18+
Выходит с 1995 года
20 декабря 2024
Граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом: результаты опроса «Психологической газеты»

«Есть ли граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом?» — на этот и другие вопросы было предложено ответить читателям «Психологической газеты». Публикуем результаты опроса.

Редакция «Психологической газеты» благодарит всех коллег, принявших участие в опросе!

Авторы: Балунов П.А., Губанова А.С., Муляр О.И.

Руководитель: Базаров Т.Ю.

Период проведения. Опрос проведен в период с 15 по 31 марта 2024 года на сайте «Психологической газеты» среди заинтересованных читателей.

Количество полученных ответов: всего зафиксировано 539 ответов.

Описание аудитории. Для составления портрета аудитории мы выделили по нескольким критериям наиболее активную часть читателей. Преимущественно это женщины — 80,6%, соответственно мужчин — 19,4% (рис. 1).

По возрасту фиксируются сопоставимые сегменты аудитории (рис. 2):

  • 20,6% — аудитория от 18 до 24 лет;
  • 23,8% — читатели в возрасте от 25 до 34 лет;
  • 21,6% — пользователи от 35 до 44 лет.

Географически аудитория распределена таким образом: 86,8% пользователей живут в России; в первую десятку по мере уменьшения доли пользователей вошли: Беларусь, Казахстан, Германия, США, Молдова, Узбекистан, Франция, Киргизия, Нидерланды (рис. 3).

Внутри страны число активных пользователей распределено неравномерно: явные лидеры — Москва и Московская область (23,3%); Санкт-Петербург и Ленинградская область (ок. 15%). Распределение аудитории по областям представлено на рис. 4.

  • Рис. 1. Распределение читателей «Психологической газеты» по полу
    Рис. 1. Распределение читателей «Психологической газеты» по полу
  • Рис. 2. Распределение читателей «Психологической газеты» по возрасту
    Рис. 2. Распределение читателей «Психологической газеты» по возрасту
  • Рис. 3. Распределение читателей «Психологической газеты» по месту проживания (страна)
    Рис. 3. Распределение читателей «Психологической газеты» по месту проживания (страна)
  • Рис. 4. Распределение читателей «Психологической газеты» по месту проживания (город, область)
    Рис. 4. Распределение читателей «Психологической газеты» по месту проживания (город, область)
  • Рис. 1. Распределение читателей «Психологической газеты» по полу
  • Рис. 2. Распределение читателей «Психологической газеты» по возрасту
  • Рис. 3. Распределение читателей «Психологической газеты» по месту проживания (страна)
  • Рис. 4. Распределение читателей «Психологической газеты» по месту проживания (город, область)

Список вопросов:

  1. Есть ли граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом?
  2. Психологу важно иметь профессиональные знания и навыки, а что кроме? (можно выбрать несколько вариантов)
  3. Наличие твердой позиции — жизненной, ценностной, политической, гражданской и др. — помогает или мешает психологу?
  4. В обыденной жизни люди часто делят окружающих по принципу «свой — чужой». А психологи?
  5. Существуют ли для психолога понятия «друг» и «враг»?
  6. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим врагом?
  7. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим другом?
  8. Пожалуйста, прокомментируйте свои ответы на вопросы о друзьях и врагах. Почему Вы так думаете?
  9. Может ли психолог быть беспристрастным посредником между враждующими группами людей?
  10. Согласно Этическому кодексу Российского психологического общества, «психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований». Какие, на Ваш взгляд, существуют ограничения толерантности психолога?

​Описание полученных ответов

На первый вопрос о границе между психологом-человеком и психологом-профессионалом ответили 535 респондентов: 80,6% опрошенных убеждены, что эта граница есть; 13,6% утверждают, что границы нет; затруднились ответить на вопрос 5,8%.

На второй вопрос «Психологу важно иметь профессиональные знания и навыки, а что кроме?» были предложены варианты ответа — респонденты могли выбрать из имеющихся несколько вариантов, также могли добавить свой вариант ответа. Ответили на второй вопрос 535 пользователей.

