Идея апрельского «Чистого четверга» задумывалась до всех пертурбаций нашей жизни. Мы хотели говорить об этом в феврале: «Общий уровень психотерапевта, клиента, этические нормы и эффективность психотерапии».
Под «общим уровнем» мы понимаем образовательный, общекультурный уровень и клиента, и специалиста. Он проявляется в лексике, кругозоре, словарном запасе, в ценностных ориентациях. Теоретически представления о том, «что такое “хорошо”» и «что такое “плохо”», почти у всех людей одинаковы. Если мы, конечно, находимся в одном культурном пространстве. Например, в одной системе ценностей каннибализм является нормой, а в другой — диагнозом.
Но даже если мы существуем в одной морально-этической плоскости, то все равно по-разному понимаем и выражаем свои ценностные ориентации. Стилистика выражения зависит от того самого уровня, о котором мы говорили вначале. Если специалист и клиент находятся в разных культурных плоскостях, то им сложно понять друг друга, не говоря уже о труднопредсказуемых результатах психотерапевтического взаимодействия. На это как-то не принято обращать внимание. Нам кажется, что проблема лежит именно в этической плоскости. Для начала её стоит принять во внимание и попытаться учесть это во взаимодействии с клиентом. Если, конечно, это реально.
В начале дискуссии в качестве примера мы взяли возможность использования ненормативной лексики в процессе психокоррекции. Казалось бы, невинный и банальный вопрос вызвал очень много противоречивых заявлений. Мнения разделились между полюсами полного неприятия и абсолютного одобрения. Позиций было множество: мат как способ установления доверительных отношений, мат как самовыражение с обеих сторон, мат как нарушение границ психотерапевтического процесса и т.д., и т.п.
Но ведь нас учили психокоррекции без использования ненормативной лексики. Не существует учебников, за исключением филологических, где используется мат для объяснения сути концепции. В данном случае использование ненормативной лексики является частностью. У каждого кластера, у всех участников терапевтического процесса существуют различные нормы и правила поведения. Они могут сильно различаться и затруднять взаимопонимание. Важно, когда специалист обращает на это внимание.
Мы можем сделать вывод, что психотерапевтический процесс как продукт определенного культурного пространства создает свои этические нормы. В ситуации психотерапевтического взаимодействия они становятся первичными, занимая место привычных норм и правил поведения.
Различия в этических подходах, связанные с разными культурными кодами, могут оказывать фатальное влияние на возможность разрешить внутрипрофессиональные вопросы. Например, в последнее время часто используется «смешанный» формат работы. Как правило, в общественных, благотворительных организациях психологическая помощь является частью глобального медико-социального проекта. Здесь бок о бок работают медики, психологи, социальные работники, волонтеры. Один формат помощи почти незаметно переходит в другой, и очень сложно соблюсти границы интимности общения.
Возможность соблюдать личные границы и, как следствие, создавать атмосферу психологической безопасности зависит от личного культурного уровня участников процесса. В данной ситуации психологи являются наиболее уязвимой группой, так как в силу профессиональной деятельности лучше распознают границы этических норм.
С другой стороны, они, вооруженные Этическим кодексом, могут создавать новое культурное пространство для всех участников процесса. Принимая во внимание возможное сопротивление, стоит учитывать, что наличие хоть каких-то правил поведения, распространяющихся на всех, лучше, чем их отсутствие.
Следующий «Чистый четверг» на тему «Жизнь меняется ежесекундно. Предвосхищаем возможные этические вызовы» состоится 26 мая с 18 до 20. Встреча пройдет по адресу: Жукова, 23, и онлайн в Zoom. Регистрация по электронной почте: lenakuleva@mail.ru
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать