все наши истины — относительны, и что есть всего одна истина — абсолютная, из категории нравственных истин: «Верность в дружбе — превыше всего». Большой друг всех детей в мире, Владимир Ильич, рвал отношения с теми, кто не разделял его политических убеждений. Я бы сказал так:
Платон мне друг, но истина дороже.
Ты не согласен? Вот тебе по роже!
Так, может быть, на этот раз «не по-ленински»?
Вот о чем, коллеги, моя мысленная, а теперь уж, надеюсь, и реальная переписка с гамбургским другом из Харькова; мне с ним не хочется мериться принципами, мне не нужен гамбургский счет.
И между друзьями не должно быть закрытых тем!
Друг из Москвы, мой близкий друг (вы можете видеть его на питерском Саммите, он руководит этой секцией), написал мне в письме замечательно: «Никакая политическая коррозия не способна разрушить наши братские отношения».
Добавлю к этому. Человек, увы, создан не только по образу и подобию Божьему. Человек создан также по образу и подобию мира, который создал он сам. А мир временами чудовищен, человеческий хаос отнюдь не всегда, в терминах Пригожина, «рождает порядок». Эпиграф к великой книге Радищева звучит так: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Единственное, что по-человечески способно противостоять такому «чудищу» — это взаимослышание, взаимопонимание, дружба.
Давайте вместе держаться этого!
* Facebook запрещен в РФ, принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России. — прим. ред.
Видеозапись доклада, подготовленная В.А. Петровским к 16-му Санкт-Петербургскому саммиту психологов:
По прошествии некоторого времени после доклада Вадим Артурович Петровский прислал в редакцию «Психологической газеты» «Памятку спорщику» — читать полностью...
Вадим Артурович, опять здравствуйте (или здравствуй, то есть пока никто не слышит - "на ты"). Мне очень понравился образ "мудреца, побеждающего неохотно" (цитата твоя из Винокурова). Я бы даже попросил тебя отыскать какие-нибудь талантливые стихи (любого автора), которые еще более усиливают эту мысль. - Мысль о том, что мудрецы испытывают непонятную глупцам искреннюю благодарность своим оппонентам - за их активность, за их смелость, за их существование.
Увы, я не уверен, что ты прочитаешь этот мой комментарий. Почему? - Я уже не раз писал здесь комментарии на статьи и заметки разных авторов и ... никакой ни разу реакции ни от кого (?!). Допускаю, что здешний движок (ит-платформа)никак не уведомляет авторов, что на их статью пришел какой-то отклик. Ну и явно нет никакой возможности написать "отклик на отклик". Получается, что не предусмотрена тут как раз та самая ценная возможность для "мудрецов" - выразить горячую благодарность оппонентам :) Поэтому приглашаю тебя на форум ЭСПП, где можно на какие-то темы вести ... бесконечный обмен репликами. И это на некоторых ветках там у нас происходит ... годами.
Дорогой Александр, я прочитал твой комментарий еще тогда, в июле 2022. Но связи с тобой, действительно, еще не было. А сегодня ситуация переворачивается. Я пишу тебе, а ты, скорее всего, моего ответа не увидишь. Спасибо тебе за отклик!
Я нашел более полный фрагмент из Винокурова:...
Орет в прожекторах, у края
Тот, кто ударом изумил,
Стальными мышцами играя,
Стоит бестрепетный кумир.
Так тигр сшибает лося лапой,
Так в луже бьются сизари…
Девиз летит: погибни слабый,
А сильный навсегда цари!
Герои ринга, трека, корта
Вопят, ликуя, под конец…
Лишь побеждает неохотно
Своих соперников мудрец.
...В миры входить нельзя без стука:
там все вопрос, вопрос, вопрос.
Сошедшая с ума наука
на всех кидается как пес!
Трещат научные преданья
под грузом малых величин.
И там, в глубинах мирозданья,
уж нет ни следствий, ни причин!
, чтобы комментировать
Александр Георгиевич, авторам на почту приходят уведомления о комментариях.
, чтобы комментировать
Все же человек создан по образу и подобию Божьему. А уже миры свои он создаёт сам.