Из предложенных вариантов наибольшее число пользователей (94%) выбрали ответ «Эмоциональная зрелость и эмпатичность». Далее в рейтинге ответов идут, соответственно, «Обширный общекультурный уровень» (72,9%) и «Устойчивая и непротиворечивая система ценностей» (67,7%). Ответ «Здоровые семейные отношения» отметили 32% респондентов. Наименее популярными ответами оказались: «Сформированная гражданская позиция» (22,1%) и «Ясные политические взгляды» (8,2%).

Среди вариантов ответов, добавленных пользователями, встречаются следующие: «Ответственность за принимаемые решения», «Духовный и личностный рост. Системность представлений о взаимозависимости в многообразном окружающем мире. Мудрость», «Гибкое мышление», «Креативное мышление», «Интеллект выше среднего», «Честность, порядочность», «Желание узнавать новое», «Психологическое здоровье», «Боже, не тащите политику в профстандарт». Всего респонденты добавили 53 своих варианта.

На третий вопрос («Наличие твердой позиции — жизненной, ценностной, политической, гражданской и др. — помогает или мешает психологу?») ответили 534 респондента. Более половины опрошенных — 51,9% — убеждены, что наличие твердой позиции помогает психологу. В обратном уверены 9% респондентов — по их мнению, твердая позиция психологу мешает. При этом 28,3% опрошенных считают, что наличие твердой позиции не имеет никакого значения для психолога, а 10,9% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Четвертый вопрос: «В обыденной жизни люди часто делят окружающих по принципу “свой — чужой”. А психологи?». Ответы на него респонденты давали по шкале от 1 по 10, где:

  • 1 — «Психолог обязательно должен делить коллег, клиентов, студентов, респондентов по принципу “свой — чужой”, чтобы ясно демонстрировать свою позицию»;
  • 10 — «Психолог не имеет права делить коллег, клиентов, студентов, респондентов по принципу “свой — чужой”, он должен быть одинаково расположен ко всем людям».

На четвертый вопрос получено 529 ответов. Из них более половины приходится на крайние значения: 35,7% респондентов выбрали 10-е деление шкалы; 18,7% выбрали 8-е деление; 13,8% — 9-е деление, что в сумме составляет 68,2%.

Пятый, шестой и седьмой вопросы, касающиеся представлений о друге и враге, поделили аудиторию респондентов примерно поровну:

  • Вопрос 5. Существуют ли для психолога понятия «друг» и «враг»?
    Получено 536 ответов: 45,5% респондентов утверждают, что для психолога не существует понятий «друг» и «враг»; обратное утверждают 40,3%; при этом 14,2% затрудняются ответить.
     
  • Вопрос 6. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим врагом?
    Получено 536 ответов: 43,1% опрошенных убеждены, что психолог не может оказывать помощь врагу; противоположного мнения придерживаются 41,8%; еще 15,1% затрудняются ответить.
     
  • Вопрос 7. Может ли психолог оказывать помощь человеку, которого он считает своим другом?
    Получено 535 ответов: почти половина респондентов — 49,7% — выбрали отрицательный ответ, по их мнению, психолог не может оказывать помощь другу; противоположный положительный ответ выбрали 40,4% опрошенных; еще 9,9% затрудняются ответить.

В восьмом вопросе респондентам было предложено пояснить свой выбор ответов на предыдущие три вопроса о друзьях и врагах: «Пожалуйста, прокомментируйте свои ответы на вопросы о друзьях и врагах. Почему Вы так думаете?»

Нами был проведен контент-анализ ответов на открытый вопрос 8. Всего было обработано 429 ответов. Среди них мы выделили 414 утверждений, которые мы разделили на 7 групп:

  1. «Друг — да» — психолог может работать с другом
  2. «Друг — нет» — психолог не может работать с другом
  3. «Враг — да» — психолог может работать с врагом
  4. «Враг — нет» — психолог не может работать с врагом
  5. «Не должно быть предубеждений и предвзятости»
  6. «Не имеет значения, важна профессиональная позиция»
  7. «Делать этого не стоит»

Утверждения, не относящиеся к теме опроса, при анализе мы не учитывали.

