• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

2 – 4 октября
Казань

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

20 – 24 октября
Санкт-Петербург

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

5 – 7 ноября
Москва

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

18 – 19 ноября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

Весь календарь

«Военная форма на детях – романтизация самого страшного»

/module/item/name

Военная форма на детях – дань празднику или дурной пример? Психолог Елена Кузнецова рассказывает о том, почему не стоит делать фотосессии детей, одевая их в гимнастерки и пилотки:

Давайте на правах психолога, имеющего немалые представления о детской психике, скажу, почему так не надо делать? Потому что это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни — войны.

Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети: война — это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой.

А надо — не так. Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают сколько живых из одной семьи взять платой за невозможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают — наши и не-наши. Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей.

Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием.

Военная форма — это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать её самому. Преждевременно. Оставляя следы горя везде, где ступают такие вот форменные сапоги.

Детям нужно покупать одежды про жизнь, а не про смерть.

Как человек, работающий с психикой, я очень хорошо понимаю, что чувство благодарности может переполнять.

Может прийти желание попраздновать «в едином порыве». Радость единства — согласия на ценностном уровне — это великая человеческая радость. Нам по человечески важно проживать что-то вместе… Хоть то радостная победа, хоть то скорбная память.

И впереди у нас такая важная дата. Готовясь к ней, вслушайтесь в то, чем она звенит лично вам.

Мы все с вами родом из общества, где указания как правильно жить, думать и чувствовать выдавались сверху.

Но сегодня мы можем выбирать. Например — осознание. Что ни одна общность не стоит того, чтобы платить за неё через облачённых в одежду для смерти детей.

Мирного неба нашим детям. И трезвой нам памяти. Пусть даже в одиночку, не вместе с теми, кто вот так.

Источник

Опубликовано 8 мая 2019

Материалы по теме

Утрата в период пандемии: горевание и прощание
24.06.2020
Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
04.06.2020
Проститься не прощаясь. Похороны во время коронавируса
22.05.2020
«Восторг победы». Памяти моих родителей
08.05.2020
Посвящение моему отцу Борису Яковлевичу Туровскому
08.05.2020
Боевые заслуги учёного: Даниил Борисович Эльконин
08.05.2020
Непобедимая наука во время войны. С.Л. Рубинштейн
08.05.2020
Психологическому сообществу: для психологии пришло другое время и другие задачи
08.05.2020
События из жизни В.Н. Панферова в период войны и дальнейшей жизни
08.05.2020
Р.М. Грановская воспоминает о жизни в блокадном Ленинграде
08.05.2020
Борис Герасимович Ананьев – учёный и защитник Отечества
07.05.2020
75 лет Великой Победы!
06.05.2020

Комментарии

 
Irina Kravchenko

И все же для детей это причастность... "Знаю, что все вместе мы народ... И радость моя летит и счастье мое поет..."

комментарий из Вконтакте08.05.201917:04:55

 
Maria Irzyeva

Я с этим тоже не согласна. Я практикующий психолог уже 10 лет и мама 5 летней дочки. Я с ребёнком третий год пойду в бессмертным полку причём она у меня будет в форме. Но перед тем как одевать или идти туда я ей объясняла за чем мы идём и почему, зачем мы одеваем форму. Все зависит от родителей, от их воспитания, от того как они в семье вспоминают о предках. Если они сами относятся к 9 мая просто как к празднику, то и ребёнок повторит то же самое. В настоящее время поколение детей уже не знают, что воевали, что делали их прадеды, они даже не помнят о них.

комментарий из Вконтакте08.05.201917:07:08

 
Svetlana Sadilova

Мария, согласна с Вами, что Вы не согласны с автором статьи! Из века в век детям давали носить форму и объясняли смысл этого переодевания. Это традиция не только русская, но и других народов.

комментарий из Вконтакте08.05.201917:42:20

 
Ksenia Vladimirova

Это очень узкая точка зрения автора статьи, мне она кажется преувеличенной и странной. И я так понимаю уже 3 психолога не согласны. Раньше играли мальчишки в войнушку маленькие, с автоматами, с машинками. И не было пацифистов и альтернативщиков. А мне кажется это про жизнь, про то как защищают Родину, Отечество!Мальчиков с детства надо учить этому!Никак не согласна, что военная форма это одежда смерти(?)Это красиво, это гордость за причастность к защите Отечества. Но это моя точка зрения.

комментарий из Вконтакте08.05.201918:51:33

 
Svetlana Yavorskaya

С автором тоже не согласна - почему форма смерти? Форма единства, защиты, патриотичности!!!!
А то так мы дойдем и что белое платье - одежда смерти...