, чтобы комментировать
Большое спасибо за статью. Здесь удивительно переплетались два контекста переживаний: психолога в человеке и человека в психологе. Меня как человека и как психолога затронули оба. Я впервые за долгое время почувствовала франкловское, да и перлзовское соприкосновение по самой неизлечимой проблеме - напрасности усилий в попытке соприкосновения... Это, и правда, терапевтично - понимать, что кого-то это тоже и так же терзает и не дает покоя. А второй момент, объясняюще-исследовательский, напомнил мне мысль, высказанную К. А. Абульхановой в её работе по социальному мышлению россиян. Она пришла к удивительному и точному выводу, что в перестройку на волне и при успехе оказались высокоинтеллектуальные люди с НЕПРОТИВОРЕЧИВЫМИ ценностями, позволяющими им не сомневаться, срывать ли куш любой ценой и пахнут ли деньги, в отличие от противоречивой по своим ценностям субъект-субъектно ориентированной части населения (интеллигенции). Это именно то слово: непротиворечивые. Чему? Человеческой природе. Жаждущей покорить себе всё вокруг. Человек сам себя опредмечивает в том, что создаёт. И что разрушает. Противоречивые ценности симптом высшего этапа развития общества,когда ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ ПОСМОТРЕТЬ НА ТОЧКУ, ИЗ КОТОРОЙ СМОТРИШЬ, децентрироваться, чтобы созидать. Сохранять. Продолжать. Древнейшие цивилизации мира проходили уже эти этапы. Шумеры, в частности, не захотели терять свою коллективистическую ориентацию, не перестроились под новый ритм жизни (а может, Вселенной?..), где нужно было непротиворечиво что-то забыть, предать и тем самым выживать.
Поэтому ничего, кроме как "включать Роджерса"! Или шумера.
, чтобы комментировать
Прочитал статью 2 раза и не понял, какой позиции придерживается Ваш друг Сергей. Можно уточнить? Спасибо.
, чтобы комментировать
Спасибо, Вадик! Как всегда смачно и точно, многогранно и многосмысленно. Все мы знаем, "по ком звонит колокол". Только это ничего не меняет. Меня всегда поражали и поражают благозвучие и красота послания, что передается в бескрайний простор с колоколен малых и больших, старинных и новых храмов. Уверен, что музыкальное умиление, которое испытывает в эти мгновения моя душа - не единственное предназначение колокола. Недостаточно помнить, по ком звонит колокол, хорошо бы в этом звучании услышать призыв к пониманию вечных ценностей и обращение к персональной совести. В августе 1991 колокол звонил также, но слышен был тот спектр звона, который называется набат. И дело не в возможностях колокола, дело в восприятии слышащих. Он и сегодня звонит по-прежнему, и каждый в этом перезвоне слышит свое. Это нормально. Не нормально думать, что он сменил адресацию и теперь звонит по кому-то другому.
, чтобы комментировать
Лишь побеждает неохотно
Своих соперников мудрец...
1. Когда "споришь" с самым близким, его победа - твоя победа, а его поражение - Чему тут - радоваться? Разве только тому, что - победе истины, если таковая, - присутствует в этом споре и является хотя бы промежуточной / побочной целью для обоих...
2. Когда ты понимаешь, что изменить ничего нельзя, что победа, даже если это победа в истине, - есть расставание с человеком, который тебе дорог, - то победа не только "не охотна", а порою и травматична для личности и разрушительна для партнерства... а вот ведь если действительно, возьмет да и поймет - почти все... Многие отношения строятся на непонимании / неполном понимании, оно удобно, комфортно, позволяет "прикидываться ветошью", "валять ваньку", заключать "конвенциоанльные соглашения" любой степени нравственной ограниченности / пошлости, когнитивной ограниченности / тупости и прочая и прочая... напротив, существует целый институт, не упомянутый в статье, но тесно связанный с этой проблемой, это - институт доносительства / ябедничества и иных злонамеренных (ре)интерпретаций ...
3. Когда мудрец общается с не-мудрецом... он тратит силы понапрасну... возможно, ему удастся что-то донести, но - что именно - никто не может сказать заранее ... тут и метание "бисера перед свиньями", который свиньи благополучно затопчут, и "мартышка с очками", которая перемерит их все и, в основном, на не те места, и просто понимание того, что ты, в своем понимании, - одинок и останешься - одиноким. Это -травма одиночества. Он, возможно, преодолевается только главным понимающим и взаимопонимающим - Богом. По некоторым рассказам долгоживущие ламы Тибета при этом совсем не жаждут понимания человеческого и разговоров - с людьми... Мне кажется, от чего человек устает больше всего, - это именно от разговоров... с людьми... Даже и особенно - с близкими.