В ходе анализа мы получили данные:

Таким образом, если суммировать результаты, то мы видим, что 49,1% опрошенных в той или иной форме не считают приемлемой работу психолога с «другом» или «врагом». Наиболее часто встречался аргумент о «переносе» и «эмоциональной вовлеченности». В то же время, 50,9% опрошенных считают возможным работу психолога с «другом» или «врагом». Во многих ответах фигурировали отсылки к профессиональному умению психолога действовать «отстраненно», управляя своими эмоциями. Кроме того, мы считаем важным подчеркнуть факт того, что многие респонденты разделяли работу на «экстренную» и «обыденную», где в первом случае сочли работу психолога с «другом» и «врагом» допустимой, а во втором выражали мнение, что психологу не следует браться за работу.

На девятый вопрос «Может ли психолог быть беспристрастным посредником между враждующими группами людей?» были предложены два варианта ответа — респонденты могли выбрать, а также могли добавить свой вариант. Ответили на девятый вопрос 536 пользователей.

Из предложенных вариантов наибольшее число пользователей (78%) выбрали ответ «Да, беспристрастность посредника — главное условие успеха в деле примирения». Альтернативный ответ «Нет, в работе посредника важна вовлеченность и сочувствие всем сторонам конфликта» выбрали 12% респондентов.

Среди вариантов ответов, добавленных пользователями, встречаются следующие: «Это работа медиатора», «Нет однозначного ответа — где-то важна вовлеченность, где-то беспристрастность», «Сложно следовать предложенным вариантам — на практике всё сложнее», «Должна быть отстраненная вовлеченность, согласие со всеми (системный взгляд)», «Психолог не должен ввязываться в такую ситуацию, у него другие цели». Всего респонденты добавили 69 своих вариантов.

Десятый вопрос был сформулирован так: «Согласно Этическому кодексу Российского психологического общества, “психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований”. Какие, на Ваш взгляд, существуют ограничения толерантности психолога?»

Получено 446 ответов, из них читабельны 435.

Ответы сгруппированы посредством контент-анализа.

Наибольшая группа ответов — 38% — объединяет высказанные идеи о границах толерантности под общим названием «Внутренние ценности и убеждения психолога». Следующая по величине группа — 17% — связана с идеей, что «Толерантность — это миф», сюда же вошли ответы тех, кто затруднился с ответом. По 15% ответов вошли в 2 разные по значению группы: «Экстремизм, фашизм, тяжкие преступления, педофилия» и «Никаких ограничений нет у толерантности психолога». Ещё 8% ответов содержат сообщения об ограничениях толерантности, связанных с соблюдением законов и этического кодекса. Оставшиеся 7% сгруппированы под заголовком «Тяжелые нарушения психики клиента, угроза личной безопасности».

Комментарии
  • Людмила Николаевна Собчик
    21.04.2024 в 14:45:26

    Очень полезное мероприятие, спасибо организаторам! Каждому есть над чем задуматься, уточнить свои позиции. Вы лучшие, поздравляю с очередным успехом, люблю!

      , чтобы комментировать

    • Лев Арутюнович Геонджян
      21.04.2024 в 15:22:37

      Очень интересный материал для психолога-исследователя! Числа всегда содержат что-то новое и неожиданное даже в тех случаях, когда задача поставлена не очень корректно. Думаю исследование только начинается. Спасибо его инициаторам!

      • Людмила Николаевна Собчик
        Людмила Николаевна Собчик
         ответ пользователю Лев
        Москва
        06.05.2024 в 18:03:21

        Мудрая Блюма Вульфовна Зейгарник часто говорила: "Чтобы стать психологом, нужно им родиться!". А если это под вопросом, то необходимо немало потрудиться. Психолог должен быть на голову выше своего клиента, чтобы иметь право ему что-то советовать - по эрудиции, по знанию художественной литературы и искусства, истории, владеть разными языками. Это не значит, что он должен быть снобом и давить своим превосходством: просто - он должен постоянно работать над развитием своей личности.

      • Тахир Юсупович Базаров
        Тахир Юсупович Базаров
         ответ пользователю Лев
        Москва
        07.05.2024 в 09:47:11

        Спасибо, уважаемая Людмила Николаевна! Абсолютно с Вами согласен, как и с Блюмой Вульфовной. Однако, наступили иные времена, психология превратилась в массовую профессию. Видимо, нужна рефлексия новой ситуации. В чем преемственность (что неизменно): эрудиция, образованность и субъектность?