комментарий из Вконтакте08.05.201919:38:59

 
Alexey Petrov

А вот очень интересно, что скажут сами дети на это? Что эта форма для них?... Сам, будучи мелким пацаном, с большим удовольствием мерил любую военную форму, "стрелял фашистов" любой подвернувшейся палкой (пацанов кстати этому никто не учит...)
Но был ли я горд, чувствовал ли прилив патриотизма, единства...красоту мундира...
"Убей его, или убьют тебя" - это помню. Ну неужели только Грандиозная память о Войне способна взращивать любовь к Родине?

комментарий из Вконтакте08.05.201921:05:57

 
Alexey Petrov

А на счёт формы - абсолютно согласен. Военная форма, любая, конструируется только для того, чтобы эффективней уничтожить врага, как можно гармоничней слившись с ландшафтом. Смерть ради жизни. Не согласен только, что детей от этого нужно изолировать.

комментарий из Вконтакте08.05.201921:16:01

 
Artyom-Yuryevich Maximov

Как человек, работающий с психикой, я вижу хоть и завуалированный, но вполне определённый способ манипулирования и навязывания своей, весьма спорной точки зрения под видов "мнения эксперта". Дети в форме, на параде Победы, на фоне оружия и техники - это всё приобщение к общенациональному опыту, корням и предкам - как бы высокопарно это не звучало. У людей же, отрицающих этот опыт, корни отсутствуют.

комментарий из Вконтакте08.05.201923:38:26

 

Согласен с автором статьи. Есть уместные и неуместные формы выражения сопричастности. 9 мая - это не праздник ряженых.

09.05.201900:18:03

 
Irina Yur

Как психолог психологу... Вы же знаете, насколько важно детям идентифицировать себя, определять себя через соединением с образом другого? Я как папа, я как мама... И что плохого, если ребёнок идентифицирует себя с героем, защитником, сильным персонажем, совершивший подвиг? А, может быть, это, наоборот, правильно? И это, возможно, кому-то поможет вырасти неравнодушны человеком, любящим свою землю. "Одежда смерти" - это взрослая ассоциация, не детская. Дальше, как специалист, продолжите сами...

комментарий из Вконтакте09.05.201903:57:44

 
Evgenia Bulgakova

Автор, я Вас поддерживаю полностью

комментарий из Вконтакте09.05.201905:51:55

 
Gleb Zheglov

Надо срочно запретить всю одежду из камуфляжа)))) а то дети её видят и у них сразу инстинкт кровожадного убийцы просыпается))))))))))))

комментарий из Вконтакте09.05.201906:49:40

 
Maria Irzyeva

Только мужчины почему то все её носят, на рыбалку, на охоту,на работу и так просто. И детям покупают только по тому что это выглядит красиво и модно.

комментарий из Вконтакте09.05.201906:51:42

 
Natalya Sergeeva

Не согласна с автором. Одевая форму ребёнок сильнее соприкасается с темой войны, её последствий и патриотизма, идентифицирует себя с защитником. И эта идентификация очень важна, особенно в наше время, когда ценности претерпевают изменения.

комментарий из Вконтакте09.05.201909:06:16

 

Присоединяюсь к тем, кто не согласен с мнением автора статьи. Я психолог лишь по образованию - практики не имею, но думаю, что военная форма на детях в этот праздник - способ приобщения - может и несколько гиперболизированный. Но - современный, - сейчас ведь дети не играют в "войну". А мы играли! И были "партизанами", и стреляли в "фашистов" из самодельных (тогда еще - в начале 70-х) деревянных автоматов! И каждый хотел быть героем! Хотел защитить, а не убивать! Романтизация - да! Но - не убийства, а стремления защитить Родину! Я думаю - поэтому люди и способны на подвиги. А если бы мы только и делали, что рационализировали, каждый бы сидел в своей норе и думал: "Моя хата с краю!"

09.05.201911:32:46

 
Yulia Provalova

"Военная форма - одежда для смерти"??? Очень странная ассоциация,
депрессивно-
инфантильная.
Военная форма это одежда Героя,
защитника Отечества.
Да, смерть на войне
рядом, но это святое - отдать свою жизнь за
мир на твоей земле.
А сколько граждан в ту
войну встали на
защиту своей страны и без военной формы?
Важен Дух защитника, а форма его только подчеркивает.