4. Темпоральные аспекты травмы взаимонепонимания мне кажется связаны вообще, в целом, с разницей глубин понимания происходящего или произошедшего... для кого-то глубина и точка отсчета - "давным-давно", для кого-то, кто переживает опыт внове или мало уделял времени, пространства и иных ресурсов тому или иному явлению, оно случилось совсем недавно и совсем новенькое...
5. Еще интересный вопрос - вопрос о "субъекте истины". Знаменитое "знаю, что ничего не знаю" говорит о том, что даже идентифицировать себя как такого субъекта - мудреца, затруднительно... мудрец , с одной стороны, по идее должен более четко представлять, что "все равны, но есть те, кто равнее", а, с другой стороны, "мудрость есть и у курицы"...
6. Трудно сказать, есть ли у мудреца потребность или /и возможность в человеческой отраженности... "Ибо имена их написаны на небе"... Опыт поневоле приводит человека к мысли, что даже если нуждаться в отраженности, получить ее практически очень сложно.. Психолог помогает... помогает точно так, как помогает "угу-терапия" К. Роджерса... это выслушивание - отзеркаливание.. но есть моменты, когда партнер упорствует в своем плоском. обозленном, деформированном видении себя и мира... когда его "поддерживают" такие же ,а может еще и более обозленные
представители "социального контекста", субъекты больших и малых дорог неоглядной материальной реальности, у которых ести своя, очень четкая истина ( спим, потребляем, мудруем над другими, спим дальше)... Угу-терапия в ее парадоксальном варианте помогает и здесь, но не всем... кому-то, - да , она поможет... если человек не ушел далеко и надолго в потребление / адаптацию вместо творчества / "неадаптации"
Все, что я знаю по этому поводу сводится к следующему:
1. если есть кто-то, кто хочет понять другого и, возможно, даже стремится к взаимопониманию, и есть другой кто-то, кто тоже к этом очень стремится,
2. у них есть время, место и иные ресурсы, для того, чтобы попытаться это осуществить, не торопясь, а
3. со знанием дела, то есть с СОВМЕСТНОЙ
рефлексией, с ее лучшими или даже самыми простыми техниками (включая угу-терапию),
4. с любовью (= уважением, принятием / благоговением, пониманием изменчивости всего и многоуровневости многослойности всего) к себе, другому и жизни,
5. если они будут очень стараться / работать над этим и
6. если они будут изначально иметь множество "точек соприкосновения" (именно множество точек, которое связано с развернутым "мониторингом" реальности , позволяющим отделить зерна от плевел, фейки и ложь от того, что есть "полная истина", как это показано в замечательном советском фильме Ф. Соболева «Я и другие», а также его же фильме "На прицеле ваш мозг", в исследованиях Ф. Зимбардо, С.Аша, Ст. Милгрема, А. Лобачжевского, В. Франкла, Э. Фромма, Б. Беттельгейма и т.д. )
7 или хотя бы сильную мотивацию услышать / понять друг друга, например, интенсивную меркантильную мотивацию или мотивацию выживания, а не только мотивацию поиска истины , то у них есть все шансы достичь такого СЛУЧАЯ, как взаимопонимание
Вопрос такой: кто в реальном мире, рядом с нами готов, запуганный BANI-VUCA- метафорами и рвущийся к достойно-неограниченному потреблению всего, что сможет "понадкусить", замороченный семейными, профессиональными, иными мифами и т.д., потратить силы (труд), проявить любовь (которая, как известно, охладела), чтобы заняться полностью "БЕСПОЛЕЗНЫМ" (шо я с этого буду иметь?) взаимопониманием? За взаимопонимание деньги платят только психологам и то, - далеко не всегда... Некоторые клиенты от "взаимопонимания" шарахаются, как от чумы... психопаты и социопаты, иногда посещающие товарищей психологов, например, в целом абсолютно не готовы к "взаимопониманию", оно разрушительно для них... также как разрушительно и для многих из самих "роджерианцев"... Б. Поршнев хорошо описал некоторые эффекты "взаимопонимания" между антропами, архантропами и неоантропами... И.Ялом и многие иные психотерапевты фиксировали наличие у клиентов слоя "тайны", который не должен быть понят, а если психолог понял его, то ему лучше сохранить свое понимание в тайне же. С этим, видимо, связаны предкатарсические эффекты терапии Г. Назлояна, которые также хорошо описаны и в процессуальной работе, в том числе по методам типа "дороги из хлебных крошек" и повторении за клиентом его действий у Э. Минделл (разного рода нападения на понимающего). Также есть знаменитое высказывание "знающий -не говорит, говорящий - не знает")
А ведь как бы хорошо было - сесть так, уютненько, у окна (в мир большой и огромный), пригласить собеседника, да и исследовать вдвоем его какую-то часть и даже консенсуса достичь: вдвоем найти новую истину, вместо компромиссов и иных - "побед"... и не только в диалоге с Богом, но и с кем-то реальным, в ком можно -таки отразиться / подтвердиться / получить помощь и кого можно отразить / подтвердить / кому можно помочь ) М. Бахтин, однако, пишет еще про какую-то закавыку в виде "заслуженного собеседника"... это вообще - из разряда "выше нашего (обыденного) понимания"... Когда люди говорят о понимании как счастье и роскоши (то есть до них дошло, что не все так просто), они все же часто упускают как раз этот момент, - того субъекта, с которым возможно взаимопонимание, и, тем паче, само это (взаимо)понимание, еще нужно заслужить... причем заслуживается сначала просто собеседник, а уж потом, видимо, и понимание с ним... Я надеюсь при этом, что список закавык в этой теме далеко этим не ограничивается) Медиация / посредничество всем людям в помощь)
Нам, все же, не дано предугадать, как слово наше отзовется…
Статья очень понравилась, спасибо
Статья очень понравилась, спасибо
, чтобы комментировать
Тахир Юсупович отметил важный момент очень - самое опасное, судя по работам типа работ С. Милгрема, Ф. Зимбардо и т.д. - отказаться от ответственности, игнорировать ее...
, чтобы комментировать
Усилия и попытки соприкосновения далеко не напрасны, просто гарантии дать не может никто... как отмечается и в пословице "Сиди спокойно на пороге своего дома, и рано или поздно мимо тебя пронесут твоего врага", в данном случае, - этот враг, видимо, взаимонепонимание, Как отмечается выше,
а до этого и Г.Геббельсом, и Р. Шекли, нужно иметь терпение, чтобы дождаться, смысл чтобы выжить, мужество чтобы дойти (понять, в том числе ВСЕ), чтобы отличить среди бесконечных смыслов лжи один единственный смысл истины, а также - нужна непривязанность... С этим последним моментом связана мощь процессуально-парадоксальных подходов: действуя из непривязанности, говоря чушь ("по касательной" или вообще"не касательно" к проблемам клиента), можно гораздо больше успеть и сделать, чем действуя из чувства собственной значимости и мнимой компетентности (тут вернемся к упомянутым в статье понятиям гетерогонии В.Вунда и точка равновесия Дж. Нэша, а также прекрасным комментариям об опасностях пути воина в работах К.Кастанеды и Хагакурэ кикигаки Ц. Ямамото, иных работах о непривязанности, созданных в рамках множества религиозных школ). Притязание на истину означает готовность «жить так, как будто ты уже мёртв»... Клиент сам разберется, так или иначе.... опыт же даже дових никогда не будет опытом одинаковым... даже если они вместе дрожали в одном строю... без притязаний на взаимопонимание жить гораздо проще, но если уж кто-то рядом готов , как и сам человек, потратить силы и иные ресурсы, на это самое взаимопонимание, то - почему бы и нет...? Я, например, как женщина, очень ценю роскошь. Это мужчины могут себе позволить спартанские условия жизни, в том числе по дороге к истине... Я - буду отклоняться и искать что-то красивое, уютное и милое... но все же, - я не могу делать это все время и во всем, со всеми людьми... Роскошь она потому и роскошь, - что существует нищета... Главное, наверное, при этом для меня - не привязываться к самому взаимопониманию, понимать его статус "роскоши" ... Не для всех людей она - необходимость. Многие вполне удовлетворяются чем-то "попросче"... Лишь иногда такая роскошь - - вполне себе "хлеб насущный"
, чтобы комментировать