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      22.04.2024 в 09:04:48

      Уважаемые авторы!
      Очень интересная статистика. Спасибо за материал.
      С уважением, Валерий Михайлович.

        , чтобы комментировать

      • Нигора Казимжановна Курбанова

        Спасибо, авторам, за интересное исследование!
        Психологов Узбекистана заинтересовал ваш опрос. На базе филиала МГУ имени Ломоносова в Ташкенте мы провели свой опрос по тем же вопросам. Готовы поделиться результатами.
        С уважением, Нигора.

          , чтобы комментировать

        • Лариса Анатольевна Улькина
          03.05.2024 в 15:52:55

          Этот тест дает только то, что 80% среди нас страдают расщеплением личности. PS. Хотелось бы пожать руку тем, для кого "Я-Человек" тождественен "Я-психологу".

          • Тахир Юсупович Базаров
            Тахир Юсупович Базаров
             ответ пользователю Лариса
            Москва
            03.05.2024 в 21:08:41

            Опрос хорош тем, что люди, как правило, высказывают свою точку зрения. Более 80% респондентов считают, что граница есть. Интересно, что 94% ответов (при возможности выбирать несколько вариантов) фиксируют, что кроме профессиональных знаний и навыков психологу важно быть эмоционально зрелым, эмпатичным.

          • Лариса Анатольевна Улькина
            Лариса Анатольевна Улькина
             ответ пользователю Лариса
            Узбекистан
            04.05.2024 в 07:39:14

            Почему я считаю именно такой ответ "правильным"? Вспомните себя, когда вы только шли учиться на психолога. Разве вы хотели тогда быть "только функцией"?

            Как правило, в психологию идут люди, на глубинном уровне разделяющие ценности этой профессии. Т.о., личностный выбор этой профессии изначален.

            Что думаете по поводу, коллеги?

          • Лариса Анатольевна Улькина
            Лариса Анатольевна Улькина
             ответ пользователю Лариса
            Узбекистан
            04.05.2024 в 14:06:10

            Тахир Юсупович, спасибо за уточнение.
            Знаете, наверное, в некоторых психологических тестах специально есть вопросы на выявление невротичности, когда в зависимости от постановки вопроса респондент может дать два противоположных по сути ответа.
            Здесь аналогично: ведь и зрелая эмоциональность, и эмпатичность содержатся в самой личности. И таки да, это отличается от профессиональных знаний и навыков. Т.о. по сути не нужно делить себя на человека и психолога. Это как делить себя на человека и родителя, на человека и учителя, на человека и врача, человека и журналиста и т.п. А потом говорить «Сам-то я музыку люблю и детей, это просто у меня работа такая – людей в газовых камерах сжигать».

            И, цитируя вас, "94% ответов (при возможности выбирать несколько вариантов) фиксируют, что кроме профессиональных знаний и навыков психологу важно быть эмоционально зрелым, эмпатичным". То есть, быть Человеком.

            Просто в случае с гиперсоциальным вопросом «Есть ли граница между психологом-человеком и психологом-профессионалом?» люди ответили «как правильно».


          • Тахир Юсупович Базаров
            Тахир Юсупович Базаров
             ответ пользователю Лариса
            Москва
            04.05.2024 в 21:38:10

            Уважаемая Лариса Анатольевна, полагаю, что люди ответили так, как считали для себя правильным. "Человек", "психолог", "родитель" - это роли, которые мы по своему выбору или без оного актуализируем в разных ситуациях. Кстати, "палач" - тоже роль. Вопрос в том, что я выбираю. Януш Корчак предпочел всем ролям человеческую любовь, войдя вместе с детьми в газовую камеру. «Вы ошибаетесь, — крикнул Корчак, — вы ошибаетесь, дети прежде всего!». Можно ли однозначно сказать, что он так поступил, как педагог, или как человек? Профессия и жизнь, декларации и поступки. Насколько они совместимы? Каждому ли дается право (удается) выбирать или это прерогатива избранных?

          , чтобы комментировать

        , чтобы комментировать

        Публикации

        Все публикации

        Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

        Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»