18+
Выходит с 1995 года
11 декабря 2024

Кто есть кто

Татьяна Николаевна Удина

Татьяна Николаевна Удина

Чебоксары

Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Заслуженный работник образования Чувашской Республики. Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Директор муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» города Чебоксары Чувашской Республики. Преподаватель Технологической школы индивидуализации образования и тьюторства. Руководитель лаборатории «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании».

Член Президиума Федерации психологов образования России, председатель Регионального отделения ФПО России в Чувашской Республике. Член Совета управления Чувашского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация». Член Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии).

Член Экспертной комиссии федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (2019, 2020 гг.).

Член экспертной группы по аттестации педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашской Республики, член Оргкомитета и член жюри Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог года Чувашии» с 2005 года. Член Совета управления при управлении образования администрации города Чебоксары. Член ГЭК по направлению «Психология и социальная педагогика» в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Член ГЭК по направлению «Менеджмент» в ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Член Конкурсной комиссия Чувашской региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации и преподаватель курсов «Лидерство» и «Командообразование» на Президентской программе подготовки управленческих кадров. Член Конкурсной комиссии Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики. Член Совета экспертов в области оценки управленческих компетенций при Главе Чувашской Республики.

Организационный консультант. Преподаватель. Бизнес-тренер.

В 1986 г. окончила Московский институт управления им. С. Орджоникидзе по специальности «Организация управления в строительстве», в 1993 г. — Казанский государственный технологический университет по специальности «Практическая психология», в 2009 г. — Манчестерский университет (Великобритания), диплом «Master of Education in Educational Policy and Management», в 2010 г. — магистратуру Института «Московская высшая школа социальных и экономических наук» по направлению «Менеджмент».

С 1994 г. возглавляет МБУ Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары.

Специализация в качестве практического психолога:

  • работа с подростками и взрослыми, переживающими кризисы личностно-профессиональной идентичности;
  • гармонизация детско-родительских отношений в семье;
  • работа с супружескими парами, переживающими нормативные и ненормативные семейные кризисы;
  • авторские лекции, семинары-практикумы, семинары-тренинги, профессиональные комментарии в СМИ и т.д.

Специализация в качестве организационного консультанта:

  • оценка уровня развития профессиональных компетенций согласно профстандартам, отбор и внутрифирменное обучение персонала, организационно-кадровый аудит и консалтинг;
  • экспертиза проектов и программ развития организаций, фасилитация групповой работы проектных команд, проведение стратегических сессий, модерация групповых дискуссий;
  • работа по развитию конструктивного взаимодействия в рабочих (управленческих) командах, индивидуальное психологическое консультирование и персональный коучинг руководителей организаций.

Специализация в качестве преподавателя и бизнес-тренера:

  • преподавание курсов: «Основы менеджмента», «Социальная психология», «Психология делового общения», «Бизнес-психология», «Психология управления», «Управление человеческими ресурсами», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Методы оценки персонала», «Модели наставничества» и др.;
  • семинары-тренинги «Психологическое здоровье личности, стрессменеджмент», «Управление конфликтом в организации», «Эффективное лидерство», «Развитие интеллектуальной и эмоциональной гибкости», «Конструктивный диалог с партнерами по общению», «Эффективные приемы деловых коммуникаций», «Мужской коллектив: секреты делового взаимодействия», «Женский коллектив: секреты делового взаимодействия», «Формирование позитивного личного имиджа», «Формирование управленческой команды на основе социоанализа» и др.;
  • авторская программа повышения квалификации «Психологические аспекты управления организационным поведением педагогов» (18 уч. час.) на базе кафедры управления и профессионального образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии;
  • работа в программе «Бизнес-акселерация» на базе Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП).

Участие в социально-образовательных проектах и программах:

  • проект инициативной группы «Плейбэк-театр для педагогов», поддержанный грантом Благотворительного Фонда Владимира Потанина, кондактор группы актеров-волонтеров;
  • исследовательский проект на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО») «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде, и ее научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению», проведение фокус-групп и интервью, разработка методических материалов;
  • муниципальная профилактическая программа «Душевные ресурсы», направленная на профилактику эмоционального выгорания и профессиональных деструкций педагогов, поддержанная грантом Союза охраны психического здоровья, руководитель, супервизор для педагогов-психологов и тренер для педагогов;
  • апробация инструментов профессионально-общественной экспертизы качества индивидуализации образования и тьюторства, эксперт-интервьюер;
  • республиканский проект «Тьютор для особых детей», ведущий консультант и тренер в Школе для родителей детей с ОВЗ;
  • рабочая группа по разработке Концепции развития психологической службы в системе образования при Минобрнауки России, член рабочей группы по приказу Минобрнауки России;
  • муниципальная пилотная площадка по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования»: руководитель площадки;
  • республиканская базовая стажировочная площадки (БСП) на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары по реализации проектов по направлению «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы): руководитель площадки;
  • муниципальная программа «Развитие и координация деятельности школьных служб примирения (ШСП) на 2013-2015 годы»: руководитель программы;
  • муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» на 2012-2015 годы: руководитель программы;
  • республиканская базовая стажировочная площадка на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, в рамках реализации подмероприятия 2.7 «Создание условий для распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: руководитель площадки;
  • проект МОУ «Гимназия № 1» города Мариинский Посад ЧР «В жизнь без конфликтов», поддержанного Фондом поддержки детей, нуждающихся в трудной жизненной ситуации: проведение обучающих занятий для волонтеров проекта, проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей, подвергшихся семейному насилию, методические консультации для разработчиков-реализаторов проекта;
  • республиканская экспериментальная программа «Создание «Школьных Служб Примирения» для несовершеннолетних»: разработка концептуальных документов, организация работы экспериментальных площадок на базе школ, проведение тренингов для юных медиаторов, методическая поддержка деятельности «Школьных Служб Примирения»;
  • республиканский проект «Мое образование»: организация и проведение обучающих и экспертно-аналитических семинаров по вопросам внедрения принципа индивидуализации в учебный процесс, методическое руководство работой республиканских экспериментальных площадок, проведение заседаний научно-методической группы, сопровождающей проект;
  • муниципальный сетевой проект «Тьюторские технологии в образовании»: преподаватель проекта, организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам развития тьюторского движения в городе Чебоксары, координатор проектов школ;
  • проект благотворительного фонда «Хевель» «Профессиональное устройство детей в семью»: разработка программы «Оберег для новой семьи» для «Школы приемных родителей; проведение психодиагностических процедур, занятий и консультаций для приемных родителей, участие в TV-программе «Найди меня, мама»;
  • проект МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары «Гендерное обучение»: научный консультант проекта, преподаватель проекта, организация и проведение экспертизы учебников;
  • муниципальный проект «Безопасная школа для детей и взрослых»: руководитель проекта, внедрение принципов ненасильственного общения среди участников образовательного процесса, работа с трудными классами, реализация дополнительных образовательных программ для детей и взрослых на базе школ;
  • комплексный проект модернизации образования в Чувашской Республике: экспертно-аналитическая работа; разработка концептуальных и нормативных документов по региональной кадровой политике, оценке и аттестации персонала образовательных учреждений; организация и проведение серии республиканских семинаров для представителей органов государственно-общественного управления в образовании;
  • российско-шведский проект «Развитие рынка труда для экономического роста в Российской Федерации»: модернизация и адаптация программ ДПО к потребностям рынка труда в Чувашской Республике согласно концепции непрерывного обучения, разработка и преподавание курса «Психология для эффективного бизнеса», тьюторское сопровождение студентов;
  • проект Европейского Фонда ТАСИС «Развитие НКО и гражданского общества: создание рабочей сети – повышение профессионализма – поддержка»: разработка организационно-деятельностной модели консультационного центра для молодежи по проблемам жизненного и профессионального самоопределения, психологическое консультирование молодежи, проведение диагностических процедур в рамках технологии ассесмента, методическая помощь специалистам НКО, работающим с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  • муниципальный социально-образовательный проект «Открытое образование» (г. Чебоксары): научный консультант проекта, тренер проекта, эксперт проекта, отработка модели сопровождения инноваций в образовательных учреждениях, разработка и ведение семинара-тренинга «Эффективное лидерство» для руководителей образовательных учреждений;
  • программа по молодежно-политическому сотрудничеству между ФРГ и РФ немецко-российского Совета по теме: «Ассесмент-Центры в помощь молодежи, выбирающей профессию»: экспертная работа, стажировка в ФРГ по освоению технологии ассесмента;
  • проект «Реформа системы образования»: экспертно-аналитическая работа, проведение республиканского семинара «Развитие образования: маркетинговый подход».

Публикации по вопросам развития психологии образования и управления человеческими ресурсами:

  1. Удина Т.Н. Проблемные вопросы регламентации труда педагога-психолога при применении профстандарта // Вестник практической психологии образования. 2019. №1. С. 74–79.
  2. Удина Т.Н. Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики // Психолого-педагогические исследования. 2017. №3.
  3. Удина Т.Н., Васильев Н.С. Подходы к организации профилактики деструктивного поведения в молодёжной среде // Народная школа. 2017. №4. С. 31-32.
  4. Удина Т.Н., Дыскин Ю.Д. Об опыте организации и результатах проведения скрининг-обследования подростков в г. Чебоксары на предмет выявления уровня их жизнестойкости //Народная школа. 2017. №4. С. 37-38.
  5. Удина Т.Н. и др. Оценка психологических ресурсов для гармонизации детско-родительских взаимоотношений в замещающих семьях, воспитывающих подростков 12-16 лет // Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение общего образования в контексте введения профстандарта «Педагог-психолог», 19–20 мая 2015 года, г. Москва.
  6. Удина Т.Н. Опыт организации тьюторского сопровождения руководителей образовательных учреждений в сфере среднего образования: от простого к сложному, от компетентностной модели к осознанному лидерству. / Социальные технологии в современном обществе: сб. научн. ст. / отв. ред. С.Г. Григорьева. – Чебоксары: Филиал СПбГЭУ в г. Чебоксары, 2013.
  7. Удина Т.Н. Роль центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в решении задач профессионального развития педагогов/ Сборник «Современные тенденции развития школ-интернатов России: материалы I Всероссийских педагогических чтений.06 сентября 2013 года ./гл. ред. Н.П. Нечаев.-Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013.
  8. Удина Т.Н. К вопросу о применении социально-психологических скрининг-иссле– дований для планирования мер по управлению человеческими ресурсами / Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Комплексное психолого-медико-социально-правовое сопровождение в образовании: интеграция науки и практики». – Чебоксары: Издательский центр ЧРИО, 2011 г.
  9. Удина Т.Н. Подходы к организации тьюторского сопровождения руководителей ОУ в сфере среднего образования// Сборник «Философия современного образования и научно-педагогическая мысль: от исследований к практике: Материалы XIV междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. – М.: АПК и ППРО,2011
  10. Удина Т.Н. Подходы к преодолению коммуникативных трудностей современного учителя в контексте идей гуманистической теории образования // Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс национальной инициативы «Наша новая школа», 14-16 декабря 2010 года, г. Москва.
  11. Удина Т.Н. Изучение социальной активности учителей (опыт г. Чебоксары) // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2010, №3.
  12. Удина Т.Н. Позитивные и негативные тенденции практики перехода на новую систему оплаты труда (НСОТ) в среднем образовании // Сборник «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: Материалы XIII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. – М.: АПК и ППРО, 2010.
  13. Удина Т.Н. Экспертный анализ подходов к формализации кадровой политики в образовании» // Сборник «Инновационная парадигма и кадровый потенциал в сфере государственного управления современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Новое время, 2010.
  14. Удина Т.Н. Прогноз социальной активности педагогов городских школ: результаты исследования // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Психологическое обеспечение Новой школы», 14-19 декабря 2009 года, г. Москва.
  15. Удина Т.Н. Оценка персонала образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2009. №2.
  16. Удина Т.Н. О профессиональном самоопределении педагогов // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?». – М.: Университетская книга, 2009.
  17. Удина Т.Н. Проблемы профессионального самоопределения педагогов и обсуждение подходов к их решению // Сборник «Современная система повышения квалификации педагогических работников в Чувашской Республике: опыт, возможности, перспективы: материалы научно-практической конференции. – Чебоксары, Изд. Центр ЧРИО, 2009.
  18. Удина Т.Н. Фасилитация групповой работы в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. №1.
  19. Удина Т.Н. Оценка профессионально важных качеств педагогических работников образовательных учреждений как информационная основа для планирования профессионального развития // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу?» – М.: Логос, 2008.
  20. Удина Т.Н. Профессиональное развитие руководителей и педагогов в ходе проектной деятельности // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. №2.
  21. Удина Т.Н. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения // Народная школа. 2007.
  22. Удина Т.Н. Технологии и модели психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся // Сборник «Психологическое сопровождение модернизации образования в Чувашской Республике. – Чебоксары, ЧРИО, 2004.
  23. Удина Т.Н. Использование проективных методик в семейном консультировании // Семья и школа – партнёры в становлении личности учащегося. - Чебоксары: ЧРИО, 2004.
  24. Удина Т.Н. Результаты исследования ожиданий в отношении содержания работы педагога-психолога образовательного учреждения // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. – М., 2003.
  25. Удина Т.Н. Психологическое сопровождение управленческих команд образовательных учреждений // Сборник материалов III Всероссийского съезда практических психологов системы образования. – М., 2003.
  26. Удина Т.Н. Готовность педагогов к реализации личностной модели взаимодействия с детьми как необходимое условие развивающего обучения // Сборник «Развивающее образование – основной принцип модернизации школы. – Чебоксары, 2003.
  27. Удина Т.Н. Рабочая программа подготовки педагогов-психологов школ Ленинского района к работе с одарёнными детьми «Психолого-педагогические основы развития одарённости учащихся» // Образовательная деятельность одарённых детей в массовой школе. – Чебоксары, 2003.

Специальные издания (автор, соавтор, составитель):

  1. Концепция комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде (проект) / Под ред. Вагнер И.В., Волковой Е.Н., Метлика И.В. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2021. 50 с.
  2. Потенциал профессионально-общественной экспертизы в повышении качества условий индивидуализации образования. – МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», 2018. 152 с.
  3. Взаимодействие образовательных учреждений с ППМС-центрами в системе образования города Чебоксары. – Чебоксары, 2011. 60 с.
  4. Информационный бюллетень №1 «Служба практической психологии в системе образования города Чебоксары». – Чебоксары, 2008. 119 с.
  5. Организация работы школьного педагога-психолога. – Чебоксары, 2005. 68 с.
  6. Информационный бюллетень №5 «Школа – социокультурный центр села: взгляд психолога-исследо­вателя» в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». – Чебоксары, 2002. 54 с.

Награждена медалью им. Г.И. Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки»; имеет благодарности Министерства просвещения РФ за значительный вклад в организацию и проведение федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» (2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг.).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»