комментарий из Вконтакте09.05.201911:48:08

 
Tatyana Zlobina

Когда одна пуговица на рубашке застегнута не правильно, то вся рубашка застегнута не правильно. Дети в военной форме это веяние как раз того поколения когда не уделяли должного внимания самим понятиям и ценностям. Одежда это дополнения к роду деятельности. Уместность. В космос летают в скафандрах, в бассейн ходят в плавках, а на войну в военной форме. Таково предназначение. Следуя логике причастности -если вы хотите чтобы ваш ребенок был умный и здоровый как космонавт одевайте его в минискафандр, а чтобы приобщить его в спортивному духу, то пускай ходит в плавках. Дети носили в войну форму только в одном случае, когда были сиротами и жили при военной части. По простой причине что более носить было не чего. И это вызывало чувство, то чувство когда ребенок в войну сознательнее родителей одевающих детей в военную форму сегодня. Из той же серии когда георгиевские ленточки, назначение которых показать совою солидарность и причастность к событию носят как шнурки, носят на антеннах машин. Когда пишут - Можем повторить. Чего повторить? 12 миллионов только погибших? А сколько искалеченных судеб и последствий? Все дело в ценностях людей. И понимании сути вещей. Всем добра. И искренне желаю всем детям в военной форме и их родителям никогда не включаться в те события для которых эта форма предназначена. Причастность к событию воспитывают пониманием. Головой. А не маскарадом. Если ребенку показать и объяснить так чтобы дошло что такое война, уверяю вас он не подойдет к этой форме за версту. Эффект карго...он повсеместный. Всем осознанности и добра.

комментарий из Вконтакте09.05.201913:37:00

 

"Военная форма - одежда для смерти" - сугубо личная ассоциация автора статьи.
Обычно, причем, испокон, во всяком случае на Руси, - военный это защитник. Олицетворение Служения. А.В. Суворов: "Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву! Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!».
И его же: "Просящего пощады помилуй. Он - такой же человек. Лежачего не бьют".
И еще: "Снести то на сердце, чего другой снести не мог, есть опыт твердой души, но учинить то добро, чего другой учинить не мог, есть похвальное дело".
А " переодевания" - это первый опыт ребенка по освоению социокультурных отношений. Военная форма - олицетворение мужества, правды служения Отечеству, верности, надежности.

09.05.201915:22:03

 

Как психолог я понимаю, что в принципе не могу иметь качественное экспертное психологическое мнение по данной теме. Потому что осознаю, что имею дело с трансгенерационной передачей травмы. Мы являемся детьми, внуками и правнуками военного поколения и "варимся" в этом, также как и все остальные.
С моей точки зрения это не корректно заявлять собственное частное мнение, как профессиональное.
И да, смерть это неотъемлемая часть Жизни!

09.05.201923:22:50

 

Благодарствую за виртуальный диагноз. Непременно учту.

10.05.201901:33:11

 
Olga Rudakova

В первые пять минут, после прочтения статьи, у меня также возникло чувство негодования и полного несогласия с автором статьи. Однако успокоившись и поразмыслив я отчасть соглашусь Еленой Кузнецовой, не нужно романтизировать войну. И то, что происходит на осознанном уровне оседает на уровне подсознания. Давайте беречь психику детей от войны! Мира нам всем!

комментарий из Вконтакте12.05.201912:43:53

 
Elena Rudenko

А меня если честно взбесило. Это их детско-родительские отношения. Полноценные семьи. Достатка хватает чтобы фотосессии устраивать.Если только некоторым из них чувства меры и культуры не хватает то это уже другая история. К психологу Елене Кузнецовой родители и обеспокоенная общественность как я понимаю не обращались с запросом (как вариант): а что если одеть ребенка в военную форму и сапоги - он правда преждевременно умрет? Если бы с таким обращались, то и статья была бы о другом.. И причем тут военная форма - зачем ее так демонизировать? Это достоинство и честь умереть на поле битвы за Отечество. Умирают по статистике больше в гражданских одеяниях. Также в начале обращения переход на личности.... ИМХО вброс .. Зачем такое в психологической газете?

комментарий из Вконтакте12.05.201916:45:18

 

Об этом уже говорили наши современники. Согласна с автором. Идентифицировать себя с народом можно с помощью народных костюмов. Патриотизм и любовь к родине можно выразить возложением цветов и Георгиевской лентой на груди, рядом с сердцем. А в чем идентификация, наряжать ребенка в солдатскую форму? Мол, идентифицируй, ощути, сколько боли в этой форме, помни, знай и чти.
Почему тогда не наряжаете детей в костюмы проституток? Чтобы не повадно было становиться такими? Отличная профилактика ненужной идентификации. Не надо говорить, что это не об одном и том же. Суть -то она одна.

13.05.201913:41:57

 

"Почему тогда не наряжаете детей в костюмы проституток? Чтобы не повадно было становиться такими?". Нет, во-первых, "переодевания" ребенка - это не "рядиться" (в смысле фальшивить), а как раз примерять к себе определенные социальные и культурные роли: быть как мама, как космонавт. Следовательно, нарядится проституткой - это быть как проститутка, а не "неповадно". Во-вторых, да, быть солдатом - это и боль, и трудности и их ПРЕОДОЛЕНИЕ, имеющее человеческие смыслы - ради Отечества, своих близких, права БЫТЬ. В-третьих, странноватая ассоциация солдата проститутками....

13.05.201922:00:09

 

Я согласна с вами, про применение социальных ролей. Тут про фальшь я не писала. Вопрос в том: зачем примерять на себя соц роли солдат? Именно в таком ключе. Понятно, что герой и защитник. А без образа человека, который убивает других за "мирное небо" можно как-то продемонстрировать данный пример? Что, герои только те, кто на войну ходят? Есть нормальные, адекватные методы дать ребенку понять, кто такой герой. В конце концов та же игра в войнушку, которая заложена, мне кажется, на подкорке, так как война уже, скорее, коллективная травма и опыт поколений, демонстрирует поведение героя. Даже Юнг писал про архетип Воина (героя) - "Демонстрация заботы и сочувствия к другим, помощь". "Помог маме - ты мой герой".
Это можно показать через другие игры, объяснить другими поступками, мирными, нормальными.
Быть как мама - понимаю, дочки-матери, социальные роли и социальное поведение. Космонавт - понимаю, профессия. А солдат? Когда объясняем ребенку, кто такой солдат, понятно, что мы можем сказать - это тот, кто защищает родину. И все? Почему тогда многие не хотят, чтобы их дети служили в армии? Почему взрослые, сознательные люди не хотят защищать родину? Я понимаю, что ухожу уже в другую область, но проблема шире.
Вы пишете - "наряжать прооституткой - быть, как проститутка". А наряжать солдатом - быть, как солдат. Автор и пишет об этом. Что солдатская форма - это не романтика и антураж героя. Это смерти, убийства и зверства, которые он ОБЯЗАН делать, в силу СВОЕЙ социальной роли, не забывайте об этом.
Пример с проституткой просто ярче иллюстрирует пример. И к тому же - "не быть как проститутка" и есть неповадно. Лучше ведь не быть, как проститутка, чем быть как она. Все логично.
А про преодоление...Преодоление трудностей, опять же, трудностей убивать другого за свою жизнь. В частности, убивать другого по приказу, даже если тебе этого не хочется. Об этом ведь тоже не нужно забывать.
На самом деле много мнений на этот счет. Это просто моя позиция. Я понимаю, что хочется привить ребенку дань уважения тем, кто воевал. Я понимаю. Но почему так? Зачем? Что , возлагать цветы, помогать ветеранам и слушать их истории, читать книги и посещать музеи, чтить память и помнить историю уже не можно? Обязательно нужно показать свою идентичность с помощью, именно, кстати, нарядов? Вы же понимаете, что идентификация не равно наряжаться? Автор и пишет о том, что незачем это делать. Проще по-другому объяснить. А то, что годовалого малыша наряжают в солдатскую форму - простите, что вы ему там прививаете? Это скорее пиар ход родителей, не больше. Мол "смотрите, какой у меня солдатик растет", который, конечно, не пойдет в армию. Потому что никакая женщина не захочет отдавать свое дитя "на войну".

14.05.201913:39:57

 

А в целом, если по-простому, это все попросту одна большая инсталляция. Воспроизведение событий 9 мая 1945 года. Поэтому, скорее часть людей в форме, потому что тогда так и было. Желание воспроизвести события того дня.
Главное, ведь, насколько родители могут привить правильное понимание ребенку о тех страшных событиях.

14.05.201913:54:21

Оставить комментарий

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
15 августа 2020 , суббота

В этот день

Татьяна Васильевна Ахутина празднует день рождения ― 79 лет! поздравить!

Альбина Юрьевна Татаринцева празднует день рождения ― 47 лет! поздравить!

Скоро

2 – 4 октября
Казань

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

20 – 24 октября
Санкт-Петербург

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

5 – 7 ноября
Москва

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

18 – 19 ноября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

Весь календарь
15 августа 2020 , суббота

В этот день

Татьяна Васильевна Ахутина празднует день рождения ― 79 лет! поздравить!

Альбина Юрьевна Татаринцева празднует день рождения ― 47 лет! поздравить!

Скоро

2 – 4 октября
Казань

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

20 – 24 октября
Санкт-Петербург

«Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)»

5 – 7 ноября
Москва

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

18 – 19 ноября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

Весь календарь